Волгоградская областная Дума: Новости
Главная Местное самоуправление Консультационный кабинет В помощь органам МСУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: порядок внесения и прохождение в областной Думе Печать
14.10.2010 16:09
В соответствии со статьей 32  Устава (Основному закону) Волгоградской области право законодательной  инициативы в Волгоградской областной Думе наряду с другими субъектами принадлежит представительным органам местного самоуправления. В целях реализации данного положения предусматривается определенная процедура, установленная законодательством Волгоградской области и Регламентом Волгоградской областной Думы.

 

1. Порядок внесения законодательной инициативы

в Волгоградскую областную   Думу


Законопроект, подготовленный к внесению в Думу, и материалы к нему направляются представительным органом местного самоуправления на имя председателя Думы:

  • либо для его рассмотрения в порядке, предусмотренном Регламентом Волгоградской областной Думы;
  • либо для предварительного рассмотрения специалистами Думы с участием автора законодательной инициативы (или его представителя) для выявления и устранения возможных отклонений от требований: действующего законодательства, Регламента Волгоградской областной Думы, лингвистики, документооборота.

Необходимым условием внесения законопроекта в Думу в порядке законодательной инициативы является представление пакета документов:


thumb_shema



  • пояснительная  записка должна  содержать наименование представительного органа местного самоуправления и разработчиков, обоснование необходимости принятия, включающее в себя развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, состояния законодательства в данной сфере правового регулирования;

  • финансово-экономическое обоснование необходимо в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных средств и иных затрат;


  • в перечне нормативных актов, указываются акты, требующие внесения изменений и дополнений в связи с принятием предлагаемого законопроекта, в том числе и их отмены полностью или частично;



  • заключение главы администрации Волгоградской области необходимо по проектам, реализация которых предполагает финансовые затраты областного бюджета, а также по проектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Волгоградской области.

 

Дополнительно на имя председателя Думы направляются:

- копия решения представительного органа местного самоуправления о внесении законопроекта с указанием лица (лиц), представляющего (представляющих) данную законодательную инициативу в Думе;

- письмо на имя председателя Думы о внесении законодательной инициативы.

Перечисленные документы представляются на бумажном носителе в машинописном виде, а тексты проектов постановлений, проектов законов, проектов программ, заявлений и обращений также и на электронных носителях. В документах указываются государственные органы, организации, общественные объединения, а также лица, принимавшие участие в их подготовке.

Если форма представленного законопроекта не отвечает перечисленным требованиям, такой проект в течение семи дней со дня его регистрации в Думе возвращается инициатору для безусловного выполнения требований, установленных законами Волгоградской области и Регламентом Волгоградской областной Думы.

При этом в сопроводительном письме указывается  мотивировка возврата законодательной инициативы:

  • по формальным признакам - с указанием полного перечня нарушений норм Регламента Думы, на основании которых она возвращается автору без рассмотрения по существу;
  • по существу рассмотрения ее на заседании профильного комитета - с указанием противоречий действующему законодательству, подтвержденных юридическим заключением правового управления аппарата Думы.
  1. Порядок прохождения законодательной инициативы в Волгоградской областной Думе
Проекты законов и  нормативных правовых актов, поступившие в Думу,  регистрируются в общем отделе аппарата Думы и передаются председателю Думы, который определяет профильный комитет и  направляет указанные проекты  заместителям председателя Думы (по направлениям деятельности), а также  в правовое управление аппарата Думы для подготовки юридического заключения.

Председатель профильного комитета Думы направляет проекты нормативных правовых актов и иных актов депутатам профильного комитета Думы и,  по своему усмотрению, другим заинтересованным органам и должностным лицам.

Правовое управление аппарата Думы проводит правовую экспертизу проекта нормативного правового акта или иного акта и на основании ее результатов готовит юридическое заключение.

Заинтересованные органы и должностные лица рассматривают полученный проект и представляют в профильный комитет в течение 14 дней со дня получения этого проекта (если иной срок не указан в сопроводительном письме) свои письменные заключения, предложения и замечания. По истечении указанного срока профильный комитет Думы приступает к рассмотрению проекта нормативного правового акта или иного акта в соответствии с нормами  Регламента Думы.

Все  проекты нормативных правовых актов, касающиеся:

  • введения или  отмены налогов, освобождения от их уплаты, внесения изменений в законодательные акты Волгоградской области о налогах;
  • изменения финансовых обязательств Волгоградской области;  предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета  рассматриваются Думой после предварительного рассмотрения указанных проектов комитетом Думы по бюджету, налогам и финансам.

Проекты нормативных правовых и иных актов, рассмотренные профильным комитетом Думы, имеющие заключение правового управления аппарата Думы вносятся в протокольно-редакционный отдел аппарата Думы. Проекты  подлежат включению в проект повестки дня очередного заседания Думы, если они внесены не позднее, чем за семь рабочих дней до его начала.

Рассмотрение Думой законопроекта в первом чтении начинается с обоснования автором или лицом, его представляющим, правомерности и актуальности законодательной инициативы, ознакомления с  ее основными положениями и нормами, ответов на поставленные вопросы. Далее с  содокладом выступает представитель профильного комитета. Затем организуется краткое обсуждение с участием депутатов и заинтересованных лиц, в ходе которого рассматриваются основные положения законодательной инициативы, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.

При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания профильного комитета, депутатов, депутатских объединений, главы администрации Волгоградской области или его представителя, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении концепции законопроекта.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Дума может решить:

  • принять закон в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;
  • отклонить законопроект;

Если по итогам голосования решение о принятии законопроекта в первом чтении не набрало необходимого для его принятия числа голосов, то этот законопроект считается отклоненным, о чем оформляется соответствующее постановление Думы без дополнительного голосования. Отклоненный таким образом законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается профильным комитетом Думы представительного органа местного самоуправления , внесшему данный законопроект.

В случае принятия законопроекта в первом чтении устанавливается пятнадцатидневный срок подачи поправок к нему в профильный комитет для их рассмотрения, как в комитете Думы, так и при его рассмотрении во втором чтении на заседании Думы.

Представительные органа местного самоуправления могут вносить поправки к законопроекту, принятому в первом чтении. Такие поправки вносятся в письменном виде только в профильный комитет в виде изменения редакции конкретных пунктов, частей, статей, глав, разделов законопроекта.

Профильный комитет по истечении срока подачи поправок к законопроекту,  рассматривает их с приглашением  авторов. Профильный комитет может согласиться с поправками и включить их в текст законопроекта или внести в Думу рекомендацию об отклонении поправок. Автор поправки вправе снять ее с обсуждения на любом этапе рассмотрения законопроекта. После рассмотрения на заседании профильного комитета доработанный законопроект представляется в протокольно-редакционный отдел для рассмотрения Думой во втором чтении. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, профильный комитет представляет таблицу поправок, рекомендованных к отклонению, и таблицу одобренных поправок, а также заключение правового управления аппарата Думы и решение профильного комитета. Срок рассмотрения законопроекта профильным комитетом между первым, вторым и последующими чтениями, как правило, не должен превышать 30 дней. Вне зависимости от количества одобренных или отклоненных поправок профильный комитет в указанный срок представляет законопроект председателю Думы для внесения его в проект повестки очередного заседания Думы. После этого председатель Думы вносит предложение на Совет Думы о включении законопроекта, подготовленного ко второму чтению, в повестку дня заседания Думы.

Второе чтение законопроекта в Думе предусматривает доклад председателя профильного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта профильным комитетом, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.

Председательствующий выясняет, имеются ли у депутатов, депутатских фракций, групп возражения против поправок, включенных в текст законопроекта профильным комитетом Думы при его доработке. Если таких возражений нет, то председательствующий ставит на голосование Думы вопрос о принятии законопроекта вместе с внесенными в текст проекта закона и рекомендованными к принятию профильным комитетом поправками. Все иные поправки, принятые профильным комитетом и рекомендованные им для принятия Думой, но имеющие возражения хотя бы одного депутата, ставятся на голосование Думы. Поправки, отклоненные профильным комитетом Думы, но на которых настаивают их авторы, ставятся председательствующим на голосование при дальнейшем постатейном обсуждении текста законопроекта. При этом их авторам предоставляется слово для краткого, до трех минут, обоснования. Автор вправе снять свою поправку. Докладчик отвечает на возражения по каждой поправке, после чего в Думе проводится голосование о принятии или отклонении каждой поправки.

После окончания постатейного рассмотрения законопроекта во втором чтении председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования законопроект не набрал необходимого для его принятия во втором чтении числа голосов, то он направляется на доработку в профильный комитет для повторного внесения на рассмотрение Думы.

Если по итогам повторного рассмотрения законопроект не набрал необходимого для принятия во втором чтении числа голосов, то законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения, о чем без дополнительного голосования оформляется соответствующее постановление Думы. Указанное постановление Думы вместе с рассмотренными материалами направляется представительному органу местного самоуправления,  внесшему  данный законопроект.

Принятый окончательно во втором чтении законопроект направляется в профильный комитет для редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении. По завершении этой работы законопроект в течение пяти рабочих дней представляется профильным комитетом Думы председателю Думы, который направляет принятый закон главе администрации Волгоградской области для подписания и обнародования.

При третьем чтении законопроекта Думой рассматриваются только документы профильного комитета и не могут рассматриваться все иные документы, вносимые на рассмотрение Думы без их предварительного рассмотрения в профильном комитете.

Принятый Думой в третьем чтении закон в течение 10 рабочих дней направляется председателем Думы главе администрации Волгоградской области для подписания и обнародования.

 

Образец оформления законодательной инициативы

Обновлено 16.11.2010 16:32
 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru