Волгоградская областная Дума: Новости
Главная Местное самоуправление Консультационный кабинет В помощь органам МСУ
ИНФОРМАЦИЯ об изменениях в федеральном законодательстве в сфере местного самоуправления (июль-август 2014) Печать
17.09.2014 16:50

За период с июля по август 2014 года изменилось федеральное законодательство, регулирующее или затрагивающее деятельность органов местного самоуправления. В целях применения изменений федерального законодательства органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области информационно-аналитическим отделом аппарата Волгоградской областной Думы подготовлена информация о наиболее значимых нормативных правовых актах.

I

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 214-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» [1], вступившим в силу 22 июля 2014 года, до 1 января 2015 года приостанавливается действие положений пункта 2 статьи 64[2] Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

***

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [3], вступившим в силу 2 августа 2014 года, установлены правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью, в том числе, и органов местного самоуправления.

Субъектами общественного контроля являются:

1) Общественная палата Российской Федерации;

2) общественные палаты субъектов Российской Федерации;

3) общественные палаты (советы) муниципальных образований;

4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:

1) общественные наблюдательные комиссии;

2) общественные инспекции;

3) группы общественного контроля;

4) иные организационные структуры общественного контроля.

Общественный контроль будет осуществляться на добровольной основе гражданами как лично (в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов), так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (общественных палат, советов, наблюдательных комиссий, инспекций, групп общественного контроля).

В качестве форм общественного контроля Закон предусматривает общественный мониторинг, общественную проверку, общественную экспертизу, а также общественные обсуждения и публичные слушания. Перечень является открытым. Законом регулируется порядок реализации каждой формы контроля.

Законом предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле.

***

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» [4], вступившим в силу 22 июля 2014 года, созданы правовые и организационные основы для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.

Органы местного самоуправления являются субъектами, размещающими информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – система), а также являются пользователями информации, размещенной в системе.

Указанным Законом установлены принципы создания, эксплуатации и модернизации системы; требования к системе; виды информации, размещаемой в системе и др.

Органы местного самоуправления размещают в системе:

1) информацию о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления, в том числе органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля;

2) информацию, предусмотреннуюпунктами 6,7,9,11,13,14,28, 40 части 1 статьи 6 указанного Закона;

3) информацию о способе управления многоквартирным домом, а также информацию, предусмотренную пунктом 30 части 1 статьи 6 указанного Закона, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления многоквартирным домом;

4) информацию о способе формирования фонда капитального ремонта в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в отношении такого дома или выбранный способ не был реализован, с указанием реквизитов соответствующего решения органа местного самоуправления.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, размещает в системе информацию, предусмотреннуюпунктами 5, 40 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» [5] , вступившим в силу 22 июля 2014 года[6], внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие административную ответственность должностных лиц органа местного самоуправления за нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства (ст. 13.19.1).

***

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования» [7] , вступившим в силу 22 июля 2014 года[8], законодательно закреплены основы найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Учет граждан, имеющих в соответствии с частью 1 статьи 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, осуществляется органом местного самоуправления.

Органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, устанавливается максимальный размер дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества, который не может превышать размер, позволяющий такому гражданину и таким членам его семьи приобрести жилое помещение в собственность за счет собственных средств, кредита или займа на приобретение жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования.

В Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» введена новая статья, в соответствии с которой до установления законом субъекта Российской Федерации порядка определения органами местного самоуправления дохода и стоимости подлежащего налогообложению имущества граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей, максимального размера этого дохода и стоимости такого имущества в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации указанный порядок может быть установлен актом представительного органа местного самоуправления.

Кроме того, согласно положениям введенного раздела Жилищного кодекса Российской Федерации «Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования» орган местного самоуправления, уполномоченный выступать от имени муниципального образования в качестве собственника муниципального жилищного фонда, может быть наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Требования к порядку, форме и срокам информирования граждан, принятых на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, о количестве жилых помещений, которые могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (в том числе к перечню сведений, периодичности, форме и месту их предоставления, периодичности, форме и месту размещения информации), устанавливаются органами местного самоуправления.

Размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, в расчете на одного человека устанавливается органом местного самоуправления и не может быть менее нормы предоставления с учетом положений статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям нового раздела Жилищного кодекса Российской Федерации «Наемные дома», наемные дома социального использования и земельные участки, предоставленные или предназначенные в соответствии с земельным законодательством для строительства таких домов, подлежат учету в муниципальном реестре наемных домов социального использования органами местного самоуправления муниципальных образований.

Органами местного самоуправления, если наймодателями являются органы местного самоуправления, устанавливается порядок учета наймодателями заявлений граждан.

Порядок управления наемными домами, все помещения в которых находятся в собственности муниципального образования, и являющимися наемными домами и находящимися в собственности муниципального образования жилыми домами устанавливается органом местного самоуправления.

В Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены соответствующие изменения в части отнесения к правам органов местного самоуправления поселений и городских округов «предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством» (п.13 ч.1 ст.14.1, п.14 ч.1 ст. 16.1).

***

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 224-ФЗ«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9], вступившим в силу 22 июля 2014 года[10], внесены изменения в ряд федеральных законов по вопросам развития территорий в целях строительства жилья экономического класса на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Установлены порядок и процедура заключения договоров об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, договоров о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса.

Предусмотрен порядок организации и проведения аукционов на право заключения указанных договоров и требования к участникам аукциона. Решение о проведении аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса принимается органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящегося в муниципальной собственности земельного участка.

***

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11], вступающим в силу 1 января 2015 года, внесены изменения в порядок осуществления земельного надзора в России.

Статья 72 Земельного кодекса Российской Федерации, касающаяся муниципального земельного контроля, изложена в новой редакции.

Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.

В Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены соответствующие изменения в части уточнения вопросов местного значения поселений и городских округов по осуществлению муниципального земельного контроля.

***

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» [12] , вступающим в силу 21 октября 2014 года[13], внесены изменения в ряд федеральных законов, которыми вводится институт независимой оценки качества оказания услуг в сфере образования, здравоохранения, социального обслуживания и культуры.

Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[14] дополнены статьями, регулирующими вопросы осуществления независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями в соответствующих сферах.

В целях создания условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг органы местного самоуправления с участием общественных организаций вправе формировать общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями и предприятиями, расположенными на территориях муниципальных образований, и утверждать положение о них.

Кроме того, внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым органы местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных районов, а также городских округов имеют право на создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Координация деятельности и общее методическое обеспечение проведения в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

***

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 265-ФЗ[15] «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающим в силу 1 февраля 2015 года[16], предусмотрена обязанность органов местного самоуправления утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, и размещать его на официальном сайте в сети Интернет. При этом предусмотрено, что данный перечень носит информационный характер. Отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения.

Продление срока действия концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом. Правительство Российской Федерации будет определять основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом продления срока действия концессионного соглашения.

II

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 716 [17] , вступившим в силу 12 августа 2014 года, внесены изменения в Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями в части уточнения процедуры рассмотрения заявлений о разногласиях, возникающих между органами регулирования тарифов в сфере электроэнергетики (теплоснабжения) и потребителями услуг.

Заявление о разногласиях, как и ранее, подлежит рассмотрению в течение 10 рабочих дней со дня поступления.

Уведомление о принятии заявления к рассмотрению направляется заявителю в случае соответствия заявления установленным требованиям.

В случае несоответствия заявления с прилагаемыми к нему документами требованиям заявителю направляется уведомление об оставлении заявления без движения до устранения указанных в этом уведомлении несоответствий (ранее такие документы возвращались заявителю).

Указанные в уведомлении об оставлении заявления без движения несоответствия подлежат устранению. Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения такого уведомления должен известить Федеральную службу по тарифам об устранении указанных несоответствий с приложением подтверждающих документов.

В случае устранения заявителем несоответствия в указанный срок Федеральная служба по тарифам в течение 10 рабочих дней со дня получения информации об этом направляет заявителю посредством почтовой связи уведомление о принятии заявления к рассмотрению.

В случае неустранения заявителем указанных в уведомлении об оставлении заявления без движения несоответствий Федеральная служба по тарифам в течение 10 рабочих дней со дня, когда несоответствия должны быть устранены, направляет заявителю посредством почтовой связи уведомление об отказе в рассмотрении заявления.

Ранее заявление, не соответствующее необходимым требованиям, возвращалось в течение 10 рабочих дней со дня поступления с указанием причин возврата.

***

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2014 года № 809 [18] «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», вступившим в силу 27 августа 2014 года, в новой редакции изложен перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в который включены в том числе должностные лица органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.



[1] Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.07.2014.

[2] Статья 64. Полномочия муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов.

[3] Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.07.2014.

[4] Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.07.2014.

[5] Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.07.2014.

[6] За исключениемпунктов 2 и4 статьи 1 и статьи 5, вступающих в силу с 1 мая 2015 года.

[7] Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.07.2014.

[8] За исключением пунктов 4 - 7 статьи 6, вступающих в силу с 1 марта 2015 года.

[9] Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.07.2014.

[10] За исключением пунктов 4 - 7 статьи 4, вступающих в силу с 1 марта 2015 года.

[11] Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.07.2014.

[12] Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.07.2014.

[13] За исключениемстатьи 7, вступающей в силу с 1 января 2015 года.

[14] Изменения, внесенные Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования», вступают в силу с 1 января 2015 года.

[15] Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.07.2014.

[16] За исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2015 года.

[17] Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.08.2014.

[18] Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 19.08.2014.

 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru