Волгоградская областная Дума: Новости
Главная Местное самоуправление Консультационный кабинет В помощь органам МСУ
ПАМЯТКА депутату органа местного самоуправления Печать
09.04.2010 13:58

Предлагаемая памятка подготовлена и издана информационно-аналитическим отделом Волгоградской областной Думы в рамках оказания  консультативно - методической помощи депутатам представительных органов местного самоуправления. Главная задача Памятки — дать народным избранникам некоторые советы, особенно в первую очередь тем, кто избран депутатом впервые : с чего начинать свою деятельность, как организовать свою работу в течении всего депутатского срока полномочий, как наилучшим образом оправдать доверие избирателей и т. п.В Памятке разъясняются статус депутата, его полномочия, права и обязанности. Даются рекомендации, как организовать работу в избирательном округе , в постоянной депутатской комиссии, как подготовиться к сессии и способствовать тому, чтобы она проходила по делово­му и эффективно, как организовать прием избирателей и выполнение их наказов , а также как и когда отчитываться  перед избирателями.

Памятка рассчитана на депутатов представительных органов МСУ (Дум , Советов, Собраний и т.п.) городских и сельских поселений, а также депутатов представительных органов МСУ (Дум , Советов и т.п.) муниципальных районов и городских округов.

При подготовке настоящей памятки были использованы материалы прошлых лет и Памятка депутату представительного органа муниципального образования, разработанная информационно-аналитическим отделом аппарата Волгоградской областной Думы в 2006 году, нормативно-правовая база РФ и Волгоградской области.


Содержание

  1. С чего начать?
  2. Как организовать свою работу
  3. Постоянные комитеты, комиссии и Вы
  4. Каждое заседание Совета, Думы как очередной этап Вашей работы
  5. Как лучше вести прием избирателей
  6. Слово и дело - близнецы - братья
  7. Регулярно отчитывайтесь перед избирателями
  8. Ваш кругозор - Ваше лицо
  9. Знайте статус депутата
  10. Депутатская этика как кодекс чести
  11. Примерные образцы документов

ПАМЯТКА

ДЕПУТАТУ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


Трудно представить себе человека, особенно впервые избранного депутатом, который не задумывался бы над тем, как лучше выполнять свои общественные обязанности, чтобы с наибольшей пользой служить народу. И это вполне понятно. Ведь избрание в представительный орган МСУ( Совет, Думу и т.п.) надо оправдать делом. Народ всегда требовательнее относится и строже спрашивает с тех, кого он больше всего одарил вниманием и доверием.

Естественно потому, что сразу же по окончании выборов в представительные органы местного самоуправления многие, депутаты избранные впервые, стали обращаться в представительные органы МСУ районного уровня, к депутатам и сотрудникам аппарата Волгоградской областной Думы с волнующими их вопросами : с чего начать свою депутатскую деятельность, чем заниматься в избирательном округе, в постоянной комиссии представительного органа МСУ (Совета, Думы), как должны готовиться и проводиться сессии, заседания  Совета, Думы, как лучше вести прием избирателей и т.д. и т.п.?

Вопросов много. И разумеется, в одной памятке невозможно дать на них исчерпывающие ответы. В этой памятке предлагаются и разъясняются стержневые , наиболее важные особенности депутатской работы, опираясь на опыт прошлых лет, федеральное и областное законодательства, опыт работы представительных органов МСУ других регионов РФ .

Настоящая Памятка послужит пусть небольшим, но начальным подспорьем депутату на первых порах его деятельности.

 

1. С чего начать?

Депутатский опыт минувших лет подсказывает, что следует начинать с изучения особенностей и насущных нужд своего округа. Недаром ведь говорится, что для депутата избирательный округ—дом родной. Да , как правило , он живет и работает в своем избирательном округе, у него в округе есть родственники, друзья, знакомые, вроде бы все известно и понятно, но нужно помнить главное, что сотни, а нередко тысячи людей, проживающих в округе, избрали Вас своим депутатом в представительный орган местного самоуправления в надежде, что Вы будете жить одной с ними жизнью, достойно представлять их интересы в представительном органе МСУ( Совете, Думе) реализовывать их наказы, делать все возможное для решения местных вопросов. И как же важно не обмануть этих ожиданий и надежд избирателей - Ваших знакомых, родственников, земляков!

Особенно сейчас, когда впереди большие задачи , вытекающие из Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с учетом изменений и дополнений в него, принятых ГД РФ с2005 по 2009 годы).

Вы должны глубже вторгаться в жизнь округа , жить его нуждами и заботами, радостями и печалями; повышать свою роль в социально-экономической, общественно-политической, духовно-нравственной, культурной и других сферах  жизни и  развитии муниципальных образований.

А для того, чтобы наиболее полно и качественно выполнять возложенные на Вас обязанности, нужно прежде всего ознакомиться с законодательством, регулирующим основы организации местного самоуправления. Это такие законы как:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» , во всех последующих редакциях с изменениями и дополнениями..

Законы Волгоградской области:

  1. Об установлении границ Вашего муниципального образования, наделении его статусом муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения.
  2. «Об общих принципах организации работы с наказами избирателей депутатами представительного органа местного самоуправления и выборному главе администрации муниципального образования Волгоградской области» от 22 июля 2002 года № 732-ОД
  3. «О порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного самоуправления в Волгоградской области» от 17 июля 1996 года № 75-ОД
  4. «Об особенностях реализации на территории Волгоградской области Федерального закона от 6.10.2003г. № 131 -ОД «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в 2006 году» от 23 декабря 2005 года № 1157-ОД
  5. «Об основных направлениях по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом» от 12 января 2006 года № 1188-ОД (ред. от 03.03.2006)
  6. «О взаимодействии органов государственной власти, органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями» от 27 мая 2003 года № 826-ОД (ред. от 20.10.2005)
Главным документом определяющим жизнь и деятельность Вашего округа и входящих в него поселений является Устав Вашего муниципального образования, уставы городских и сельских поселений и принятые на их основе  нормативно-правовые документы по организации МСУ.

Помните, что Вы депутат, а это означает, что Вы член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, который в ответе за условия жизни и деятельности населения Вашего избирательного округа.

Знайте, что местное самоуправление — это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, законами Волгоградской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением не­посредственно и (или) через органы местного самоуправления (через депутата) вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

 

2. Как организовать свою работу

Многолетняя практика существования выборных законодательных и представительных органов и их депутатов выработала определенные правила, согласно которым деятельность депутата начинается с того, что он знакомится с избирательным округом - даже если он живет в нем , знакомился с ним глубже в ходе предвыборной кампании.

Свое знакомство с округом Вы получили еще будучи кандидатом в депутаты. На предвыборных собраниях и встречах избиратели обращают внимание кандидата в на резервы , которые имеются в работе акционерных обществ, крестьянских, фермерских хозяйств, ЛПХ, находящихся на территории округа, дают наказы, вносят предложения по улучшению деятельности, административных, образовательных, медицинских, социальных и культурно-бытовых учреждений и т. п. Поэтому уже на этой стадии подавляющее большинство кандидатов в депутаты заполняют первые страницы своих записных книжек, дневников. Среди других записей особое внимание обращается на предложения и пожелания избирателей.

После выборов депутатам необходимо более глубоко познакомиться с избирательным округом. В дневнике появляются страницы, на которых записывается, какие предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и правовой принадлежности находятся на территории округа (промышленные и сельскохозяйственные предприятия, научные, учебные, лечебные, культурно-просветительные, торговые и другие учреждения), их адреса, фамилия, имя, отчество и номер телефона руководителя и т.д. и т. п..

Наряду с этим необходимо уточнить , какие общественные самодеятельные организации действуют на территории Вашего избирательного округа и кто их возглавляет. Данную работу желательно проводить при личных встречах и беседах с соответствующими руководителями , что позволит получить первое представление о характере деятельности предприятий и учреждений , находящихся на территории округа , узнать их возможности, ознакомиться с состоянием жилого фонда , торгового, медицинского и культурно-бытового обслуживания населения избирательного округа , наладить связи с людьми , с которыми будете сотрудничать в своей депутатской работе. Депутат должен решить и другой первоочередной вопрос его деятельности в округе , а именно: определить место и время Вашего депутатского приема и оповестить об этом избирателей.

С первых же шагов работы в избирательном округе депутаты главное внимание должны сосредоточить на выполнении наказов избирателей. Народным избранникам необходимо как можно быстрее довести до сведения соответствующего Совета, Думы внесенные населением предложения и пожелания , принять личное участие в обобщении наказов избирателей и подготовке мероприятий по их реализации.

Депутат должен проявить максимум разумной инициативы и настойчивости, когда на сессии, заседании представительного органа решается вопрос о том, принять или не принять к исполнению тот или иной' наказ избирателей. И только в том случае, когда совершенно понятно, что наказ не может быть претворен в жизнь, а переносить его выполнение на более поздние сроки нецелесообразно, депутат может согласиться с решением Совета, Думы о невозможности принять наказ к исполнению, но решение об этом необходимо  убедительно, доказательно довести до сведения избирателей. Однако, депутат оставляет запись об этом наказе в своем дневнике на случай возможного выявления дополнительных резервов. Депутату необходимо постоянно помнить , что о его депутатской  деятельности в полной мере должны быть проинформированы избиратели

 

Очень важно для депутата установить контакт с теми депутатами, которые представляют

население данного избирательного округа в других, выше или нижестоящих законодательных и представительных органах (Советах, Думах и т.п.).Ведь впоследствии эти народные избранники будут совместно решать большинство проблем и предложений  избирателей Вашего округа.  Более того,  может возникнуть  потребность  в организации депутатской группы, комиссии и т.п. органах для совместного решения того или иного наказа избирателей.

Столкнувшись с трудными вопросами, требующими квалифицированной консультации, депутат может обратиться к своим более опытным коллегам или в местную администрацию.

От них он  может получить совет и необходимую помощь. Надо стремиться уже на первых порах своей деятельности получить обстоятельные ответы по всем интересующим Вас вопросам.

Войдя, в общих чертах, в курс дела, депутат составляет план своей работы. Это позволяет ему наиболее рационально распределить свое время между основной профессиональной   деятельностью (если он не работает в представительном органе на штатной основе)    и    выполнением    общественных обязанностей депутата. Продуманный и реальный план работы позволит  с наибольшим эффектом и наименьшей затратой сил успешно выполнять свои многочисленные депутатские обязанности.

Депутаты составляют свои планы на один, три или шесть месяцев. Практика показывает, что предпочтительнее планировать свою работу на квартал. Месячные или двухмесячные планы не дают необходимой перспективы, не позволяют так распределить свое время и возможности, чтобы суметь организовать или лично провести то или иное мероприятие. План, составленный на полгода и более, имеет своим серьезным недостатком отсутствие конкретности в сроках, а также не позволяет предусмотреть вопросы, которые могут возникнуть за это время. Квартальный план почти полностью свободен от названных недостатков. Его точное соблюдение способствует активизации депутатской деятельности в избирательном округе. При составлении Вами плана очень важно добиться максимальной его координации с планами работы постоянных комитетов, комиссий и самого соответствующего представительного органа (Совета, Думы и т.п.).  Эти органы, состоящие  выполняют те же общие задачи, которые решают все депутаты представительных органов муниципального образования. А отсюда следует вывод: план работы депутата следует, как правило, составлять на период, охватываемый планом деятельности соответствующего представительного органа МСУ( Совета, Думы и т.п.). Какие же вопросы находят отражение в индивидуальных планах работы депутата? Практика   показывает,   что   главное   внимание   уделяется   в   плане   контролю за осуществлением наказов избирателей, приему населения и проверке выполнения решений Совета, Думы, претворению в жизнь поручений постоянной комиссии, самого представительного органа МСУ.

Планируя названные мероприятия, депутат должен стремится установить конкретные сроки их проведения, а также лиц, вместе с которыми он будет выполнять намеченную работу.

Чтобы успешно реализовать план, желательно предусматривать так называемые организационно-технические мероприятия. Например: если в плане намечено провести субботник, то необходимо заранее определить и записать: кто обеспечит оповещение избирателей (уличный, домовой комитет, школьники), кто договорится об орудиях труда- лопатах, носилках и т. п., кто позаботится о своевременной подаче грузовых автомашин для вывоза мусора, доставки саженцев, цветов и т. п.

Разумеется, в плане невозможно отразить все до мелочей, но сделать наметки основных мероприятий, а главное установить конкретных лиц, ответственных за  выполнение этих мероприятий необходимо в первую очередь.

В плане предусматривается и работа, связанная с выполнением депутатом общественных обязанностей в тех коллективах и организациях, членом которых он состоит, а также вопросы повышения им своей правовой культуры и общеобразовательного уровня.

Вторая часть плана используется особенно широко в последние годы. И это не случайно. В наше время быть депутатом — значит активно организовывать повышение правовой культуры населения.  Поэтому он должен знать в совершенстве свою профессию и специальность и быть в курсе всех событий как внутри поселения, района, области и страны, так и во всем мире. Он должен быть настоящим пропагандистом и организатором местного самоуправления. Именно поэтому вторая часть плана является не только не лишней, но она составляет его органическую часть, ибо без этих вопросов план не отражал бы пульса нашей жизни в муниципальных образованиях.

Квартальный план полезно для удобства разбить по месяцам, предусматривая в каждом из них те или иные мероприятия.

Каждому понятно, что жизнь всегда богаче и сложнее самого продуманного плана работы и часто выдвигает важные вопросы там, где их меньше всего ждешь. В подобных случаях в план вносятся необходимые коррективы. Если получится, что какой-либо вопрос все же остался невыполненным, следует перенести его по возможности в план работы на следующие кварталы.

Впервые избранные депутаты, внимательно присмотревшись к своему избирательному округу, всегда найдут, к чему приложить свои силы.

 

3. Постоянные комитеты, комиссии и Вы.

Известно , что у каждой постоянной комиссии свой определенный участок работы: местный бюджет и  налоги , социально-экономическое развитие, нормотворчество , собственность и  приватизация , землеустройство, здравоохранение и образование, жилищно-коммунальное хозяйство , благоустройство и другие.

Участие депутатов в этих комиссиях позволяет им на деле приобщиться к самоуправлению, решать конкретные вопросы местной жизни.

Примечательная особенность в работе постоянных комиссий в наши дни состоит в том, что, как и предусмотрено законодательством , на их решение передаются вопросы, находящиеся в компетенции органов местного самоуправления.

Что же требуется для этого? Прежде всего , правильная расстановка сил в постоянных комиссиях , с тем чтобы каждый депутат входил в такую комиссию , сфера деятельности которой ему ближе по душе , по склонностям ,профессиональным знаниям ,опыту и способностям . Это первое условие его плодотворного участия  в работе постоянных и временных комитетов, комиссий.

Важное значение, в этой работе, имеет правильное распределение конкретных обязанностей между членами каждой комиссии. Скажем , если это постоянная комиссия по финансам , бюджету, налогам , тарифам и контролю , то правильнее и эффективнее будет на одного члена комиссии возложить обязанности, связанные с пополнением доходной части бюджета , на другого целесообразно возложить работу по контролю за расходной частью бюджета, на третьего — вопросы , связанные с налогами, на четвертого — хлопоты по тарифам , на пятого — проведение среди населения разъяснений по финансово-экономическим вопросам путем проведения докладов , бесед , лекций , выступлений в СМИ. При этом каждый должен иметь свой рабочий план , который включается в общий план работы комиссии и утверждается ею.

Депутатам с самого начала их работы в постоянных комиссиях нельзя сводить свою деятельность только лишь к подготовке вопросов , выработке проектов решений для очередной сессии представитель-ного органа МСУ( Совета , Думы и т.п.). Главное призвание в деятельности постоянной комиссии , как и каждого ее члена , — живая организаторская работа на местах по претворению в жизнь решений Совета , Думы . Да и само ее название «постоянная комиссия» оправдано только тогда , когда она действительно является постоянным органом Совета , Думы , действующим постоянно , а не заседающим от сессии к сессии для подготовки вопросов и выработки проектов решений.

Разумеется , никто не станет оспаривать необходимость подготовки вопросов к сессиям. Но это не единственная и притом не главная функция комиссии. Более важная ее обязанность — организаторская работа , деловое участие в осуществлении принятых представительным органом( Советом , Думой и т. и т.д.) решений , в исправлении недочетов и искажений при их реализации.

Не количеством заседаний и подготовленных вопросов определяется эффективность работы постоянных комиссий. Взять к примеру постоянную комиссию по планам и программам социального развития. Ее деятельность оценивается не по тому , сколько заседаний она провела и какие вопросы внесла на рассмотрение представительного органа( Совета , Думы) , а по фактическим результатам работы , то есть по тому, как комиссия влияет на социально-экономическое развитие территории , благоустройство населенных пунктов, развитие личных подсобных хозяйств , улучшение жизни малообеспеченных граждан и так далее.

Именно в этом направлении следует строить работу депутатам в постоянных комиссиях представительных органов( Советов, Дум и т.п.) , энергично и настойчиво добиваясь усиления их организаторской роли в решении вопросов местного значения.

 

4. Каждое заседание представительного органа (Совета, Думы) как очередной этап Вашей работы.

Активно действуя в избирательном округе, в постоянной комиссии представительного органа депутат всегда найдет интересную, жгучую тему для выступления на сессии своего представительного органа- Совета, Думы. На практике так именно и происходит. Активная работа в округе, тесная связь с избирателями постоянно обогащают депутата жизненными наблюдениями, практическими соображениями. И это побуждает его не просто присутствовать на сессии, а быть деятельным ее участником, выступать в нужных случаях с принципиальных позиций против замеченных им недостатков, вносить конкретные предложения, способствующие улучшению и оживлению работы своего Совета, Думы. Да иначе и немыслима настоящая сессия, ибо только в результате разностороннего осмысливания любого вопроса собрание депутатов может прийти к правильным, объективным выводам и принять решение, действительно выражающее коллективный разум, коллективную волю Совета, Думы. Но бывает и, к сожалению, нередко, когда деловое обсуждение подменяется формальными, парадными выступлениями двух-трех «штатных» ораторов и пассивным одоб­рением депутатами намеченных мероприятий.

В этом случае получается «пародия» на сессию, принижающая и умаляющая роль представительного органа МСУ( Совета, Думы). Поэтому важно, чтобы депутаты Советов, Дум привносили нечто новое в подготовку и проведение сессий. Давая такой совет, мы вовсе не ратуем за то, чтобы все депутаты или их большинство обязательно выступали на всех сессиях. Нет, конечно. Известно мудрое изречение о том, что плохо, когда на собрании все говорят и много говорят, но еще хуже, когда все молчат. Значит, чувство меры нужно и здесь.

Какие же возможности имеют депутаты для лучшей организации подготовки и проведения сессий?

Испытанное и верное средство для этого подсказано практикой. Вот, скажем, намечено обсудить на следующей сессии состояние бытового обслуживания населения. Прямой долг каждого депутата — заблаговременно, в порядке подготовки к сессии, побывать на бытовых предприятиях, расположенных в его округе, в пошивочных и ремонтных мастерских, в банях, прачечных, парикмахерских, проверить их работу, выяснить претензии своих избирателей к этим предприятиям. Это дает ему возможность прийти на сессию с живыми впечатлениями, с ясным представлением о проблемах в бытовом обслуживании и о том, как от них избавиться.

После такой подготовки председательствующему на сессии не придется навязывать или упрашивать того или другого депутата выступить в прениях. Навязанное выступление, как правило, бывает формальным, вымученным, малосодержательным. А когда депутаты вооружены конкретными фактами и примерами по обсуждаемому вопросу, то среди них найдется добрый десяток людей, которые сами пожелают без всякой подсказки выступить: одни в прениях, другие при обсуждении проекта решения, третьи с запросами.

 

5. Как лучше вести прием избирателей

Будни депутата, избранного и работающего в своем округе, полны встреч с избирателями различных возрастов, профессий, судеб, руководителями и сотрудниками учреждений и организаций различных форм собственности, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления.

С какими же вопросами они приходят к своему депутату?

С общественными и личными, с предложениями и жалобами, бесконечно разнообразными по характеру и содержанию: один просит содействия  в ускорении ремонта и оборудования сельского клуба, другой жалуется на соседа-дебошира, омрачающего жизнь других жильцов, третий сетует на волокиту и непорядки в жилищно-коммунальном хозяйстве, четвертый — на неправильный расчет в назначенной ему пенсии...

Чтобы терпеливо и вдумчиво разобраться в каждом таком деле и принять правильное, справедливое решение ,оказать действенную помощь от  требуется многое. Важнее всего, чтобы депутат с сердечной заинтересованностью и доброжелательностью относился к каждому посетителю, в положении которого мог бы очутиться сам.

Прежде всего, Вам надо помнить, что Вы должны рассматривать дела по существу, а не формально. Вы должны рассматривать поступающие к Вам дела так, чтобы они были решены по совести и закону, в полном объеме и как можно оперативнее. Главное здесь — реалистично подходить к каждому вопросу, говорить с человеком так, чтобы, уходя от Вас, он чувствовал — здесь к нему отнеслись по-человечески, даже если не решили вопрос сразу.

«Решать по совести и по закону» — в этих словах заложен глубокий смысл, призыв к каждому депутату не пожалеть труда и усилий для выполнения законных просьб и предложений избирателей.

Вместе с тем не следует забывать, что чуткое, доброжелательное отношение к людям, к их жалобам и заявлениям вовсе не означает потворства всем и всяким претензиям. Бывают ведь жалобы несправедливые, домогательства, противозаконные и даже нереальные.

Поэтому', когда депутат видит, что жалоба пришедшего к нему гражданина несправедлива, незаконна, он должен прямо и откровенно разъяснить жалобщику его неправоту и посоветовать ему зря не обращаться по этому поводу в другие инстанции.

Как организационно наладить прием избирателей?

Следует установить определенные дни и часы приема свободные от основной работы, наиболее удобные как для депутата, так и для избирателей данного округа.

Местом приема могут быть по согласованию с администрацией поселения и администрациями предприятий и учреждений служебные помещения (в свободное от работы в них время), клубы, актовые залы, офисы. Извещения о днях и часах депутатского приема должны быть вывешены в нескольких видных местах округа, напечатаны и 1 раз в квартал повторяться в СМИ.

Часто спрашивают: всем ли депутатам надо устанавливать дни и часы приема? Да, каждому депутату следует установить и строго соблюдать дни и часы приема. Это не обязательно лишь для  тех поселений, избирательные округа которых небольшие. Избиратели таких округов обычно имеют возможность при необходимости всегда встретиться со своим депутатом, поговорить по наболевшим проблемам или условиться с ним о встрече в другое удобное для них время для обстоятельной беседы.

Необходимо помнить , что для решения проблем обратившихся к нему с вопросами избирателей он имеет законом  закрепленное право встречаться и обсуждать возможности решения этих вопросов избирателей с руководителями и сотрудниками учреждений и организаций различных форм собственности, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления.

Очень важно , чтобы о работе депутата с избирателями и их наказами как можно быстрее и наиболее полно информация размещалась в средствах массовой информации и на информационных стендах.

 

6. Слово и дело – близнецы и братья

Избиратели высоко ценят тех депутатов, которые умеют сдержать свое слово, не допускают разлада между словами и делами, между обещанием и выполнением.

В нынешней обстановке — единство слова и дела  это важнейшая, определяющая черта муниципального депутата.

Не может рассчитывать на доверие избирателей депутат, щедрый на посулы, бросающий слова на ветер. Избиратели зло высмеивают тех , кто может при случае прибегнуть к декларациям, обещаниям, но потом оказывается неспособным претворять их в жизнь, добиваться того, «чтобы слово превращалось в дело».

Бывает, что иные депутаты, на встречах со своими избирателями часто по неопытности дают им всевозможные поспешные обещания, не учитывая при этом, есть ли реальная возможность для их выполнения. В результате они оказываются в неудобном положении перед избирателями. Вот довольно обычный пример: мы дали обещание своим избирателям, что окраина нашего поселка будет скоро электрифицирована. Однако наше обещание не может быть выполнено из-за отсутствия в нашем Совете, Думе необходимых для электрификации денежных средств. А может, мы в чем-то ошиблись, чего-то не учли, давая такое обещание своим избирателям?.

Конечно, депутаты явно поторопились, дав такое обещание своим избирателям. Прежде чем обещать, им следовало внимательно разобраться, выяснить, имеются ли для электрификации окраины поселка достаточные материалы, средства. Не будучи твердо уверенными в этом, они не имели основания давать избирателям такое обещание. Чувствуется, что эти депутаты руководствовались добрыми побуждениями, искренне желали удовлетворить просьбу своих избирателей. Однако следует учесть, что, каковы бы ни были побудительные мотивы депутатского обещания, если оно не выполняется, это глубоко огорчает избирателей. Более того, невыполненное обещание не только не делает чести депутату, но и подрывает авторитет того Совета, Думы, представителем которого он является.

Отсюда может быть только один вывод: обещание должно быть дано после того, как депутат самым тщательным образом проверил и лично убедился в реальности своих слов. Или как гласит народная мудрость: «Не спеши обещать, а пообещав, спеши выполнить».

 

7. Регулярно отчитывайтесь перед избирателями.

 

Одним из важнейших демократических принципов деятельности представительных органов местного самоуправления МСУ ( Советов, Дум), является систематическая отчетность депутатов перед избирателями. Такие встречи укрепляют связи Советов, Дум с населением и дают возможность избирателям проверять и оценивать работу своих выборных представителей, а им , в свою очередь лучше знать нужды и запросы избирателей. Все это помогает  видеть недостатки в работе, в решении вопросов местного значения, принимать меры к их устранению, развивать активность населения.

Отчеты депутатов являются испытанным средством контроля за деятельностью органов

местной власти, привлечения населения к решению вопросов местной жизни.

Когда депутат с надлежащей ответственностью готовится к отчету, такие собрания проходят по-деловому, на них — и содержательные доклады, и живые выступления, конкретные предложения и замечания.

Для депутатов заранее готовится материал (справка) о работе представительного органа МСУ (Совета, Думы) и местной администрации, разрабатывается памятка подготовки и проведения отчетного собрания. Совет, Дума предварительно принимают решение о проведении отчетов  перед избирателями, в котором указываются сроки их проведения ,которые публикуются в СМИ. Собрания проводятся по избирательным округам, по месту жительства избирателей. На собрании депутат отчитывается перед  избирателями о своей депутатской работе за отчетный период, о работе представительного органа МСУ ( Совета, Думы), о выполнении наказов избирателей.

Как построить отчетный доклад, чтобы он был содержательным и интересным? Стандарта и шаблона здесь быть не может. При составлении доклада необходимо исходить из местных условий с учетом состава аудитории, где будет проходить выступление. Отчетный доклад должен содержать в себе краткую характеристику внешней и внутренней обстановки, вопросы социально-экономического развития поселения, района, деятельности представительного органа МСУ( Совета, Думы).Перед пенсионерами уклон должен быть сделан на специфику их социального обеспечения и защиты, перед бюджетниками на состоянии дел и перспективах в бюджетной сфере. Точно также нужно учитывать специфику выступлений перед молодежью, работниками агропромышленного комплекса, работниками образования, здравоохранения, культуры и т.д. и т.п.

В докладе должно быть отражено: какую работу депутат проводит в избирательном округе, в Совете, Думе, постоянной комиссии, какие наказы, просьбы, заявления, жалобы, предложения поступали депутату от избирателей и как они выполнены и если не выполнены то почему, каковы перспективы выполнения этих наказов..

Как правило, собрание открывает представитель администрации, собственника помещений где проводится собрание или помощник депутата. Для проведения собрания желательно из числа присутствующих избрать президиум. Это придаст собранию эффект участия избирателей в жизни поселения, будет способствовать большей доверительности между участниками собрания, повышению авторитета депутата. Секретарь собрания (как правило- это помощник депутата) ведет протокол, в котором указывается: где проводится собрание и по какому избирательному округу, дата, место проведения, число присутствующих на собрании избирателей, повестка дня, краткое содержание выступлений избирателей, их предложения и наказы, оценка работы депу­тата. Оценка работы и наказы принимаются большинством голосов присутствующих на собрании избирателей. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания и передается в представительный орган МСУ (Совет, Думу),или остается в накопительном архиве депутата.

Также желательно проводить встречи с избирателями после каждой сессии Совета, Думы на которых довести до их сведения информацию о цели и смысле принятых на сессии, заседании представительного органа решений.

Депутату , также очень важно помнить, что как бы он ни был занят, куда бы он ни спешил если к нему пришел или обратился, даже на улице, его избиратель он должен его выслушать по возможности записать вопрос и/или сразу ответить избирателю, либо определить приблизительный срок личного ответа письменно или устно.


8. Ваш кругозор - Ваше лицо.

Чтобы со знанием дела решать разнообразные вопросы, возникающие в депутатской практике, надо обладать и еще одним качеством — стремлением постоянно расширять и обогащать свой кругозор. Иначе говоря, чтение литературы, особенно книг, брошюр, статей, публикуемых и размещаемых в электронных средствах массовой информации по вопросам местного самоуправления, должно стать повседневной духовной потребностью каждого депутата.

Все лучшее, испытанное и использованное теорией и практикой других депутатов, представительных органов МСУ, что крупицами накапливалось и шлифовалось на протяжении многих лет, должно быть на вооружении наших народных избранников.

Это поможет им лучше освоить «технологию» многогранной депутатской деятельности.

Что необходимо прочитать впервые избранным депутатам, прежде всего? Безусловно, им следует хорошо изучить и правильно пользоваться своими правами и обязанностями, которые подробно изложены в соответствующем законодательстве РФ и региона, уставах поселений, регламентах, а также в правовых актах представительных органов местного самоуправления, и других документах, которые можно найти в местных администрациях и библиотеках, вышестоящих представительных органах власти и библиотеках.

Первоочередным и насущно необходимым пособием являются также кодексы Российской федерации (бюджетный, земельный, налоговый и другие).

Перечисленные здесь нормативные акты относятся лишь к первому кругу чтения молодых депутатов. Чтобы быть всегда на высоте требований времени, необходимо постоянно и кропотливо работать над повышением своих знаний и широко использовать их на благородном поприще служения народу.

 

9. Знайте статус депутата.

Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

( «…Пассивное избирательное право не может быть ограничено в зависимости от пола, расы, национальности,  языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, в том числе политическим партиям, а также по другим обстоятельствам...) и («…Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина РФ на определенной территории Российской Федерации , включая требование к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, так называемый ценз оседлости для кандидатов на региональных и муниципальных выборах, не могут устанавливаться  законами субъекта РФ….»--(Закон «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» от 5 мая 2005 г. №1053-ОД,глава IV, статья 19,п.12-из Сборника «Муниципальные выборы в Волгоградской области: в помощь организаторам выборов».-Волгоград: «Принт»,2005г., с.66.)

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления---определяется статьёй 40, главы 6 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 16 сентября 2003 года №131-ФЗ.

Депутату устанавливаются гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Депутат представительного органа МСУ Совета, Думы обязан участвовать в работе сессий Совета, Думы и в работе его комиссий (комитетов), членом которых он является, выполнять поручения Совета, Думы. При невозможности присутствовать на сессии Совета, Думы или заседании его комиссии (комитета) по уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом представительный орган МСУ( Совет, Думу и т.п.).

По вопросам своей деятельности депутат представительного органа МСУ( Совета, Думы) на территории поселения пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений.

Гарантии прав депутатов представительного органа МСУ( Совета, Думы и т.п.) при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении обыска жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Депутат представительного органа МСУ( Совета, Думы и т.п.) не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока  его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.

Полномочия депутата представительных органов МСУ( Совета, Думы и т.п. прекращаются досрочно в случаях:

  1. смерти;
  2. отставки по собственному желанию;
  3. признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  4. признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  5. вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
  6. выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  7. прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства—участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления…;
  8. отзыва избирателями;
  9. досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
  10. призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную  гражданскую службу;
  11. в иных случаях, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131-ФЗ.

 

10. Депутатская этика как кодекс чести.

Основами депутатской деятельности являются сочетание интересов муниципального образования- муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения Волгоградской области, России; следование моральным принципам, отражающим идеалы добра, справедливости, гуманизма, милосердия, честности и порядочности, а также профессионализма, практического опыта и теоретических знаний основ и особенностей местного самоуправления.

В своей работе депутат должен, безусловно, соблюдать приоритет прав человека, Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, законы Волгоградской области, нормативны- правовые акты органов местного самоуправления.

Он должен в равной мере заботиться о собственном достоинстве и уважать достоинство других депутатов, а также должностных лиц и граждан, с которыми  контактирует в связи с исполнением своих депутатских обязанностей. В личном поведении и в быту депутат обязан соблюдать общепризнанные нормы морали и поддерживать авторитет народного избранника. Воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать самого себя и представляемых им избирателей, а также представительный орган МСУ в который он избран.

Депутат содействует созданию в представительном органе МСУ( Совете, Думе и т.п.) атмосферы доброжелательности, деловитости, взаимной поддержки и сотрудничества. Все депутаты в Совете, Думе имеют равное положение по своему статусу, а председатели представительных органов МСУ( Советов, Дум), их комиссий, комитетов лишь дополнительные обязанности. Депутат обязан всесторонне учитывать позиции других депутатов и интересы избирателей перед принятием решений, проявлять уважение к мнению сотрудников аппарата представительного органа МСУ ( Совета, Думы и т.п.), которые помогают ему наиболее полно и профессионально исполнять депутатские обязанности. Он не может проявлять безаппеляционность, навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов и иных подобных методов.

Участвуя в сессиях и заседаниях представительного органа, его комиссий, депутат должен следовать регламенту и/или принятому ими порядку работы. Не допускать выступления без предоставления слова председательствующим, выступления не по повестке дня, выкрики, прерывания выступающего и т.п. действия.

Выступая на сессиях, заседаниях комиссий депутат не должен употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к незаконным действиям, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес. Друг к другу и ко всем лицам, присутствующим на сессии представительного органа( Совета, Думы), заседании постоянной комиссии обращаться к ним официально, без панибратства, даже если близко знаком с тем к кому он обращается. Не допускать фамильярности и пренебрежительного обращения. Депутат не может разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением депутатских полномочий, если эти сведения касаются вопросов рассмотренных на закрытых сессиях представительных органов МСУ( Совета , Думы) , заседаниях постоянных комиссий, комитетов и относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни депутата и стали известны в связи с рассмотрением вопроса о нарушении депутатом депутатской этики. Выступая в средствах массовой информации, на собраниях и митингах, делая различного рода заявления публично или в средствах массовой информации, комментируя деятельность органов местного самоуправления, государственных и общественных органов, организаций, должностных лиц, депутат обязан использовать только достоверные факты, тактичность и уважение к ним.

Выступления должны быть корректными, не ущемлять чести и не умалять достоинства граждан и должностных лиц.

Депутат не вправе использовать в личных целях преимущества своего депутатского статуса во взаимоотношениях с органами местного самоуправления, с государственными органами, организациями и гражданами. Он не вправе использовать свое положение для рекламы деятельности каких- либо организаций, предприятий и учреждений независимо от их форм собственности и правового статуса; не может использовать предоставленную ему органами местного самоуправления, государственными органами и должностными лицами официальную информацию для приобретения личной выгоды.

Депутат использует бланки «Депутат представительного органа МСУ( Совета, Думы и т.п.) муниципального образования» только для официальных запросов, писем и документов, необходимых для осуществления своих полномочий. Тексты таких документов должны быть подписаны самим депутатом. Запрещена передача депутатских бланков другим лицам для использования их от его имени , даже помощниками.

Не допускается получение депутатом от лиц или организаций, каких-либо услуг, льгот и привилегий, если они не входят в перечень льгот, предоставленных ему на законных основаниях.

 

ДНЕВНИК ДЕПУТАТА

 

(наименование представительного органа)

от_____________________________________________________

(наименование избирательного округа)

 

избирательного округа №__________________________________

(фамилия, имя, отчество депутата)


ОПИСАНИЕ ГРАНИЦ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОКРУГА

 

ПО ВЫБОРАМ депутатов совета муниципального образования

(наименование районного, городского, сельского представительного округа)
В состав избирательного округа №______________ входит:

 

Описание дается по опубликованным спискам избирательных округов

 

Руководители муниципальных образований и должностные лица администраций

 

(района, города, поселения)

№ телефона

Глава муниципального образования

 

(района, города, поселения)

 

(Ф.И.О.)

 

Заместители главы администраций

(района, города, поселения)

 

(Ф.И.О.)

 

(Ф.И.О.)

 

Заведующий канцелярией (приемной)

(района, города, поселения)

 

(Ф.И.О.)

 

ДНИ И ЧАСЫ ПРИЕМА ГРАЖДАН

 

в администрации

(района, города, поселения) главы муниципального образования

 

(района, города, поселения)

 

(Ф.И.О.)

(день и час приема)

Заместители главы администрации

 

(города, поселения)

 

(района, города, поселения)

Заведующий канцелярией

(района, города, поселения)

(Ф.И.О. заместителя)                                                                                                       (день, час приема)

Заведующий приемной

 

(района, города, поселения)

 

 

(Ф.И.О. заместителя)                                                                                                              (день, час приема)

 

 

СПИСОК ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ПОСТОЯННЫХ КОМИССИЙ, КОМИТЕТОВ

(наименование представительного органа, района, города)

Наименование

комиссии

Фамилия, имя, отчество председатель комиссии

№ телефона










 

СПИСОК ЗАВЕДУЮЩИХ ОТДЕЛАМИ И НАЧАЛЬНИКОВ УПРАВЛЕНИЙ

(наименование представительного органа, района, города)

№п/п

Наименование отдела, управления

Фамилия, имя, отчество зав. отделом, нач. управления

№ телефона













 


ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ВНЕСЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ БЕСЕД ПО РЕШЕНИЯМ СОВЕТА, ДУМЫ И ДРУГИМ ВОПРОСАМ

№п/п

Дата проведения беседы

Содержание предложения

Принятие мер по реализации предложения

Отметка о выполнении предложения


























НАКАЗЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

№п/п

Содержание

Мероприятия и срок выполнения наказа

Кому поручено выполнение наказа

Отметка о выполнении наказа











РАБОТА В КОМИССИИ

Дата заседания комиссии и какие вопросы обсуждены

Краткое содержание поручения

Результаты проведенных проверок, обследований и других работ, когда, кому и какие внесены предложения

Какие приняты меры по внесенным предложениям

















ЛИЧНЫЙ ПРИЕМ ИЗБИРАТЕЛЕЙ И РАССМОТРЕНИЕ ИХ вопросов

 

п/п

Год, месяц число,

Фамилия, имя, отчество обратившегося к депутату посетителя и его местожительство или место работы

Краткое содержание заявлений и жалоб

Результаты приема посетителей

К кому обращал-ся депутат

Какой и когда получен ответ на обращение депутата

Когда сообщено гражданину о результатах рассмотрения его заявления или жалобы и результаты рассмотрения















ДРУГАЯ РАБОТА, ПРОВЕДЕННАЯ ДЕПУТАТОМ6

(ЛЕКЦИИ, ДОКЛАДЫ ПЕРЕД ИЗБИРАТЕЛЯМИ,УЧАСТИЕ В РАБОТЕ АДМИНИСТРАЦИЙ,ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)  )

п/п

Дата

Содержание работы

Результаты выполнения

Примечания











ОТЧЕТЫ ДЕПУТАТА ПЕРЕД ИЗБИРАТЕЛЯМИ

п/п

Сколько избирателей присутствовало на собрании

Сколько человек выступило по докладу

Содержание предложения по докладу

Отметка о выполнении


















 

 

Е.А.Чемякин

Т.30-78-89.

Обновлено 16.11.2010 16:33
 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru