Волгоградская областная Дума: Новости
Законодательная процедура Печать

Законодательная деятельность Думы осуществляется в соответствии с ее годовым планом законотворческой деятельности.

В соответствии с Уставом Волгоградской области, право законодательной инициативы в Волгоградской областной Думе принадлежит депутатам Волгоградской областной Думы, Губернатору Волгоградской области, представительным органам муниципальных образований Волгоградской области; прокурору Волгоградской области, контрольно-счетной палате Волгоградской области, Волгоградскому областному Совету профессиональных союзов; Правительству Волгоградской области, Избирательной комиссии Волгоградской области, председателям Волгоградского областного суда и Арбитражного суда Волгоградской области, начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, руководителю Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области по вопросам их ведения; гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Волгоградской области, в порядке осуществления права законодательной инициативы**; Ассоциации "Совет муниципальных образований Волгоградской области", членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Волгоградской области.

Законопроекты, подготовленные государственными органами, общественными объединениями, лицами, не обладающими правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Думу лишь субъектами права законодательной инициативы. Порядок внесения и рассмотрения законопроектов определяется законом Волгоградской области и Регламентом Волгоградской областной Думы.

Проект закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год, а также проекты законов о внесении изменений в закон Волгоградской области об областном бюджете вносятся и рассматриваются Думой в соответствии с Законом Волгоградской области "О бюджетном процессе в Волгоградской области".

Проекты законов Волгоградской области о Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи, о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области и отчет о его исполнении вносятся на утверждение Думы главой администрации Волгоградской области.

Законопроект, подготовленный к внесению в Думу, и материалы к нему направляются субъектом права законодательной инициативы на имя председателя Думы либо для его рассмотрения в порядке, предусмотренном  Регламентом областной Думы, либо по просьбе автора законодательной инициативы для предварительного рассмотрения специалистами Думы с участием субъекта права законодательной инициативы (или его представителя) в целях выявления и устранения возможных отклонений от требований: действующего законодательства, Регламента, лингвистики, документооборота.

Необходимым условием внесения законопроекта в Думу в порядке законодательной инициативы является представление:

  • проекта постановления Думы;
  • текста законопроекта;
  • пояснительной записки, содержащей наименование субъекта права законодательной инициативы и разработчиков, обоснование необходимости принятия, включающее в себя развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, состояния законодательства в данной сфере правового регулирования;
  • финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных средств и иных затрат);
  • перечень нормативных актов, требующих внесения изменений в связи с принятием предлагаемого законопроекта, в том числе и их отмены полностью или частично;
  • заключения главы администрации Волгоградской области по проектам, реализация которых предполагает финансовые затраты областного бюджета, а также по проектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Волгоградской области.

Перечисленные документы представляются на бумажном носителе в машинописном виде, а тексты проектов постановлений, проектов законов, проектов программ, заявлений и обращений также и на электронных носителях.

На имя председателя Думы дополнительно представляются:

  • представительными органами местного самоуправления - копия решения представительного органа местного самоуправления о внесении законопроекта с указанием лица (лиц), представляющего (представляющих) данную законодательную инициативу в Думе;
  • всеми субъектами права законодательной инициативы - письмо на имя председателя Думы о внесении законодательной инициативы.

В представленных документах указываются государственные органы, организации, общественные объединения, а также лица, принимавшие участие в их подготовке.

Если представленный законопроект и необходимые приложения не соответствуют указанным требованиям, такой проект в течение 10 дней со дня его регистрации в Думе возвращается председателем Думы субъекту (субъектам) права законодательной инициативы для выполнения указанных требований. Такой законопроект не считается внесенным в Думу.

Председатель профильного комитета Думы готовит сопроводительное письмо от имени председателя Думы с мотивировкой возврата законопроекта.

Проекты нормативных правовых актов и иных актов, поступившие в Думу от субъектов права законодательной инициативы, регистрируются в общем отделе аппарата Думы и передаются председателю Думы, который направляет указанные проекты заместителям председателя Думы (по направлениям деятельности), в правовое управление аппарата Думы для подготовки юридического заключения, определяет профильный комитет. После этого указанные проекты направляются в протокольно-редакционный отдел аппарата Думы для рассылки согласно направлению председателя Думы.

Проект закона направляется председателем Думы главе администрации Волгоградской области. Сопроводительное письмо к проекту закона, направляемому главе администрации Волгоградской области, за подписью председателя Думы готовит председатель профильного комитета Думы.

Проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для рассмотрения и обсуждения, направляются на рассмотрение в Волгоградскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. Сопроводительное письмо к проекту закона, направляемому в Волгоградскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, за подписью председателя Думы готовит председатель профильного комитета Думы.

Председатель профильного комитета Думы направляет проекты нормативных правовых актов и иных актов депутатам профильного комитета Думы, по своему усмотрению другим заинтересованным органам и должностным лицам.

Правовое управление аппарата Думы проводит правовую и антикоррупционную экспертизу проекта нормативного правового акта или иного акта и на основании ее результатов готовит юридическое заключение с указанием, в случае если таковые имеются, противоречий действующему законодательству и коррупциогенных факторов.

Заинтересованные органы и должностные лица рассматривают полученный проект и представляют в профильный комитет Думы в течение 14 дней со дня получения этого проекта (если иной срок не указан в сопроводительном письме) свои письменные заключения, предложения и замечания.

По истечении указанного срока профильный комитет Думы приступает к рассмотрению проекта нормативного правового акта или иного акта в соответствии с нормами Регламента.

Для участия в заседании профильного комитета Думы могут приглашаться сотрудники правового управления аппарата Думы, подготовившие юридическое заключение.

Проекты нормативных правовых актов о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, внесении изменений в законодательные акты Волгоградской области о налогах, изменении финансовых обязательств Волгоградской области, проекты других нормативных правовых актов, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Думой после предварительного рассмотрения указанных проектов комитетом Думы по бюджету, налогам и финансам.

Проекты нормативных правовых и иных актов, рассмотренные профильным комитетом Думы, имеющие заключение правового управления аппарата Думы, внесенные в протокольно-редакционный отдел аппарата Думы не позднее чем за семь рабочих дней до очередного заседания Думы, подлежат включению в проект повестки дня очередного заседания Думы.

Проекты законов Волгоградской области о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Волгоградской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Думой по представлению главы администрации Волгоградской области либо при наличии его заключения, если законопроекты внесены на рассмотрение Думы иными субъектами законодательной инициативы. Внесенные на рассмотрение Думы законопроекты иными субъектами права законодательной инициативы в течение трех календарных дней со дня их поступления в Думу направляются председателем Думы главе администрации Волгоградской области для заключения. Заключение представляется главой администрации Волгоградской области в Думу в течение 20 календарных дней со дня получения соответствующего проекта закона Волгоградской области.

Если в Думу внесены два и более альтернативных законопроекта (проекта иного правового акта), то они также подлежат рассмотрению в комитетах Думы. В этом случае профильный комитет на основе заключений, поступивших от других комитетов Думы на каждый из альтернативных законопроектов (проектов иного правового акта), принимает решение рекомендовать Думе принять один из альтернативных законопроектов (проектов иного правового акта) в качестве основы для его рассмотрения и принятия.

В случае если Думой будет принято предложение профильного комитета, нормы и положения иных альтернативных законопроектов (проектов иного правового акта) рассматриваются как дополнения и изменения к принятому за основу.

Если при голосовании ни один из предложенных законопроектов (проектов иного правового акта) по рассматриваемому вопросу не набрал необходимого числа голосов для принятия за основу, то эти проекты считаются недостаточно проработанными и возвращаются авторам для доработки с последующим внесением как вновь подготовленные.

Для доработки альтернативных вариантов может быть создана согласительная комиссия в составе не менее пяти человек. Каждый депутат Думы вправе участвовать в работе согласительной комиссии с правом совещательного голоса.

Замечания и предложения депутатов Думы и других субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, рассматриваются на заседании профильного комитета.

Обсуждение законопроектов комитетами Думы проводится открыто, может освещаться средствами массовой информации (за исключением случаев рассмотрения вопросов на закрытых заседаниях).

Депутаты Думы, не являющиеся членами профильного комитета, вправе направить комитету свои замечания и поправки в письменном виде, которые подлежат обязательному рассмотрению, как правило, с их участием.

Рассмотрение законопроектов в Думе осуществляется не менее чем в двух чтениях, как правило, в разные дни заседания Думы, не считая повторного рассмотрения уже принятого Думой закона, но отклоненного главой администрации Волгоградской области, если применительно к конкретному законопроекту Дума не примет иного решения.

Рассмотрение Думой законопроекта в первом чтении начинается с обоснования автором или лицом, его представляющим, правомерности и актуальности законодательной инициативы, представления ее основных положений и норм, ответов на поставленные вопросы и содоклада представителя профильного комитета. Затем председательствующий организует краткое обсуждение с участием депутатов и заинтересованных лиц. Обсуждаются основные положения законодательной инициативы, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.

При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания профильного комитета, депутатов, депутатских объединений, главы администрации Волгоградской области или его представителя, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении концепции законопроекта.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Дума может решить:

  • принять закон в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;
  • отклонить законопроект;

Если по итогам голосования решение о принятии законопроекта в первом чтении не набрало необходимого для его принятия числа голосов, то этот законопроект считается отклоненным, о чем оформляется соответствующее постановление Думы без дополнительного голосования. Копия постановления Думы об отклонении законопроекта направляется субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект.

В случае принятия законопроекта в первом чтении устанавливается пятнадцатидневный срок подачи поправок к нему в профильный комитет для их рассмотрения как в комитете Думы, так и при его рассмотрении во втором чтении на заседании Думы.

По решению Думы текст законопроекта, принятого Думой в первом чтении, может быть опубликован с целью ознакомления с ним населения Волгоградской области.

Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы. Это решение оформляется постановлением Думы.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в письменном виде субъектами, обладающими правом законодательной инициативы, только в профильный комитет в виде изменения редакции конкретных пунктов, частей, статей, глав, разделов законопроекта.

Поправки к законопроекту подлежат рассмотрению на заседании профильного комитета, о времени заседания которого уведомляются субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, а также субъекты права законодательной инициативы, внесшие поправки к рассматриваемому законопроекту. Автор поправок вправе уточнить поправки в ходе обсуждения в профильном комитете и снять их с обсуждения на любом этапе рассмотрения законопроекта.

Профильный комитет может одобрить поправки и рекомендовать Думе их принять либо рекомендовать Думе отклонить поправки.

Поправки, одобренные профильным комитетом и рекомендуемые к принятию Думой, включаются в текст законопроекта. По поручению профильного комитета правовое управление аппарата Думы проводит правовую экспертизу и лингвистический анализ законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении.

Профильный комитет направляет в протокольно-редакционный отдел аппарата Думы для последующего представления на рассмотрение Думы:

а) проект постановления Думы по законопроекту;

б) таблицу поправок, одобренных профильным комитетом и рекомендуемых к принятию Думой;

в) таблицу поправок, рекомендуемых профильным комитетом к отклонению;

г) таблицу поправок, по которым профильным комитетом не было принято решений;

д) текст законопроекта с учетом поправок, одобренных профильным комитетом и рекомендуемых к принятию Думой;

е) решение профильного комитета;

ж) заключение правового управления аппарата Думы на законопроект.

Срок рассмотрения законопроекта профильным комитетом между первым, вторым и последующими чтениями, как правило, не должен превышать 30 дней. Вне зависимости от количества одобренных или отклоненных поправок профильный комитет в указанный срок представляет законопроект председателю Думы для внесения его в проект повестки очередного заседания Думы.

В случае если, по мнению профильного комитета, подготовка законопроекта к рассмотрению Думой во втором чтении нецелесообразна, либо законопроект утратил свою актуальность, профильный комитет вносит на рассмотрение Думы проект постановления об отклонении данного законопроекта.

Председатель Думы вносит предложение на Совет Думы о включении законопроекта, подготовленного ко второму чтению, в повестку дня заседания Думы.

Второе чтение законопроекта в Думе предусматривает доклад председателя профильного комитета Думы. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта профильным комитетом, в том числе о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.

Председательствующий выясняет, имеются ли у депутатов, депутатских фракций, групп возражения по результатам рассмотрения поправок профильным комитетом Думы.

Если у депутатов, депутатских фракций, групп имеются возражения по поправкам, одобренным профильным комитетом и рекомендуемым к принятию Думой, либо если авторы поправок, которые рекомендованы профильным комитетом к отклонению или по которым решение комитета не принято, настаивают на их принятии, председательствующий выносит их на обсуждение и голосование. Авторам поправок предоставляется слово для краткого, до трех минут, обоснования. Автор вправе снять свою поправку. Докладчик отвечает на возражения по каждой поправке. После этого на голосование ставится предложение о принятии каждой поправки.

Решение о принятии поправок к законопроекту принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы. Решение о принятии поправок к проекту закона о внесении изменений в Устав (Основной закон) Волгоградской области принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Думы. Если при голосовании поправки к законопроекту не набрали необходимого числа голосов депутатов Думы, они считаются отклоненными.

По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором окончательном чтении с учетом поправок, одобренных профильным комитетом, по которым голосование на заседании Думы не проводилось, и принятых на заседании Думы. Решение принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы и оформляется постановлением Думы о принятии закона.

Если по итогам голосования законопроект не набрал необходимого для принятия во втором чтении числа голосов, то он направляется на доработку в профильный комитет для повторного внесения на рассмотрение Думы во втором чтении.

Если по итогам повторного рассмотрения во втором чтении законопроект не набрал необходимого для принятия во втором чтении числа голосов, то законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения, о чем без дополнительного голосования оформляется соответствующее постановление Думы. Копия постановления Думы об отклонении законопроекта направляется субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект.

Принятый окончательно во втором чтении законопроект направляется в профильный комитет для редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. Законопроект в течение пяти рабочих дней представляется профильным комитетом Думы председателю Думы, который направляет принятый закон главе администрации Волгоградской области для подписания и обнародования.

При третьем чтении законопроекта Думой рассматриваются только документы профильного комитета и не могут рассматриваться все иные документы, вносимые на рассмотрение Думы без их предварительного рассмотрения в профильном комитете.

Принятый Думой в третьем чтении закон в течение 10 рабочих дней направляется председателем Думы главе администрации Волгоградской области для подписания и обнародования.

Принятый Думой закон не позднее 10 рабочих дней направляется председателем Думы главе администрации Волгоградской области для подписания и обнародования. Глава администрации Волгоградской области не позднее 14 календарных дней со дня поступления закона подписывает либо отклоняет его. В случае если глава администрации Волгоградской области не согласен с принятым законом, он вправе вернуть его с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений.

Председатель Думы направляет возвращенный закон и документы к нему на повторное рассмотрение профильного комитета и правового управления аппарата Думы для подготовки заключения. Профильный комитет рассматривает возвращенный закон с участием главы администрации Волгоградской области или его представителя. По итогам рассмотрения возвращенного закона профильный комитет может рекомендовать Думе:

  • одобрить закон в редакции, предложенной главой администрации Волгоградской области;
  • согласиться с главой администрации Волгоградской области о нецелесообразности принятия данного закона;
  • одобрить закон в ранее принятой редакции (преодолеть вето).

Правом на внесение поправок в ранее принятый Думой и отклоненный главой администрации Волгоградской области закон при его повторном рассмотрении на заседании Думы обладает исключительно глава администрации Волгоградской области. Все иные субъекты права законодательной инициативы реализуют свои права путем последующего внесения изменений в уже действующий закон.

Председатель Думы по получении решения профильного комитета включает вопрос о повторном рассмотрении закона в повестку дня заседания Думы. О времени проведения заседания Думы сообщается главе администрации Волгоградской области.

Повторное рассмотрение принятого Думой закона начинается с выступления главы администрации Волгоградской области или его представителя. Затем излагается заключение профильного комитета. Предложение главы администрации Волгоградской области о нецелесообразности принятия отклоненного им закона может быть поставлено на голосование. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы.

Если Дума принимает решение о проведении обсуждения, то в нем участвуют только представители профильного комитета, фракций и депутатских групп. Заключительное слово предоставляется главе администрации Волгоградской области или его представителю.

По окончании обсуждения первым ставится на голосование предложение одобрить отклоненный закон в редакции, предложенной главой администрации Волгоградской области. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы.

Если первое предложение не принято, на голосование Думы ставится вопрос об одобрении закона в ранее принятой Думой редакции. Решение в этом случае принимается квалифицированным большинством (не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Думы). В случае принятия Думой данного решения закон в течение 10 рабочих дней направляется председателем Думы главе администрации Волгоградской области для подписания и обнародования.

В случае если не принято ни одно из указанных решений, Дума проводит голосование по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной главой администрации Волгоградской области. Перед каждым голосованием слово предоставляется главе администрации Волгоградской области или его представителю, а затем представителю профильного комитета. Решение в каждом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы.

После принятия Думой отдельных положений, предложенных главой администрации Волгоградской области, повторно рассмотренный Думой закон считается окончательно принятым.

Закон считается принятым с учетом предложений главы администрации Волгоградской области, если за это проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы. В этом случае закон в течение 10 рабочих дней направляется председателем Думы главе администрации Волгоградской области для подписания и обнародования.

Если при повторном рассмотрении закон Волгоградской области принят Думой в прежней редакции посредством преодоления вето главы администрации Волгоградской области, глава администрации Волгоградской области обязан его подписать в установленный срок и опубликовать в течение 10 рабочих дней. Подписанные законы Волгоградской области обнародуются (публикуются) главой администрации Волгоградской области.

 

** Граждане образуют инициативную группу по реализации права законодательной инициативы граждан в количестве не менее 100 человек. (Закон Волгоградской области от 3.06.2014 г № 80-ОД "О порядке осуществления права законодательной инициативы гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Волгоградской области")

Обновлено 18.03.2016 12:08
 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru