Волгоградская областная Дума: Новости
Главная Местное самоуправление Консультационный кабинет В помощь органам МСУ
Сборник методических материалов для депутатов представительных органов местного самоуправления Волгоградской области - 7. О рганизация и порядок проведения «депутатских слушаний» Печать
15.09.2011 15:44
Индекс материала
Сборник методических материалов для депутатов представительных органов местного самоуправления Волгоградской области
1. Вас избрали депутатом представительного органа муниципального образования. С чего начать работу?
2. Статус депутата представительного органа местного самоуправления
3. Формы участия депутата в работе представительного органа муниципального образования
4. Избирательный округ депутата представительного органа муниципального образования
5. Депутатский запрос
6. Депутатское расследование
7. О рганизация и порядок проведения «депутатских слушаний»
8. Рассмотрение обращений граждан в представительных органах муниципальных образований
9. Отчет депутатов представительных органов муниципальных образований перед избирателями
10. Дополнительные методические материалы
Все страницы
7. О рганизация и порядок проведения «депутатских слушаний»

Сущность депутатских слушаний состоит в коллективном обсуждении депутатами с участием представителей местной администрации, общественности, научных организаций актуальных проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности муниципального образования, по которым имеется много точек зрения, альтернативных вариантов их возможного решения. Вместе с тем в организации депутатских слушаний имеются определенные недостатки. Часто депутатские слушания носят характер совещаний и в содержательном плане не достигают поставленных целей всестороннего рассмотрения различных точек зрения, альтернативных вариантов возможного решения обсуждаемых проблем. Особенно это характерно для представительных органов поселений, где эта форма работы не получила широкого распространения. Конечная цель депутатских слушаний состоит в выработке коллективно одобренных рекомендаций, используя которые представительный орган и другие органы местного самоуправления во взаимодействии и при поддержке органов государственной власти, научных и общественных организаций могли бы принять правильные и оптимальные решения, позволяющие улучшить состояние работы по кругу вопросов, поднятых на депутатских слушаниях.

В то же время депутатские слушания дают возможность установить, насколько эффективно работают те или иные правовые акты и насколько они соответствуют потребностям граждан и задачам социально-экономического развития муниципального образования. В данном пособии мы рассматриваем примерную процедуру подготовки депутатских слушаний. Представительные органы муниципальных образований могут установить порядок проведения депутатских слушаний  в регламенте представительного органа муниципального образования.

В повседневной работе органов местного самоуправления часто встречаются проблемы, актуальные для жителей муниципального образования, требующие широкого обсуждения и привлечения специалистов. Таким образом, на депутатские слушания выносятся вопросы, представляющие общественную значимость и имеющие проблемный характер. При формулировании конкретной темы депутатских слушаний необходимо учитывать, что представительный орган выполняет три основные функции - представительную, правотворческую и контрольную. В рамках представительной функции в первую очередь выявляется мнение участников слушаний по рассматриваемым проблемам. При осуществлении этой функции депутатские слушания также обеспечивают реализацию прав граждан на непосредственное участие в местном самоуправлении; осуществление связи представительного органа с общественностью; взаимодействие представительного органа с органами государственной власти и другими органами местного самоуправления.

Для реализации правотворческой функции по итогам депутатских слушаний могут приниматься муниципальные правовые акты. Не вызывает сомнения тот факт, что проведение депутатских слушаний в целом способствует улучшению качества правотворческой деятельности органов местного самоуправления; позволяет полнее учесть общественное мнение и различные подходы к решению проблем; служит обеспечению гласности и повышению эффективности деятельности представительного органа. Для того чтобы обеспечить реализацию принятых решений, целесообразно проводить депутатские слушания с целью контроля за исполнением муниципальных правовых актов, принятых представительными органами. В этом случае депутатские слушания являются формой контроля.

Депутатские слушания, как любое мероприятие, должны быть тщательно продуманы и спланированы. Постоянная комиссия, ответственная за подготовку слушаний, заранее (примерно за 2 месяца до даты проведения) готовит и рассматривает на своем заседании план подготовки депутатских слушаний. Чем содержательнее и конкретнее будет план, тем эффективнее пройдут депутатские слушания. В плане подготовки к слушаниям необходимо отразить роль каждого депутата - члена комиссии, ответственного за подготовку слушаний, предусмотреть контрольные мероприятия, указать конкретные сроки их исполнения и т.п. Утверждает план, как правило, председатель представительного органа муниципального образования.

Определение тематической программы, состава участников и выступающих на депутатских слушаниях Тематическую программу, состав участников и выступающих необходимо выстроить таким образом, чтобы всесторонне обсудить вопрос, позволить увидеть проблему с разных точек зрения и найти оптимальные пути ее решения. Особую значимость депутатским слушаниям может придать посещение депутатами какого-либо предприятия либо проведение выездного заседания, например, в поселении. Постоянными участниками депутатских слушаний, проводимых представительными органами всех уровней, являются представители общественности и представители исполнительно-распорядительных органов муниципального образования. Участие в депутатских слушаниях представителей местной администрации служит укреплению взаимодействия органов местного самоуправления, способствует повышению эффективности данной формы работы представительных органов.

Для всестороннего рассмотрения проблемы в зависимости от темы на депутатские слушания могут приглашаться представители различных предприятий, учреждений, общественных организаций (например, Советов ветеранов, ТОСов, населения. При подготовке депутатских слушаний, важное значение имеет приглашение компетентных специалистов, экспертов, которые помогли бы разобраться в сущности рассматриваемых проблем. Докладчику в своем выступлении необходимо обратить внимание на то, что сделано органами местного самоуправления, что планируется сделать, в чем проблемы, представить выводы и предложения по совершенствованию деятельности. Основной доклад должен быть подкреплен показательными примерами, сравнительными аналитическими материалами. Для наглядности желательно использовать презентацию с графиками, схемами, таблицами. С целью сбора данных для подготовки доклада и выступлений предварительно может запрашиваться информация у соответствующих органов и организаций, характеризующая основные проблемы, рассматриваемые на депутатских слушаниях. Выступающие с содокладами и в прениях должны дополнять информацию основного докладчика, раскрывая вопрос с разных сторон и предлагая пути решения проблемы. Поэтому большое значение имеет подготовительная работа и работа с выступающими.

Порядок подготовки и проведения депутатских слушаний определяется регламентом представительного органа муниципального образования. Данная работа включает в себя, как правило, выполнение мероприятий, указанных в плане (подготовка тематической программы, рассылка приглашений, сбор и анализ информации по проблеме, работа с докладчиком и выступающими, подготовка информационного и методического материала, проекта рекомендаций и т.п.). При подготовке к слушаниям могут вноситься изменения в план, корректироваться программа и сроки. Для координации деятельности по подготовке к слушаниям целесообразно проводить организационные совещания. Учитывая, что слушания готовятся и проводятся, как правило, совместно с местной администрацией, в плане подготовки и при проведении совещаний необходимо обеспечить взаимодействие представительного и исполнительно-распорядительного органов муниципального образования.

Информационный и методический материал, сопровождающий выступление, позволяет представить большой объем цифровой или графической информации в удобном для восприятия виде, сделать выступление содержательнее, привлечь внимание присутствующих. Необходимо заранее подумать о материале, который будет роздан участникам депутатских слушаний. Кроме тематической программы и проекта рекомендаций депутатских слушаний в раздаточный материал можно включить наглядный материал (схемы, графики и таблицы), а также подготовить краткую информацию по обсуждаемой проблематике. Раздаточный материал помогает участникам слушаний углубить свои знания по рассматриваемой проблеме и дает возможность вернуться к осмыслению вопроса по окончании депутатских слушаний.

Специфика депутатских слушаний состоит в том, что они осуществляются путем проведения заседания депутатов представительного органа (комиссии) с участием представителей органов государственной власти и местного самоуправления, общественности, научных организаций и других лиц, на котором обсуждаются наиболее общественно значимые проблемы. Поэтому при подготовке и проведении депутатских слушаний необходимо обратить особое внимание на: дату и время проведения (они должны быть удобны для основной массы участников и согласовываться с проведением других крупных мероприятий); место проведения (вместимость зала, наличие достаточного освещения, технической возможности для проведения компьютерной презентации выступления, кондиционеров и запасных выходов); явку выступающих и участников; соблюдение регламента.

Рекомендации депутатских слушаний - это документ, принимаемый в результате коллективного обсуждения проблемы на депутатских слушаниях, в котором содержатся предложения: органам, должностным лицам местного самоуправления (о необходимости разработки и принятия муниципальных правовых актов, о совершенствовании работы по решению вопросов местного значения и т.п.); депутатским постоянным комиссиям (о подготовке обращений в органы государственной власти, о совместных с другими органами местного самоуправления действиях в целях решения проблемы, о дальнейших формах контроля и т.п.); учреждениям, организациям, предприятиям, общественным объединениям, расположенным на территории муниципального образования (о необходимости предпринять определенные действия, о совместной деятельности и т.п.).

В целях повышения эффективности последующего контроля положения рекомендаций, как правило, должны содержать мероприятия (действия, которые необходимо осуществить), сроки их выполнения с указанием должностных лиц (структурных подразделений), ответственных за организацию исполнения данных мероприятий. При подготовке проекта рекомендаций депутатских слушаний целесообразно обобщить предложения от депутатов, специалистов местной администрации, правоохранительных органов, общественных организаций, предприятий, организаций и учреждений, имеющих отношение к обсуждаемой проблеме. Если участники депутатских слушаний будут иметь возможность заранее ознакомиться с проектом решения и представить свои предложения, это повысит эффективность мероприятия. В целях реализации принятых рекомендаций депутатских слушаний могут быть внесены изменения в планы работы представительных органов и местных администраций, программы и планы социально-экономического развития муниципальных образований.

В приложении 2 Вы можете ознакомиться с организационным планом подготовки и проведения депутатских слушаний "Об итогах депутатских слушаний по теме "Деятельность учреждений культуры г. Волжского. Проблемы, пути их решения", а также принятым Постановлением Волжской городской Думы от 14 июля 2004 г. N 114/12 "Об итогах депутатских слушаний по теме "Деятельность учреждений культуры г. Волжского. Проблемы, пути их решения".

Приложение 2


УТВЕРЖДАЮ

Председатель

Волжской городской Думы

А.В. Елисеев____________

«___»_______2004 года

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

подготовки и проведения депутатских слушаний

"Об итогах депутатских слушаний по теме "Деятельность учреждений
культуры г. Волжского. Проблемы, пути их решения"

 

Время проведения 14 июля 2004 г. 13.00

Место проведения – малый зал администрации г. Волжского (1 этаж)

 

п/п

Мероприятие

Срок

Ответственный

за исполнение

1.

Формирование программы депутатских слушаний

До 5 июля 2004

ИИ. Иванов

2.

Отправление приглашений участникам слушаний

До 7 июля 2004

А.А. Сидорова

3.

Уточнение основного состава участников

9-10 июля 2004

А.А. Сидорова

4.

Приглашение СМИ на депутатские слушания

8-10 июля 2004

Е.А. Петрова

5.

Подготовка списка для регистрации

10 июля 2004

А.А. Сидорова

6.

Подготовка проекта рекомендаций депутатских слушаний

До 12 июля 2004

И.И. Иванов

В.А. Завьялов

Н.И. Дьячук

7.

Подготовка раздаточного материала

До 12 июля 2004

И.И. Иванов

8.

Комплектация папок с документами

До 12 июля 2004

А.А. Сидорова

И.И. Иванов

9.

Техническая подготовка зала заседаний к проведению публичных слушаний

До 14 июля 2004

В.В. Васечкин

10.

Регистрация приглашенных, выдача папок с документами, отметка командировочных удостоверений

14 июля 2004

О.И. Давыдова

А.А. Сидорова

11.

Освещение работы депутатских слушаний в СМИ

В период проведения

Е.А. Петрова


Постановление Волжской городской Думы Волгоградской области
от 14 июля 2004 г. N 114/12
"Об итогах депутатских слушаний по теме "Деятельность учреждений
культуры г. Волжского. Проблемы, пути их решения"

Заслушав информацию заместителя председателя Волжской Городской Думы Афанасьевой М.Р. и рассмотрев рекомендации депутатских слушаний по теме "Деятельность учреждений культуры г.Волжского. Проблемы, пути их решения", руководствуясь Уставом г.Волжского Волгоградской области, Волжская Городская Дума постановила:

  1. Администрации г.Волжского при разработке бюджета г.Волжского на 2005 год:
    - разработать городскую целевую программу "Сохранение и развитие культуры г.Волжского в 2005-2007 годах";
    - предусмотреть выделение денежных средств на оплату коммунальных услуг в полном объеме;- предусмотреть увеличение ассигнований детским музыкальным, художественным школам и школам искусств с целью использования средств родительской платы на материально-техническое обеспечение учреждений;
    - предусмотреть средства на проведение капитального ремонта, комплектование библиотечных фондов и проведение подписки на периодические издания для муниципальных библиотек и клубных учреждений;
    - проработать вопрос по социальной защите и поддержке работников культуры.
  2. Администрации г.Волжского представить информацию об исполнении пункта 2 статьи 3 Городского Положения "О бюджете г.Волжского на 2004 год", утвержденного постановлением Волжской Городской Думы N 100/1 от 31.12.2003 г.
  3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Волжской Городской Думы Афанасьеву М.Р.

Председатель Волжской Городской Думы

А.В.Елисеев



Обновлено 16.09.2011 10:39
 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru