Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

История

Из истории представительной власти Волгоградской области

Город Царицын, основанный в 1589 году как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Российского государства, вначале находился в составе Астраханской губернии. В апреле 1782 года Указом Екатерины II Царицын был отделен от Астраханской губернии и присоединен к Саратовской губернии.

21 апреля 1785 г Екатерина II утвердила «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи», узаконившую существование в российских городах всесословного городского общества, которое разделялось на 6 разрядов: настоящие городовые обыватели; горожане трех гильдий; цеховые ремесленники; иногородние и иностранные гости; именитые граждане, ученые, художники, банкиры, оптовые торговцы; посадские. Поскольку иногородних и иностранных гостей, а также именитых граждан в Царицыне тогда не было, городская дума состояла не из шести, а из четырех гласных.

0-1.jpg

Предположительно, Царицынская дума была образована не сразу после указа Екатерины II 1785 года, а в 1797 году, когда Царицын вновь стал уездным городом Саратовской губернии. На это указывает и тот факт, что дела в царицынском думском архиве хранились только с 1797 года.

С первых же дней городская Дума, а именно городской голова Василий Мордвинов и его помощники-гласные, искали способы, как облегчить исполнение жителями Царицына многочисленных повинностей и пополнить городскую казну. Например, в прошении на имя Министра Внутренних дел графа Кочубея от 11 июля 1803 года гласные Думы предложили отдать принадлежащие Царицыну рыбные ловли; перевести некоторую часть местного гарнизона на квартиры из Царицына в Дубовский посад, жители которого живут более зажиточно и отдать Царицыну выгонную землю.

0-2.jpg

Среди интересных документов начала XIX века – условие, заключенное 30 июня 1808 года городской Думой с отставным сержантом Власовым на обучение детей царицынских граждан. По условию, Власов брал на себя обязательство учить детей чтению, письму и арифметике. После обучения выдавался аттестат. За работу Дума платила Власову по 150 рублей в год.

16 июня 1870 года император Александр Второй утвердил новое «Городовое Положение», которое оставило главным органом городского общественного управления городскую думу. Исполнительный орган (распорядительную думу) заменила городская управа. Оба этих органа: распорядительный и исполнительный возглавлял городской голова, избираемый гласными думы.

Гласными думы становились горожане, которые делились по имущественному
признаку на три разряда: крупные плательщики городских сборов, средние и мелкие с таким расчетом, чтобы сумма платежей, вносимых избирателями каждого разряда, составляла одну треть всех городских сборов. Каждый разряд избирал одну треть общего числа гласных. Сформированная таким образом городская Дума выбирала членов управы.
В компетенцию рассмотрения и решения Думы входили следующие вопросы: «заведование капиталами и имуществом города, попечение о внешнем его благоустройстве; об обеспечении продовольствия и здоровья обывателей; о призрении бедных и других видах благотворительности; о мерах предосторожности от огня и других бедствий; о развитии средств народного образования; о развитии местной промышленности и торговли».

Городские думы избирались раз в четыре года. Первые четыре года работы считались первым со дня утверждения «Городового Положения» четырехлетием. Следующие четыре года – как второе четырехлетие и т.д. Так как новый состав гласных был выбран в конце 1871 г, а первое заседание Царицынской Городской Думы состоялось в начале 1872 года, то первым четырехлетием считают период с 1872-го по 1875 г.

0-3.jpg

В выборах гласных участвовали только русские подданные не моложе 25 лет. Кроме этих двух условий избиратель должен был владеть в городе на правах собственника недвижимым имуществом, с которого платил в пользу города налог или «содержать торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому или же, прожив в городе в течение двух лет сряду перед производством выборов, хотя и с временными отлучками уплачивать в пользу города установленный сбор». Было и еще одно не менее важное условие: право голоса при избрании гласных в Думу имели только те, на ком не числились недоимки по городским сборам.

Дума решала насущные проблемы горожан: засыпка оврагов, увеличение числа пожарных (в городе тогда было много пожаров), строительство водопровода, учреждение в городе мужского и женского училищ; изготовление Городской Управой дощечек с названиями улиц и прикреплением их на домах, а также изготовление дощечек самими домовладельцами с указанием их фамилий и многие другие.

0-4.jpg

Среди вопросов, которые рассматривались Царицынской городской Думой в период с 1886 по 1905 гг. «О предупреждении и пресечении холерной эпидемии», «О мерах к ограждению безопасности жителей Царицына от собак», «О воспрещении публичного распития спиртных напитков», «О наружном благосостоянии города и о мерах к уменьшению пожаров», «О порядке расклейки афиш, программ объявлений и всякого рода извещений».

Известие о свержении самодержавия в Петрограде быстро облетело всю Россию. Так же, как и в столице, в губерниях и уездных городах начался процесс образования новых органов власти. В Царицыне уже 1 марта 1917 года по инициативе членов Военно-промышленного комитета (ВПК) на частном совещании гласных городской Думы совместно с представителями буржуазии был создан новый орган власти – Временный исполнительный комитет (ВИК). В состав ВИКа вошли 28 человек, в том числе 13 представителей крупной буржуазии, 9 - мелкой буржуазии, 6 членов рабочей группы Военно-промышленного комитета. Председателем ВИКа был избран представитель партии кадетов, член III Государственной Думы Н.С. Розанов.

2 марта 1917 года рабочая группа Военно-промышленного комитета обратилась к населению Царицына с призывом приступить к избранию Совета рабочих депутатов для организации рабочего класса и содействия Временному Правительству в установлении в стране новых форм правления.

0-5.jpg

3 марта было проведено первое заседание Совета рабочих депутатов, а 5 марта в Царицыне был создан и Совет солдатских депутатов. Вскоре оба совета объединились в один, который стал называться Совет рабочих и солдатских депутатов. Фактически в Царицыне с момента формирования ВИКа и Совета рабочих и солдатских депутатов в течение первых трех месяцев после февральской революции сложилась коалиция членов буржуазной партии кадетов и социалистических партий меньшевиков и эсеров.

Совместная работа членов социалистических партий с представителями буржуазии позволила несколько улучшить материальное положение солдат и рабочих. Так под давлением пролетариев Совет и ВИК ввели на предприятиях города 8-ми часовой рабочий день, образовали особый миллионный фонд для улучшения материального положения солдат местного гарнизона.

Несмотря на соглашательский характер Царицынского Совета он пользовался известностью среди рабочих. Бывший депутат этого Совета Д.А. Павин вспоминает: «Интерес солдатских и рабочих масс к работе Совета был очень велик. Каждый раз зал заседаний заполнялся ими до отказа. Особенно живой отклик вызывали такие вопросы, как отношение к войне, Временному правительству, о переходе власти к Советам».

В результате выборов в Царицынскую Городскую думу в июле 1917 года 49% избирателей отдали свои голоса в пользу социалистического блока (меньшевиков и эсеров). На втором месте (32%) оказались большевики, на третьем - Союз домовладельцев (5%). Остальные политические партии и общественные организации получили меньше 2% голосов. На проходивших 27 августа 1917 года вторичных выборах в городскую думу из 102 мест большевики получили 45, меньшевики – 10, эсеры – 15, кадеты – 2. Председателем думы стал Я.З. Ерман, а городским головой - С.К. Минин.

В связи с появлением в газетах сообщения о свержении Временного правительства и передаче власти в руки Петроградского Совета исполком Царицынского Совета 27 октября 1917 года оповестил, что вся полнота власти в городе и его районах переходит в ведение Революционного штаба.
Официальное оформление перехода власти к Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов состоялось 4 ноября, когда Царицынский Совет принял резолюцию что «единственной властью в Царицыне объявляется Совет рабочих и солдатских депутатов».

Осенью 1918 года Царицын оборонялся от армии атамана Краснова. Город выстоял, однако уже через год пал под ударами генерала Деникина. Советы восстановили контроль над Царицыном 3 января 1920 года.
Городу потребовалось 5 лет, чтобы залечить раны после Гражданской войны и набрать былую промышленную силу.
В 1925 году Царицын был переименован в Сталинград, Царицынский уезд – в Сталинградский, Царицынская губерния — в Сталинградскую губернию.

Деятельность местных органов власти в 20-30 гг.. XX века была связана с восстановлением города после Гражданской войны, индустриализацией и коллективизацией. К 1927 году в городе закончилось восстановление разрушенных лечебных учреждений и началось строительство новых. Строились школы и детские сады, дома культуры, клубы. В этот же период был открыт Драматический театр с постоянной театральной студией. Для рабочих завода «Красный Октябрь» был построен лучший в то время в городе клуб имени Ленина.

0-6.jpg

В 1928 г. на северной окраине Сталинграда началось строительство первого в стране тракторного завода. Он был возведен в небывало короткий срок. Уже 17 июня 1930 г. с главного конвейера СТЗ сошел первый колесный трактор.
Параллельно со строительством тракторного завода было начато сооружение мощной районной электростанции СталГРЭС. Металлургический завод «Красный Октябрь» приступил к выпуску новой продукции - качественной стали. В 30-х на южной окраине города появилась Судоверфь. Новый метизный завод начал поставлять детали для тракторных заводов Сталинграда и Харькова. Были реконструированы и расширены лесные и деревообрабатывающие предприятия, сооружены крупные заводы красного и силикатного кирпича, консервный, кожевенный и мыловаренные заводы, мясокомбинат, завод безалкогольных напитков, хлебозаводы, мебельный комбинат, трикотажные фабрики и другие предприятия легкой и пищевой промышленности.

Накануне войны город находился в числе крупнейших городов страны, в нем проживало 525 тысяч человек.

В период Великой Отечественной войны местные Советы вели организаторскую и воспитательную работу среди населения - их деятельность была подчинена боевому призыву «Все для Фронта, все для победы над врагом!».

Советы принимали активное участие в эвакуации промышленных предприятий, колхозов и совхозов; руководили перестройкой на военный лад местной промышленности; заботились о семьях фронтовиков. На протяжении всего периода войны облисполком и горисполком возглавляли И.Ф. Зименков и Д. М. Пигалев.

0-7.jpg

Вопросы развития промышленности в военные годы восемь раз обсуждались на сессиях областного Совета депутатов трудящихся. Уже в первые месяцы войны промышленные предприятия Сталинграда выпустили до 80 видов различной военной продукции: танки, орудия, минометы, бронепоезда, авиабомбы, мины, снаряды и т. д. На лесозаводах города изготовлялись артиллерийские сани, санитарные салазки, дезкамеры, огнеметы. Для пополнения промышленности рабочими кадрами в области было создано 15 школ ФЗО и 8 ремесленных и железнодорожных училищ. К ноябрю 1944 г. они подготовили 35000 рабочих ведущих квалификаций.

После победоносного завершения Сталинградской битвы все усилия областной власти были сконцентрированы на восстановлении Сталинграда. В рекордно короткие сроки были восстановлены разрушенные предприятия: уже летом 1943 года Сталинградский тракторный завод начал давать фронту военную продукцию, завод «Красный Октябрь» — бронированную сталь, судоверфь — баржи. В 1949 году промышленность Сталинграда достигла довоенного уровня. В городе строились дома, поликлиники, бани, ремонтировались и асфальтировались дороги.

0-8.jpg

В начале 50-х годов было принято решение о строительство Волго-Донского судоходного канала. Около 2000 промышленных предприятий, расположенных более чем в 500 городах страны, поставляли строителям Волго-Донского судоходного канала и Цимлянского гидроузла современную отечественную технику, оборудование и строительные материалы.

На сессиях областного Совета обсуждались и вопросы развития сельского хозяйства. Особое внимание было уделено отстающим колхозам. В 1955 году из Сталинграда выехало 125 коммунистов-тридцатитысячников. Над колхозами шефствовало более 200 промышленных предприятий, учебных заведений области.

К 1961 году Сталинградская область по сравнению с довоенным уровнем в 6 раз превысила объем валовой продукции и вошла в число крупных индустриальных районов РСФСР. 10 ноября 1961 года Сталинградская область была переименована в Волгоградскую, а город Сталинград — в Волгоград.

С принятием новой Конституции СССР Волгоградский областной Совет депутатов трудящихся стал именоваться Волгоградским областным Советом народных депутатов. Статус, полномочия, функции областного Совета, система выборов принципиальных изменений не претерпели: выборы проходили на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. В местные Советы выборы проводились через 2, а с 1977 г. — через 2,5 года и были безальтернативными.

0-9.jpg

На своих территориях Советы руководили хозяйственным строительством, устанавливали местный бюджет; осуществляли руководство деятельностью подчиненных им государственных органов, а также предприятиями, учреждениями и организациями; содействовали укреплению обороноспособности страны; обеспечивали соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка. Важнейшие вопросы, отнесенные к ведению Советов, решались на сессиях.

Исполнительные и распорядительные органы местных Советов назывались исполнительными комитетами (областной, городские, районные, сельские и поселковые). В разные годы председателями облисполкома были И. Ф. Зименков, Я. В. Ларин, И. С. Панькин, Н. И. Чмутов, Л. С. Куличенко, В. П. Бородин, Ю. И. Ломакин, А.Н.Орлов, И.П.Шабунин.
Облисполком, горисполкомы и райисполкомы имели отделы и управления, подчиненные как соответствующим Советам и исполкомам, так и вышестоящим государственным органам. Их перечень определялся Конституциями СССР и РСФСР.
Важнейшими отделами и управлениями Волгоградского облисполкома являлись управления сельского хозяйства, капитального строительства, связи, торговли, коммунального хозяйства, культуры, внутренних дел: отделы здравоохранения, народного образования.

0-10.jpg

В апреле 1990 года приступил к исполнению своих полномочий Волгоградский областной Совет народных депутатов 21 созыва. В отличие от предыдущих созывов, когда выборы по сути являлись безальтернативными, здесь избрание депутатов происходило на демократических началах - на одно место претендовали сразу несколько кандидатов. Выборы проводились в два тура. В состав Волгоградского областного совета вошли 250 человек, среди них работники промышленности, строительства, транспорта и связи, труженики сельского хозяйства, рабочие и рядовые колхозники, работники народного образования, представители научной и творческой интеллигенции. Впервые депутатами областного Совета стали 3 религиозных деятеля.

На первой сессии Волгоградского областного Совета, которая состоялась 4 апреля 1990 года, были сформированы органы областного Совета. Перед началом работы сессии председатель окружной избирательной комиссии В.П. Кудрявцев обратился к депутатам: «Организационно Советы реконструированы. Они вышли на новый уровень своей деятельности, но мы должны понимать, что, в конечном счете, все решают люди, т.е. те депутаты, которых вы поставите у руля Совета, исполкома и других органов. Все мы понимаем, что они должны быть компетентными, профессиональными в тех вопросах, которые вы им поручаете сегодня на сессии. Сейчас народ не прощает ошибок и скороспелых, непродуманных решений... В нашей области, как и по всей стране, происходит размежевание политических сил. Идет политическая борьба, я бы даже сказал, борьба за власть. Плюрализм взглядов, мнений, суждений, характерен и для нового состава Совета. Поэтому желаю принимать вам сегодня взвешенные, продуманные, четкие решения».

В результате тайного голосования на первой сессии Волгоградского областного Совета народных депутатов, его председателем был избран В. А. Махарадзе. На следующий день, 5 апреля 1990 г. счетная комиссия обнародовала результаты выборов председателя исполкома Совета народных депутатов. Им стал И. П. Шабунин.

0-11.jpg

Спектр рассматриваемых областным Советом вопросов был чрезвычайно широк. Примечательно, что уже на первой сессии Волгоградского областного Совета 21 созыва было принято решение ввести новые условия оплаты труда работников культурно-просветительских учреждений в соответствии с постановлением Совета Министров СССР (от 27 декабря 1989 г.) и, более того, сделать это досрочно, уже с 5 января 1990 года. Исполкомы советов всех уровней обязали изыскать необходимые средства на повышение заработной платы работникам культуры.
На 2 сессии Волгоградского областного Совета народных депутатов, которая состоялась 6 июня 1990 года, обсуждался вопрос создания муниципальной местной милиции в городах Волгограде, Волжском, Камышине. Необходимость создания новой структуры наряду с уже действующим подразделением органов внутренних дел многие депутаты сочли ненужным. В выступлениях, звучавших в ходе заседания был сделан акцент на необходимость обеспечения оптимальных условий для работы уже существующих подразделений милиции.

На 4 сессии Волгоградского областного Совета народных депутатов рассматривался вопрос охраны памятников истории и культуры Волгоградской области, в частности, поставить на учет старинные здания по ул. Волгодонской как памятники местного значения и привести их в порядок. Одно из этих зданий предполагалось определить для фондохранилища Волгоградского областного краеведческого музея (музейные фонды продолжали оставаться в здании Гидромелиоративного колледжа, в то время, как сам музей переехал в здание бывшего Дома пионеров на пр. Ленина).

0-12.jpg

Еще один спорный вопрос был вынесен на сессию областного Совета: депутатам предстояло решить судьбу Дзержинского райкома комсомола, который волевым решением председателя Дзержинского суда в одночасье был выселен из своего помещения. Как вспоминает В.Г. Попов (ныне депутат Волгоградской областной Думы), возглавлявший тогда Дзержинский район, «Я вызвал ОМОН, прокуратуру, силовые структуры, чтобы остановить самоуправство председателя суда. В итоге вопрос был вынесен на сессию областного Совета. Надо признать, что у председателя районного суда нашлись сторонники среди депутатов. Но здравомыслие восторжествовало, и облсовет подавляющим большинством голосов выразив недоверие председателю Дзержинского суда, рекомендовал Коллегии ее заменить. Хочу отметить, что Волгоградский областной совет народных депутатов 21 созыва был по-настоящему демократическим и действенным органом, который серьезно влиял на работу властных структур».

В 1991 году В.А. Махарадзе покинул пост председателя Волгоградского областного Совета. Он был назначен главным государственным инспектором-начальником контрольного управления администрации Президента РСФСР. Новым председателем Волгоградского областного совета народных депутатов был избран А.Г. Морозов.

0-13.jpg

На основании Закона РСФСР «О некоторых вопросах правового регулирования деятельности краевых, областных Советов народных депутатов» с целью улучшения организации работы на 9 сессии облсовета был образован Малый Совет в количестве 33 человек. В его состав по должности вошли председатель областного совета и два его заместителя, остальные члены были избраны прямым тайным голосованием. Малый Совет осуществлял все полномочия областного Совета народных депутатов в период между его сессиями.

В результате конфронтации между Президентом России и Съездом народных депутатов РФ, советские властные структуры были упразднены. 21 сентября 1993 года Президент РФ Борис Ельцин издал Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». В Указе были назначены выборы в новый законодательный орган Российской Федерации – Федеральное собрание, а полномочия народных депутатов прекращены.

После выхода в свет Указа Президента РФ состоялась 17-я Чрезвычайная сессия областного совета 21-го созыва. В итоговом документе говорилось: «Решения Президента Российской Федерации и Верховного Совета Федерации, принятые после 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 года исполняются на территории Волгоградской области, если они подтверждены совместными решениями, постановлениями представительных, исполнительных органов государственной власти Волгоградской области». Фактически своим решением Волгоградский областной совет ограничивал на территории региона действие федеральных нормативных актов.

0-14.jpg

А. Г. Морозов: «В своем Указе Борис Ельцин дал негласное указание распустить областной Совет. Почти все регионы так и сделали. И только в шести или семи российских регионах, в том числе в Волгоградской области, облсоветы продолжали работать. Во многих регионах России после роспуска облсоветов в течение нескольких месяцев, а то и года действовала только исполнительная власть. Но, поскольку в Указе Президента РФ напрямую не было сказано о роспуске облсоветов, а речь шла только о выборах в новый законодательный орган власти – Государственную Думу РФ, то на 17-й чрезвычайной сессии мы приняли решение о том, что будем продолжать исполнять свои функции вплоть до 12 декабря, выборов в Государственную Думу и областную Думу. Такое решение было продиктовано стремлением обеспечить плавный переход от одной формы законодательной власти к другой».

После трагических событий сентября 1993 года у Дома Правительства Российской Федерации, которые привели к гибели людей, был издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по ликвидации последствий вооруженного государственного переворота» от 5 октября 1993 года. Хочется отметить, что на основании этого Указа решением Волгоградского областного Совета народных депутатов от 7 октября 1993 года из областного бюджета было выделено «50 млн. рублей в единый фонд ликвидации последствий попытки вооруженного государственного переворота в г. Москве за счет фонда облсовета по социальному развитию области».

Следуя, рекомендациям Президента, которые прозвучали в телевизионном обращении 6 октября, Малый Совет принял решение провести досрочные выборы в органы представительной власти Волгоградской области 12 декабря 1993 года.
Организацию новых выборов в административно-территориальных субъектах РФ поручили главам администраций территориальных образований.

28 октября 1993 года состоялось совместное заседание Малого Совета Волгоградского областного Совета народных депутатов под председательством А.Г. Морозова и Коллегии администрации области. Было принято Постановление «Об органах представительной власти Волгоградской области», согласно которому новый представительный, (законодательный) орган власти решено было именовать – Волгоградская областная Дума.

0-15.jpg

Была утверждена дата проведения выборов в Думу – 12 декабря 1993 года и численный состав будущего депутатского корпуса – 32 представителя по мажоритарной системе по избирательным округам.

0-16.jpg

Член областного штаба по проведению выборов В.П. Кудрявцев так комментировал итоги исторического заседания Волгоградского областного Совета: «Лично я полагаю, что это не просто смена вывески. Областной Совет реорганизуется в принципиально новый представительный и законодательный орган нашего региона. От Думы потребуется иной подход к взаимодействию с областной администрацией: не противостояние, а деловое сотрудничество. Наконец, профессиональный принцип формирования областного парламента означает утверждение его равноправия с двумя другими ветвями власти – исполнительной и судебной».