Волгоградская областная Дума: Новости
Главная Местное самоуправление Консультационный кабинет В помощь органам МСУ
ИНФОРМАЦИЯ об изменениях в федеральном законодательстве в сфере местного самоуправления (август-ноябрь 2014) Печать
17.11.2014 16:52

За период с августа по ноябрь 2014 года изменилось федеральное законодательство, регулирующее или затрагивающее деятельность органов местного самоуправления. В целях применения изменений федерального законодательства органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области информационно-аналитическим отделом аппарата Волгоградской областной Думы подготовлена информация о наиболее значимых нормативных правовых актах

I

Федеральным законом от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] , вступающим в силу 22 января 2015 года[2], вносятся изменения в ряд федеральных законов.

Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» дополнен новой статьей 5.1, согласно положениям которой требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются органом местного самоуправления, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места местного (муниципального) значения.

Осуществление мер по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации возложено на местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы.

Муниципальные образования вправе за счет средств своих бюджетов оказывать финансовую поддержку мероприятий по сохранению находящихся в собственности религиозных организаций объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения.

Согласно положениям новой статьи 14.1 о льготах, предоставляемых физическим и юридическим лицам при передаче в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации или к муниципальной собственности, может быть установлена льготная арендная плата в соответствии с порядком, определенным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с новой статьей 16.1, регулирующей порядок выявления объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).

Муниципальный орган охраны объектов культурного наследия (далее - заявитель) вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.

Заявитель (муниципальный орган охраны объектов культурного наследия) вправе обжаловать в судебном порядке отказ регионального органа охраны объектов культурного наследия во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо бездействие указанного органа охраны объектов культурного наследия, выразившееся в непринятии в установленные сроки решения в отношении указанного объекта.

Согласно статье 45 выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению таких объектов, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения осуществляются муниципальным органом охраны объектов культурного наследия.

В Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в части дополнения вопросов местного значения муниципального района вопросом сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района. Указанная норма вступает в силу 1 января 2016 года.

В Градостроительный кодекс Российской Федерации также внесены изменения, согласно которым в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство.

***

Федеральным законом от 22 октября 2014 года № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» [3], вступившим в силу 22 октября 2014 года[4], внесены следующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации:

финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения (пункт 7 статьи 23 [5] в ред. Федерального закона № 311-ФЗ);

муниципальные правовые акты[6], в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты (пункт 6 [7] статьи 41[8] в ред. Федерального закона № 311-ФЗ);

финансовые органы муниципальных образований обязаны вести реестры источников доходов местных бюджетов (пункт 1 статьи 47.1 [9] в ред. Федерального закона № 311-ФЗ);

реестры источников доходов местных бюджетов формируются и ведутся в порядке, установленном местной администрацией (пункт 7 статьи 47.1 в ред. Федерального закона № 311-ФЗ);

реестры источников доходов бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, представляются в финансовый орган субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 47.1 в ред. Федерального закона № 311-ФЗ);

предоставление, использование и возврат муниципальными образованиями бюджетных кредитов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 93.3 [10] в ред. Федерального закона № 311-ФЗ);

цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района (абзац второй пункта 3 статьи 93.3 в ред. Федерального закона № 311-ФЗ);

предоставление, использование и возврат поселениями указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета муниципального района, осуществляются в порядке, установленном муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района (абзац третий пункта 3 статьи 93.3 в ред. Федерального закона № 311-ФЗ);

муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, регулирующими бюджетные правоотношения (за исключением муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете), могут предусматриваться дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете в соответствии с решениями руководителя финансового органа и (или) могут предусматриваться положения об установлении указанных дополнительных оснований в решении о бюджете (пункт 8 статьи 217 [11] в ред. Федерального закона № 311-ФЗ).

***

Статьей 35 Федерального закона от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [12] , вступающего в силу 15 ноября 2014 года[13], положенияпункта 36 части 1 статьи 14,пункта 31 части 1 статьи 15 и пункта 40 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающиеся вопросов осуществления муниципального контроля на территории особой экономической зоны, признаются утратившими силу.

***

Федеральным законом от 4 октября 2014 года № 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 36 и 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [14] , вступившим в силу 17 октября 2014 года, установлено, что глава муниципального образования, в отношении которого представительным органом муниципального образования принято решение об удалении его в отставку, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения.

