Владимир Ефимов: «Мы предложили Минфину наш Генплан» Печать
10.12.2012 10:45
thumb_efimov120522Разбалансирование экономики и лишение регионов самостоятельности, развал системы государственного планирования на постсоветском пространстве – вот основные проблемы, мешающие развиваться России. Об этом заявили участники прошедшего в Совете Федерации совещания и предложили пути выхода из существующей ситуации.
Семинар-совещание прошел на базе государственного университета им. М. В. Ломоносова. Его участники обсудили вопросы социально-экономической политики современной России. В дискуссии приняли участие ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий, сопредседатель Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании Российской Федерации, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, сопредседатель Совета законодателей, представители федеральных министерств, Счетной палаты России, Генеральной прокуратуры, Центральной избирательной комиссии, ученые.
Волгоградскую область на совещании руководителей законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации – членов Совета законодателей РФ при Федеральном собрании РФ представлял председатель Волгоградской областной Думы Владимир Ефимов. Одним из главных итогов активного взаимодействия с Советом Федерации за последний месяц он назвал то, что удалось привлечь внимание  Минфина к необходимости компенсации в 2013 году Волгоградской области выпадающих доходов по налогу на прибыль организаций в размере 2,6 млрд. рублей. Именно такую сумму, по данным федерального Министерства, теряет регион в связи с изменениями российского налогового законодательства, вступившими в силу с 1 января 2012 года. Появление групп консолидированных налогоплательщиков привело к тому, что организации, объединившиеся в такие группы, получили право уплачивать налог на имущество организаций не только на территории того региона, где ведут свою деятельность. Таким образом, Волгоградская область стала одним из регионов, казна которых недосчиталась ожидавшихся налоговых поступлений. Всего на компенсацию таких потерь бюджетам субъектов РФ Минфин намерен выплатить 40 млрд. рублей. Часть этих денег уже запланировано отдать ряду регионов, а право Волгоградской области на помощь Федерации только предстоит защищать региональному Министерству финансов.
«Я спросил у заместителя главы Минфина, Алексея Лаврова, почему Министерство своевременно не отреагировало на сложившуюся в субъектах ситуацию с консолидированной группой налогоплательщиков, - рассказал Владимир Ефимов, - и мы в бюджете этого года «провалились». Он ответил, что в Минфине не просчитали последствия федеральных законов. Мы будем настаивать на завершении начатой работы, чтобы помощь субъектам была оказана с учетом потерь  2012 года».
Спикер регионального парламента Владимир Ефимов подробно рассказал и о других темах, которые вызвали жаркие дискуссии на представительном совещании.

О «конкуренции» регионов

Действующие правила межбюджетных отношений участники совещания в Москве назвали «размазыванием бюджета» и раздачей «всем сестрам по серьгам». Всем регионам доступны одни и те же целевые программы, и все регионы считают своим долгом в них участвовать. И те, где в силу ряда причин – природных условий, географического положения, материальной базы, определенного развития инфраструктуры - не должно быть сельского хозяйства, те тоже участвуют. Там, где нет предпосылок для машиностроения - пытаются строить. При этом все субъекты делаются конкурентами между собой. А поскольку данная практика неэффективна, в итоге мы все равно получаем большой процент импортных поставок. Регионы барахтаются в своих экономических условиях, и победителей в такой конкуренции нет, есть одни проигравшие. Необходимо при участии Минрегионразвития и Минэкономразвития, Правительства России, Минфина составить межотраслевой баланс. Финансирование инфраструктурных проектов, кредитование государственными деньгами экономических проектов с целью организации рабочих мест и создания финансовой  независимости региональных  бюджетов должно координироваться этими структурами. Кому-то отдать приоритет по развитию АПК. Кому-то - в различных отраслях промышленности. В Волгоградской области, к примеру, есть условия для развития предприятий оборонного комплекса, химической промышленности.
Обсуждались направления средств сформированного федерального Фонда национального благосостояния. Он создан в качестве «подушки безопасности» для смягчения последствий кризиса. В обсуждении этого вопроса мнение российского Правительства разошлось с мнением ученых и представителей субъектов. Субъекты считают, что нельзя раздавать средства Фонда на текущие потребности. Необходимо больше отдавать в реальный сектор экономики регионов, а не заимствовать коммерческим  банкам.  Мы предложили  целевым назначением кредитовать инфраструктурные проекты - дороги и подготовленные для строительства объектов площадки с энергетикой, газом. Создание инфраструктурных площадок с участием федерального бюджета – прекрасный пример государственно-частного партнерства. Привлекая инвестора, в рамках договора концессии мы предполагаем отдавать ему в эксплуатацию инфраструктуру, а взамен получать платежи в бюджет и новые рабочие места. Это наш генплан, мы его предложили Минфину. Нас поддержали, но в малой части.  Осталось опасение, что правила игры кардинально не изменятся и субъекты опять будут стремиться участвовать во всех программах.  И те, кто наиболее успешен в контактах, связях и успел подготовить проектно-сметную документацию, станут первыми, а другие будут выживать в прежних условиях.

Минфин серьезно призадумался

На совещании получил поддержку наш доклад по межбюджетным отношениям и обострению ситуации с долгами. И тут надо лично сказать огромное спасибо Валентине Матвиенко, которая эту тему в качестве основной озвучила на всех уровнях и требовала у Министерства финансов РФ пересмотреть политику по отношению к регионам. В этой работе активно помогали сенаторы от Волгоградской области, мы ими можем гордиться. Чего конкретно удалось добиться?  
Во-первых, поддержки той мысли, что покрытие кассового разрыва должно  осуществляться не коммерческими банками, а федеральным бюджетом – в данном случае, это должны быть «короткие» деньги Минфина на возвратной основе.
Во-вторых, Минфин признал необходимость реструктуризации долгов субъекта, которая была создана по причине разбалансированности доходной части, налоговой базы, которая, естественно, формируется федеральными законами, и полномочиями, сброшенными на региональный бюджет. Реструктуризация долгов будет, но субъектам надо быть интеллектуально подготовленными и на цифрах доказать, что деньги были изъяты из оборота не на экономические проекты, а на необходимые нужды, на «прокорм», и не было других вариантов. Если информация будет подана открыто, честно и обоснована, в этом случае Минфин будет замещать кредиты коммерческих банков своим кредитом на льготных условиях и проводить реструктуризацию общей задолженности.
В Москве мы на цифрах доказывали, что к субъектам РФ и Волгоградской области в частности требуется иное финансовое внимание. Понравилось, что в Совете законодателей и Совете Федерации мы, представители регионов, становимся не только генераторами федеральных проектов, чего нам долгие годы не удавалось достичь, но и через такое взаимодействие будем давать поручения сенаторам, как голосовать за бюджет – основной документ страны. Это прорыв, и это  уже одобрено руководством СФ.

Свобода творчества для регионов

Валентина Матвиенко, открывая совещание, отметила важность исполнения Указов Президента, в том числе Указа от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".  Отстаивая интересы сфер образования и здравоохранения, все руководители регионов требовали от Правительства и профильных министерств сделать акцент в сторону субъектов Российской Федерации. Был сделан акцент на важности изменения подходов к финансированию труда бюджетников, в первую очередь  работников образования, здравоохранения, культуры.  
Говорили о Стратегии-2020 и статьях Владимира Путина, в то время председателя российского правительства и лидера партии «Единая Россия». Эти статьи кристаллизовались в Указе от 7 мая и явились основой Стратегии. Каждый регион должен действовать в соответствии с этим программным документом. Не должно быть такого, чтобы в регионах действовала какая-то «своя» стратегия, не соответствующая Стратегии-2020.
Основная цель - сделать наш бюджет финансово независимым от Федерации.  Каждое наше решение надо научно обосновывать, тогда каждый рубль, который мы заимствуем из федеральной «кубышки», принесет нам результативность. Надо социально разгружать бюджет созданием новых рабочих мест через увеличение среднего класса и доходов населения.  
Если федеральный центр отдает нам полномочия, то пусть будут справедливые, единые для всех правила, и пусть они финансируются из федерального бюджета. Но чтобы совсем не превращаться в унитарное государство, ведь у нас все-таки федерация, - должна быть определенная мера самостоятельности. По предложениям ученых, бюджетные нормативы и стандарты на 75 процентов должны быть федеральными и, соответственно,  финансироваться федеральным рублем, а на 15 процентов это должно быть  творчество регионов, их свобода действий и интеллектуальный потенциал. С этим сложно не согласиться.

Об интеллектуальных центрах

Говорили о создании интеллектуальных центров в регионах. Ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий, считает, что образовательный и научный потенциал – это основная ценность России, и создание интеллектуальных центров в регионах тоже необходимо. Это не значит, что надо придавать этому процессу признаки глобализации, но финансирование научного потенциала на всех уровнях должно стать национальной задачей.

Об индустриальной революции

Александр Некипелов, вице-президент Российской академии наук, подчеркнул высокую зависимость федерального бюджета  от состояния мировой экономики, внешних рынков. Стоимость нефти, газа, металла, основных сырьевых продуктов, лежит в основе формирования 50 процентов доходной части федеральной казны. Это колоссальная зависимость! Россия стремится стать центром влияния в геополитике, но доля ВВП России в мировой экономике - только 2 процента. Сложно претендовать на роль серьезного игрока и быть центром принятия внешнеполитических решений. США и Китай вносят по 15 процентов в ВВП мира.
Выход для России – индустриальный рывок. Его надо сделать, используя механизмы, существующие в ВТО. Нужно построить новое, высокотехнологичное производство, задействовать научно-технический потенциал.

«5 по 5»

Говорили о доступности жилищной ипотеки, о проблемах, связанных с переселением из ветхого и аварийного жилья. Жилищный вопрос в государстве должен быть во главе угла, и над этим идет работа. Так, Госстрой и Агентство по ипотечному жилищному кредитованию представили проект новой программы доступного жилья, по которой в течение пяти лет планируется запустить строительство 25 млн. кв. м. жилья. Предполагается, что его по доступной цене купят 360 000 семей. Уменьшение стоимости жилья на 20% сделает стандартный ипотечный платеж и соответствующий ипотечный продукт доступным более чем для 1 млн. домохозяйств, которые сейчас не могут этим пользоваться. Добиться снижения цены авторы программы предполагают за счет нескольких факторов: бесплатные земельные участки, бесплатное подключение к сетям, кредиты госбанков на строительство и создание базы типовых проектов жилья экономкласса.

О кадровой скамейке

Начальник управления Президента РФ по внутренней политике Олег Морозов поднял тему формирования кадровой скамейки и работы кадровых лифтов. Он привел пример – при смене руководителя полностью меняется кадровый состав команды. Каждый новый назначенец считает необходимым привести новую команду. А это – «просадка» управленческих решений, колоссальные потери времени, ресурсов, все продолжается порой годами, пока новая команда вникнет и разберется. Это больная модель, надо уходить от практики, когда целые команды мигрируют между регионами. Человек, приходя на должность, должен знать: он - в обойме, и ему есть с кем работать. Важно сформировать новую плеяду государственников, воспитывать преемственность.
Известная всем проблема – когда у чиновника «кочка сидения определяет точку зрения»: заняв пост, он начинает уделять внимание не развитию вверенной ему сферы, а поднимает собственный бизнес. Это зависимость, причем идущая вразрез с государственными задачами. Надо отрегулировать механизмы, чтобы управленец сосредоточился на выполнении собственных обязанностей.  

О градуснике и пилюле

Директор института социологии Российской академии наук Михаил Горшков, назвал социологию градусником, который показывает температуру в обществе. Если температура зашкаливает, надо срочно искать причину и принимать меры.  Его коллега сказал, что социология - это еще и диагноз. Власти необходимо прислушиваться к рекомендациям социологии в вопросах взаимоотношения с обществом. Если этого не делать, нужных «пилюль» для излечения заболевшего организма не получится.
Я записал для себя: «социологический диагноз – это инструмент политика для принятия решений».

Подоходный налог отдать регионам, НДС по экспорту - отменить

Заместитель главы министерства экономического развития и торговли РФ Андрей Клепач ответил на множество вопросов региональных представителей о том, как создать экономическую модель, которая привела бы  к развитию страны через развитие регионов. Привлечь деньги в экономику региона можно путем увеличения слоя среднего класса. Сейчас в России его уровень около 22 процентов от числа населения, в 90-е годы составлял всего 10 процентов, а сегодняшняя цель – более 50.
Прозвучало предложение по введению прогрессивной шкалы по подоходному налогу. Так, отмена налога при доходе до 15 тыс. руб. в месяц существенно облегчит его администрирование, минимизирует бюджетную нагрузку на контроль за исполнением законов по налогообложению. При ежемесячном доходе от 15 до  250  тыс. руб. было предложено установить налогообложение по подоходному налогу в размере 13 процентов. Размер налогообложения при доходах свыше 250 тысяч еще нуждается в обсуждении. При этом сборы по налогу представители регионов предлагают полностью оставлять в бюджетах субъектов РФ. Таким образом, территории будут простимулированы и заинтересованы создавать у себя высокооплачиваемые рабочие места.
Одно из предложений - отмена НДС по экспорту. Существует коррупционная модель, когда экспортеры идут за возмещением налога НДС, иной раз ничего не экспортируя фактически, а только на бумаге. Эта модель работала в РФ долгое время, и многие об этом знали. Но на федеральном уровне не принимали новых правил игры. Для традиционного, добросовестного экспортера надо отменить НДС, считают эксперты. Это освободит его о необходимости стоять в очереди на возмещение НДС, платить чиновникам, чтобы вернуть налог.
Участники совещания обратились в Минфин с просьбой и получили поддержку в вопросе обеспечения доступа субъектов РФ к информации о налогоплательщиках. Чтобы с ними более результативно работать и точно прогнозировать доходную часть бюджета, необходимо знать реальную картину и располагать данными официальной статистики.

О коррупции и солидарной ответственности власти

В присутствии заместителей Генерального прокурора и председателя счетной палаты РФ я вышел с предложением лишить органы исполнительной власти полномочий формировать антикоррупционные комиссии, которые анализируют все законы и документы исполнительной власти. Должен быть другой принцип формирования таких комиссий. Сейчас это те, кто осуществляет  контроль, плюс – по согласованию - Минюст. А должны быть счетная палата, ассоциация юристов, эксперты, торгово-промышленная палата. Такое предложение уже направлено в Совет Федерации, Государственную Думу и Генпрокуратуру.
Коснулись ситуации, когда у муниципалитетов недостаточно средств для выполнения возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения, и муниципалитеты не могут профинансировать то, что положено по закону. Прокуроры правы, когда расценивают это как нарушение законодательства. И все же здесь вопрос совместной ответственности. Кто должен отвечать перед законом за несоздание необходимых условий для работы? В наших межбюджетных внутрисубъектовых отношениях это чрезвычайно актуально.

О множественности партий

Председатель Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров критически высказался о  рекомендациях Европейской комиссии за демократию через право - Венецианской комиссии, предлагаемых России в плане прозрачности и либерализации выборов. Нам предлагают худшие практики, считает Владимир Чуров. Он сравнил результаты прошедших президентских выборов в США и России. В России на выборах Президента явка была более 60 процентов, а 70 процентов, по результатам исследований, остались довольны выборами. В США эти показатели гораздо ниже.
На данный момент для участия в выборах уже зарегистрирована 31 политическая партия, в списке на регистрацию – 43. Это может привести к кризису – вполне возможна ситуация, когда ни одна партия не сможет преодолеть 5-процентный барьер. Владимир Чуров считает, что оптимальное число  игроков на политическом пространстве - 7.  
Говорили об электронных системах обработки бюллетеней. КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней) становятся неэффективными – при наличии нескольких десятков партий трудности в обработке данных создаст длина бюллетеня. Будущее – за комплексами электронного голосования (КЭГ). Избиратель видит на электронном экране список баллотирующихся партий либо список фамилий кандидатов. Нажав на фамилию кандидата, избиратель видит текст с биографическими данными кандидата и привычной для пользователей компьютеров парой кнопок: "ДА" и "НЕТ". Каждый пришедший на участок для голосования сможет на месте ознакомиться с биографиями кандидатов, получить информацию о любой политической партии.

Поезда станут скорыми

Президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину я задал вопрос о создании социального скоростного транспорта. Он должен быть настолько комфортным,  чтобы люди расстались с рулем авто. Кроме того, необходимо продолжить работу по сокращению времени следования пассажирских поездов. От Волгограда до Москвы за 19 – 20 часов – это чрезвычайно много! Возможно, этот вопрос решит железнодорожная «ветка» через Волгоград на Ростов, Краснодар, в связи с планами по проведению Чемпионата мира это актуально. Возможность передвижения на скоростном железнодорожном транспорте разгрузит автодороги, сократит количество травм и смертей. Государство сэкономит затраты на компенсационные выплаты и ремонт и восстановление дорог, снизятся неэффективные расходы бюджета. Якунин сказал, что все шансы решить обозначенные вопросы есть, и попросил субъекты быть активнее и при возможности предусматривать средства на развитие железнодорожного транспорта  в рамках софинансирования. Глава РЖД добавил, что, пока он занимает этот пост, он не допустит дикой приватизации железных дорог, ведь  сохранение стратегической инфраструктуры – это государственная задача.

России нужна стабильность

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров обозначил позицию России по наиболее острым международным конфликтам. Говорили о геполитике, о Ливийском, Сирийском сценариях. О глобальной проблеме - внешние игроки, используя Совет безопасности ООН, реализуют планы по смене режимов. Мы это не поддерживаем, и нас за это критикуют и пытаются унизить. Мы не вмешиваемся во внутренние конфликты, нам нужна стабильность. Россия сегодня выступает глобальным балансиром по части политики на Ближнем Востоке и странах азиатско-тихоокеанского региона. Мы эти позиции сохраняем и считаем перспективными.
Обновлено 14.12.2012 14:38