Вопрос о финансировании и организации внутримуниципальных перевозок обсуждался 12 февраля 2013 года на заседании комитета по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту под председательством Ильи Кошкарева. В работе приняли участие заместитель председателя областной Думы Анатолий Бакулин, заместитель председателя комитета Владимир Кабанов, областные депутаты Анатолий Галичкин, Юрий Береснев, аудиторы контрольно-счетной палаты Волгоградской области, представители региональных министерств, главы Ленинского, Жирновского, Серафимовичского, Новоаннинского, Суровикинского, Руднянского и других муниципальных районов, представитель общественной палаты Волгоградской области Ефим Шустерман, руководители Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области».
Социально значимый и актуальный для местных территорий вопрос об организации внутримуниципальных транспортных пассажирских перевозок широко обсуждался еще во второй половине января в рамках работы думского комитета. Тогда главы муниципальных образований проинформировали депутатов о том, что с 1 января 2013 года, по указанию регионального правительства со ссылкой на федеральное законодательство, организовывать и финансировать внутренние автомобильные пассажирские перевозки, куда входят социально значимые автобусные маршруты, должны муниципалитеты за счет местных бюджетов. К таким переменам муниципалы оказались не готовы – ни организационно, ни финансово.
На прошедшем заседании думского комитета ситуацию с финансированием транспортных перевозок, характерную для многих муниципальных образований области, представил Глава Руднянского района Михаил Битюцкий. «Убытки транспортного предприятия по прошлому году в районе составили 7,2 млн рублей. Причин несколько: работа с заведомо убыточными, но при этом крайне важными для населения рейсами, высокая доля расходов на ГСМ, так как госпредприятие работает не на прибыль, а на удовлетворение интересов всех пассажиров, а для этого необходимы автобусы большей вместимости, затратно содержание автотранспортной базы», – пояснил районный глава. Прошлогодние убытки транспортников в Руднянском районе были погашены из областной казны. На 2013 год по предварительным расчетам в районном бюджете необходимо будет предусмотреть 4,4 млн рублей на обеспечение внутрирайонных рейсов, однако, дефицит местного бюджета, не позволяет изыскать эти средства. Несмотря на успешную работу по увеличению собственных бюджетных доходов», - уточнил Михаил Битюцкий.
На заседании думского комитета было отмечено, что организация транспортного обслуживания населения, прежде всего, льготников, требует значительных расходов. В прошлом году, по информации профильного регминистерства, организациям автомобильного транспорта на возмещение убытков, возникающих в результате госрегулирования тарифов на перевозку пассажиров из областного бюджета, предоставлено субсидии в размере 584,5 млн рублей.
Подавляющее большинство сельских районов дотационны и, по заверению глав сельских районов, без финансовой поддержки в организации пассажирских перевозок не обойтись.
Выход районные главы видят один: в соответствии с расчетами получить субсидии из областного бюджета на сбалансированность местных бюджетов для решения вопросов местного значения для покрытия убытков транспортным предприятиям. Проще говоря, рассчитывают на пересмотр межбюджетных отношений и на финансовую помощь областного центра. Объем финансовой поддержки зависит от расчетов, которые должен сделать каждый глава применительно к муниципальному образованию. Речь идет о подходах к организации пассажирских перевозок на каждой отдельно взятой территории. На заседании думского комитета обсуждали несколько вариантов: либо заключать договоры с ГУП «Волгоградавтотранс» на осуществление внутрирайонных перевозок, либо создавать муниципальные автопредприятия, либо привлекать частника. Мнения высказывали различные, но суть осталась одной: без финансовой поддержки субъекта муниципалитетам не обойтись.
Составлять карту внутримуниципальных транспортных маршрутов и рассчитывать их стоимость для областного и муниципального бюджетов должна, по мнению заместителя председателя комитета Владимира Кабанова, специально созданная рабочая группа, которая «с участием специалистов выработает грамотное решение». Владимир Кабанов предложил включить в рабочую группу представителей регионального правительства, перевозчиков, аудиторов контрольно-счетной палаты Волгоградской области. Областную Думу, по мнению депутата, должен представлять заместитель председателя регионального парламента Анатолий Бакулин.
Депутаты считают, что вопрос организации работы пассажирского транспорта в регионе необходимо решать незамедлительно, чтобы не допустить сокращения объема пассажирских перевозок, и сохранить доступность транспортных услуг для льготников.
По итогам обсуждения депутаты предложили пошаговое решение вопроса. В проект постановления включены следующие рекомендации. В частности, до 1 мая 2013 года предлагается установить переходный период, который позволит органам местного самоуправления рассчитать расходы на содержание пассажирского транспорта, принять соответствующие решения, необходимые для включения финансовых расходов на пассажирские внутримуниципальные автоперевозки в местные бюджеты, определиться с концепцией организации транспортных перевозок на своих территориях. В течение переходного периода на внутренних перевозках задействовать ГУП «Волгоградавтотранс». По итогам первого квартала подготовить изменения в региональный бюджет 2013 года, предусмотрев в рамках межбюджетных отношений средства на дотацию муниципальным территориям, а также министерству транспорта и дорожного хозяйства региона. По данным этого министерства, для осуществления пассажирских перевозок в переходный период необходимо 183 млн рублей.
В итоге обсуждения вопроса на комитете областной Думы по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту депутаты выработали проект постановления «О финансировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Волгоградской области в 2013 году» и рекомендовали региональному парламенту принять его. «В документ включены меры, – пояснил Илья Кошкарев, – которые, по мнению депутатов, позволят не допустить сокращения объема автомобильных пассажирских перевозок на территории каждого отдельного муниципального образования и всего региона».
|