Суд должен рассмотреть заявление и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления[15] .

Законом установлено, что в случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, досрочные выборы главы муниципального образования не могут быть назначены до вступления решения суда в законную силу.

В случае, если избранный из состава представительного органа муниципального образования глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, представительный орган муниципального образования не вправе принимать решение об избрании из своего состава главы муниципального образования до вступления решения суда в законную силу.

***

Федеральным законом от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ « О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Федеральный закон № 284-ФЗ), вступающим в силу 1 января 2015 года[16], Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 32, регулирующей вопросы налогообложения имущества физических лиц:

налог на имущество физических лиц (далее – налог) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 Кодекса в ред. Федерального закона № 284-ФЗ);

объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество:

1) жилой дом;

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение (пункт 1 статьи 401 Кодекса в ред. Федерального закона № 284-ФЗ);

налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 Кодекса (пункт 1 статьи 403 Кодекса в ред. Федерального закона № 284-ФЗ);

налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 статьи 406 Кодекса (пункт 1 статьи 406 Кодекса в ред. Федерального закона № 284-ФЗ);

в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

1) 0,1 процента в отношении:

жилых домов, жилых помещений;

объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);

гаражей и машино-мест;

хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения (пункт 2 статьи 406 Кодекса в ред. Федерального закона № 284-ФЗ);

налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 статьи 406 Кодекса, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 3 статьи 406 Кодекса в ред. Федерального закона № 284-ФЗ);

установление дифференцированных налоговых ставок допускается в зависимости от:

1) кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);

2) вида объекта налогообложения;

3) места нахождения объекта налогообложения;

4) видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения (пункт 5 статьи 406 Кодекса в ред. Федерального закона № 284-ФЗ);

Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» признан утратившим силу [17].

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 284-ФЗ, вступившей в силу 6 октября 2014 года, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить в срок до 20 ноября 2014 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.

В Новосибирской области принят Закон Новосибирской области от 31 октября 2014 года № 478-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Новосибирской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», которым установлена дата - 1 января 2015 года.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона № 284-ФЗ, вступившей в силу 6 октября 2014 года, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о введении на территориях соответствующих муниципальных образований с 1 января 2015 года налога на имущество физических лиц должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года.

II

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 года № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов»[18], вступившим в силу 4 октября 2014 года, органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд рекомендуется включать в контракт:

- условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет не менее 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования);

- условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения, если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет не менее 5 млрд. рублей.

***

Приказом Росстата от 19 августа 2014 года № 527 , вступившим в силу 30 сентября 2014 года, для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта утверждена предоставляемая органами местного самоуправления форма федерального статистического наблюдения № 3-ДГ (мо) «Сведения об автомобильных дорогах общего пользования местного значения и искусственных сооружениях на них, находящихся в собственности муниципальных образований» вместе с указаниями по ее заполнению.



[1] Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.10.2014.

[2] За исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

[3] Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.10.2014.

[4] За исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

[5] Статья 23. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов.

[6] Муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с пунктом 6 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации не позднее 1 июля 2015 года (часть 8 статьи 4 Федерального закона № 311-ФЗ).

[7] Положения пункта 6 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона № 311-ФЗ) вступают в силу с 1 января 2015 года.

[8] Статья 41. Виды доходов бюджетов.

[9] Статья 47.1. Перечень и реестры источников доходов бюджетов, вступает в силу 1 января 2016 года.

[10] Статья 93.3. Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам.

[11] Статья 217. Сводная бюджетная роспись, вступает в силу с 1 января 2016 года.

[12] Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.10.2014.

[13] За исключением пункта 12 статьи 26 , вступающего в силу с 1 июля 2015 года.

[14] Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.10.2014.

[15] Указанные положения применяются к правоотношениям, связанным с обжалованием решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, принятого после дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ – 17 октября 2014 года.

[16] Но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключениемпункта 1 статьи 1,части 2 и3 статьи 3 и части 2 статьи 4, вступивших в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 06.10.2014).

[17] Со дня официального опубликования Федерального закона от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» - 6 октября 2014 года.

[18] Опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.09.2014.

 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru