Волгоградская областная Дума: Новости
Главная Местное самоуправление Совет руководителей Рабочие материалы Совета Заседание Совета от 30 марта 2011 года
Доклад председателя Волжской городской Думы Е. А. Пыльнева «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области с управляющими компаниями в сфере ЖКХ» Печать

На современном этапе социально-экономических преобразований в нашем государстве центральными стали проблемы стабилизации и повышения уровня и качества жизни населения. Среди важнейших направлений выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, которая призвана создавать необходимые условия для жизнедеятельности человека. Вместе с тем жилищно-коммунальное хозяйство остается сегодня одной из самых проблемных сфер экономики и одной из самых острых социальных проблем современной России.

Самыми актуальными на сегодняшний день являются такие вопросы, как качество ресурсоснабжения, организация системы учета энергоресурсов, формирование тарифов на услуги ЖКХ, деятельность управляющих компаний. Реформа ЖКХ и связанные с ней процессы являются постоянным источником социального напряжения в обществе. Положение дел в этой жизненно-важной отрасли в последнее время все чаще удостаивается внимания СМИ и общественности. Поэтому от их решения во многом зависят не только направленность и темпы дальнейших государственных преобразований, но и, в конечном счете, политическая стабильность в обществе.

В этой связи жилищно-коммунальное хозяйство города Волжского, конечно, не избежало характерных для отрасли проблем. Их решение постоянно находится в центре внимания муниципальных властей. А тема деятельности управляющих компаний в последнее время приобрела особую остроту и вызывает бурные дискуссии.

В Волжском более 86 процентов жилищного фонда находится в собственности граждан. В этом контексте управляющие компании представляются как наиболее оптимальный вариант содержания многоквартирных жилых домов. Всего в городе 1903 многоквартирных дома общей площадью свыше 5 миллионов квадратных метров жилья. В ведении 13 управляющих компаний, действующих на территории городского округа, находятся 1 669 многоквартирных домов.

В настоящее время все управляющие компании участвуют в реализации 185-го Федерального Закона. За 2008, 2009 и 2010 годы было отремонтировано 425 многоквартирных домов.

Управляющие компании Волжского объединены в Ассоциацию под названием «Управляющие и эксплуатационные организации в жилищно-коммунальной сфере», которая образовалась 30 мая 2007 года. В декабре 2009 года Ассоциация получила статус саморегулируемой организации и была зарегистрирована в Росреестре РФ, а уже в начале 2010 года волжская Ассоциация стала одной из 18 учредителей национального объединения саморегулируемых организаций, управляющих недвижимостью.

Все было бы хорошо с управлением и содержанием многоквартирных домов, если бы не две проблемы.

Первая проблема – это общежития. Фонд реформирования не дает разрешение на включение их в программу 185-го Федерального закона, а ведь у общежитий процент износа гораздо больше, чем у остальных жилых домов. Жильцы общежитий – такие же полноправные горожане, как и остальные волжане, но из-за законодательного «пробела» мы не можем в полной мере обеспечивать улучшение качества их жизни.

Вторая проблема – Постановление Правительства №307 об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг. «Правила №307» не предусматривают экономические интересы управляющих компаний на оказания коммунальных услуг. «Правила №307» лишают граждан возможности самостоятельно решать вопрос, с кем вступать им в договорные отношения, касающиеся поставки коммунальных ресурсов, а также состоять в прямых отношениях с ресурсоснабжающими организациями, или поручить управляющим компаниям заключать с указанными организациями договор на поставку коммунальных ресурсов.

Обе эти проблемы настолько остро стоят в нашем городе, что городские власти вынуждены уделять им максимальное внимание. Более подробно я расскажу об этом, когда буду говорить о деятельности профильной депутатской комиссии.

В настоящее время мы являемся прямыми участниками проведения реформирования системы ЖКХ. С одной стороны, в этом процессе становления муниципальные органы власти утрачивают свои контролирующие функции. Мы уже не можем назначать управляющие организации, определять перечень работ, которые необходимо выполнять, давать указания управляющим компаниям, что и в каком доме нужно отремонтировать.

Вместе с тем, мы не самоустраняемся от этого процесса, потому что решение большинства вопросов зависит от взаимодействия между органами местного самоуправления и управляющими компаниями -  от того, насколько стороны готовы прийти к взаимопониманию. Органы местного самоуправления, являясь самой близкой к народу властью, выстраивают свой формат взаимодействия с управляющими компаниями. Прежде всего, мы руководствуемся законом и интересами жителей. Мы находимся в постоянном контакте и взаимодействии с руководителями управляющих компаний - обсуждаем наиболее проблемные аспекты, обмениваемся профессиональным опытом.

В рамках деятельности Волжской городской Думы работает постоянная депутатская комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству под председательством молодого и энергичного депутата Олега Александровича Хоперского.

Зачастую именно депутатам приходится выступать своеобразными арбитрами в спорных моментах, которые возникают во взаимоотношениях коммунальщиков с ресурсоснабжающими организациями и горожанами. Приведу только несколько примеров.

 

Так, в конце 2010 года почти все Управляющие компании Волжского выставили собственникам и нанимателям жилья так называемые «13-е квитанции». Название очень условно, поскольку это была корректировка за потребленную горячую воду. Просто «Лукойл-ТТК» выставил счет за фактически потребленные ресурсы коммунальщикам, а те «раскидали» образовавшийся долг на жителей города. Так и появились дополнительные квитанции. Суммы варьировались от нескольких рублей до нескольких тысяч рублей. В Думу пошли жалобы от горожан и просьбы разобраться в сложившейся ситуации. Вопрос несколько раз рассматривался на заседаниях депутатской комиссии по ЖКХ. На эти заседания мы приглашали представителей и «Лукойл-ТТК», и Управляющих компаний, и общественность города. Цель была одна – выслушать все стороны и попытаться придти к комплексному решению проблемы. Для этого даже была создана специальная согласительная комиссия, в которую вошли специалисты администрации, депутаты Думы, общественность. Факт наличия задолженности коммунальщики не отрицали. Разночтения были только в том, кто виновен в сложившейся ситуации и, следовательно – кто должен оплачивать выставленные счета.

В ходе работы была детально изучена ситуация в 14 многоквартирных домах. В результате выяснилось, что:

- почти во всех квартирах, где никто не прописан, на самом деле проживают люди, которые пользуются всеми коммунальными услугами. Приборов учета в этих квартирах нет, и за потребленные ресурсы никто не платит. Соответственно, оплачивать это приходится всем соседям;

- также немало квартир, где прописан один человек, а проживают целые семьи. Но оплата осуществляется по нормативу за одного прописанного;

- некоторые жильцы квартир, где установлены счетчики, занижают показания приборов, что бы платить меньше.

При этом многие управляющие компании не знали, сколько у них таких квартир, кто в них проживает и как оплачиваются коммунальные услуги.

Общий вывод, который по итогам работы сделали члены комиссии по принципам начисления – оно сделано крайне некорректно. Конечно, управляющие компании – юридические лица, и выводы комиссии носили только рекомендательный характер. Но большинство внимательно отнеслись к результатам работы комиссии и отозвали «13-е квитанции».

Еще одна проблема, которой в последнее время все чаще приходится заниматься депутатам, это - отношения между компаниями и русурсоснабжающей организацией «Лукойл-ТТК». Так, в январе на заседании депутатской комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству рассматривалось  обращение ООО «Лукойл-ТТК» по вопросу нарушения эксплуатации объектов жилищного фонда. Теплоснабжающая организация обратилась в Думу за помощью в разрешении непростой ситуации, возникшей между ней и управляющими компаниями города. Как пояснили членам комиссии представители Лукойла, в ходе контрольных замеров параметров тепловой энергии в узлах управления многих жилых домов, специалистами были выявлены нарушения. В частности, обратные клапаны, установленные на подмешивании к регуляторам температуры, находятся в нерабочем состоянии или вовсе отсутствуют. Из-за чего не представляется возможным регулировать температуру подаваемой в жилые дома горячей воды. Соответственно, не приходится говорить ни об экономии, ни о соответствии температурного режима подаваемой в квартиры воды установленным нормативам. Причем, нарушения выявлены в домах, обслуживаемых практически всеми управляющими компаниями города. Многочисленные попытки решить проблему с самими управляющими компаниями, как сказали специалисты «Лукойла», ни к чему не привели: нарушения не были устранены.

На это руководители управляющих компаний возражали, что клапаны очень быстро выходят из строя, а то и вовсе оказываются бракованными. Да и установка одного клапана обходится  компании в 4 тысячи рублей. Но мы задали вопрос по-другому: сколько в среднем составляет выставленная на один дом корректировка за перерасход горячей воды? Нам ответили, что примерно 40 тысяч рублей. То есть, коммунальщики не могут заплатить четыре тысячи, чтобы потом людям не нужно было оплачивать дополнительно за горячее водоснабжение в десять раз больше. Конечно, это проблема двух хозяйствующих субъектов, и решать ее они должны между собой. Но нас эта ситуация коснулась тем, что оба примера затрагивают интересы жителей. Поэтому на заседании депутатской комиссии мы рекомендовали управляющим компаниям совместно с «Лукойл-ТТК» составить график устранения выявленных нарушений и представить его в комиссию.

Или еще одна проблема - это применение коэффициента при расчете оплаты за горячее водоснабжение для квартир, где установлены приборы учета. Она постоянно порождает конфликты населения с коммунальщиками.

Постановление Правительства РФ №307 устанавливает только порядок расчета, но не величину коэффициента. Коэффициент рассчитывается в зависимости от перерасхода воды для каждого дома.

Одна из главных причин того, что возникает перерасход горячей воды – отсутствие общедомовых приборов учета. В таких случаях расчет потребления ведется «Лукойлом» по установленной формуле. Но, как показывает практика ни одна формула не даёт объективной картины.

Еще один фактор, влияющий на расход горячей воды, как я уже говорил, отсутствие со стороны управляющих компаний контроля за количеством прописанных и реально проживающих в многоквартирных домах граждан. Устранить эту проблему призвано городское положение о так называемых «0»-прописанных квартирах, которое, по решению комиссии, будет разработано в ближайшее время.

Кроме того, мы дали поручение городской ассоциации  управляющих компаний разработать единый механизм, по которому будут осуществляться доначисления. Главное и обязательное условие, на соблюдении которого настаивают депутаты, - чтобы предложенная коммунальщиками концепция была приемлема для населения.

 

Считаю необходимым повторить - несмотря на то, что городская Дума не имеет прямых рычагов влияния на Управляющие компании, коммунальщики все же прислушиваются к нашим решениям. И хотя они носят рекомендательный характер, исполняют их.

Хочу сказать еще об одном аспекте взаимодействия Думы и Управляющих компаний. Нередко случается, что депутатам приходится разбираться в спорных ситуациях между отдельными горожанами-собственниками жилья и управляющими компаниями.

В 2010 году состоялось 17 заседаний комиссии, на которых мы рассмотрели 38 заявлений волжан по проблемам взаимоотношений с коммунальщиками. В текущем 2011 году на четырех заседаниях рассмотрены уже 8 таких заявлений. Кстати, применение управляющими компаниями коэффициента по оплате за горячее водоснабжение – одна из наиболее частых жалоб населения при обращении к депутатам. Также достаточно много обращений горожан по вопросам капитального ремонта многоквартирных домов. Причем зачастую конфликты происходят от недопонимания горожанами принципов включения домов в очередь на капремонт, принципов софинансирования капитального ремонта, как предписано Федеральным законом №185. И здесь, я считаю, имеет место недоработка некоторых Управляющих компаний, которые обязаны работать с населением, объяснять людям, на что и как тратятся их деньги. И тогда большую часть конфликтов можно было бы избежать. Депутатский корпус, со своей стороны, ведет разъяснения в городских средствах массовой информации, дополнительные приемы горожан проводят члены профильной депутатской комиссии по ЖКХ.

Я могу это утверждать, потому что как председатель Думы регулярно провожу приемы граждан, и также регулярно вынужден разбираться в отношениях коммунальщиков с жителями города. Уже в этом году ко мне на приемы пришли четверо волжан, которые не смогли найти «общего языка» с управляющими компаниями. Но стоит отдать должное и коммунальщикам – они идут на контакт и всегда присутствуют на моих приемах. Но ведь далеко не все горожане придут на прием к председателю Думы или своему депутату по месту жительства.

Хочу сказать еще об одном моменте взаимодействия Волжской городской Думы с Управляющими компаниями. В декабре 2010 года мы приняли «Городское положение о методике определения арендной платы за пользование муниципальным имуществом, находящимся в собственности городского округа – г. Волжский». Согласно этого документа Управляющие компании пользуются муниципальным имуществом на льготных условиях. Мы пошли на этот шаг под гарантии управляющих компаний, что для населения будут установлены минимальные тарифы на услуги, которые они оказывают.

Подводя некий итог всему вышесказанному, хочу сказать, что совместный поиск пути решения проблем, стоящих перед жилищно-коммунальным хозяйством нашего города, приводит к грамотному решению вопросов, направленных на улучшение условий жизни горожан. В условиях правовых пробелов, которые существуют сегодня в жилищном законодательстве, такой диалог между властью и управляющими компаниями просто необходим, поскольку все мы, по большому счету, делаем одно общее дело.

 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru