Волгоградская областная Дума
Главная Информация пресс-службы Новости
Владимир Кабанов: «Модернизировать, сделать инновационной региональную экономику без сотрудничества с вузами города невозможно» Печать
15.03.2012 08:59
thumb_120315kabanov20 марта 2012 года в Волгоградской областной Думе состоится заседание круглого стола на тему: «О направлениях государственной поддержки инновационной деятельности Волгоградской области». Предлагаем Вашему вниманию статью депутата областной Думы, профессора ВГТУ В.А. Кабанова, в которой освящается роль высших учебных заведений г. Волгограда в формировании региональной экономики на основе исторического опыта Волгоградской области, России, США.

Модернизировать, сделать инновационной региональную экономику без сотрудничества с вузами города невозможно

Сегодня, по прошествии времени с момента объявления курса на модернизацию российской экономики, возвращения к понятиям промышленной политики, началу использования механизмов государственно-частного партнерства, уже можно увидеть, что ставка на крупный бизнес себя не оправдывает. Ученым пока не удалось продвинуть свои разработки в крупные корпорации. Не будем торопиться искать виновных, то ли в лице ученых, либо представителей крупного бизнеса, а лишь констатируем факт, что качественные инновации не дошли до главных своих потребителей.

Прорывные технологии, которыми располагает сегодня российская наука, в том числе ведущие кафедры волгоградских вузов, по сути самой модернизации, прежде всего, предназначены для технологических лидеров.

Анализируя первые шаги в этом направлении на территории нашего региона, как и по всей России, приходим к выводу, что наиболее динамично развивающимися являются компании малого и среднего бизнеса.

Именно этим организациям инновации дают возможность качественно увеличить рост своей продукции для выхода на новые рынки. К таким предприятиям следует отнести "Волжский автобусный завод", НК "Сады Придонья", Волжские заводы "Профиль-Акрас" и "ВАТИ", Камышинский стеклотарный завод, Еланский маслосырзавод и некоторые другие предприятия.

Из собственной практики работы знаю, что с такими компаниями намного проще устанавливать деловые, партнерские отношения, чем с эшелонированным, забюрокраченным менеджментом и собственниками крупных компаний. Об этом говорят и наши ученые – компании среднего бизнеса гораздо охотнее идут навстречу партнерам, создающим новые технические решения.

Проблема состоит еще и в том, что сегодня крайне трудно сходятся пути тех, кто разрабатывает и кто воплощает в реалии инновационные разработки. Квалифицированных посредников, которые профессионально могли бы сводить генераторов идей и их воплотителей, в регионе реально нет: ни в администрации области, ни в торговой палате, ни в какой-либо другой организации или учреждении.

Безусловно, именно с этой целью в области были сформированы, но объективно не работали, научно-технический Совет и Совет по инвестициям, традиционно возглавляемые Губернатором области. Несмотря на то, что в их состав входят авторитетные по своим должностям люди, организовать их работу по-настоящему не удавалось, на мой взгляд, по той причине, что некому было исполнять роль "рабочих лошадок", под ними не были сформированы рабочие органы. Ни одному из структурных подразделений администрации области не удалось по-настоящему влиять на их работу. Лишь в последний год активную роль в работе Совета по инвестициям стал играть комитет экономики, но раздрай в работе "Агентства" и "Управления" по инвестициям, по вине, прежде всего, первого во многом "смазывало" результаты работы всей администрации.

Сегодня, в процессе обсуждения структуры Правительства области, во главу угла надо поставить те задачи, решив которые, станет возможным  перевод региональной экономики на инновационный путь развития. С этой целью предстоит решить сложнейшую задачу – определить науку как основную движущую силу в формировании экономики и региональном развитии в целом. В этой связи надо найти ей "правильное место" в создаваемых министерствах и комитетах.

Сегодня действующий вариант – это отдел в комитете экономики, вариант предлагаемый – "Министерство образования и науки". С одной стороны – соблюдается аналогия с федеральным министерством. Однако все мы  ждем сегодня от региональной науки более активного участия в жизни области. Надо подумать не только о месте науки в структуре администрации области, но и персональном составе и, конечно, не комитета, а как минимум "Управления науки". К сожалению, прежнюю, существенную часть региональной науки: отраслевые НИИ, научный городок, расположенный в районе Дворца спорта, мы фактически потеряли. Сегодня лишь некоторые из них, такие как противочумный институт, "Волгоградгипросинтез" сохраняют свой прежний статус.

В этой связи в развитии регионального инновационного пути экономики главной опорой должны стать ведущие вузы города.

В мировой практике в части инновационного развития общества широкое применение нашла предложенная профессором Стенфордского университета (США) Генри Ицковицем модель "тройной спирали". Она включает в себя  3 главных составляющих:

  • в процессе модернизации общества главным являются научные знания, и усиливается роль университетов во взаимодействии власти и промышленности;
  • университет, бизнес и власть стремятся к инновационному сотрудничеству не по инициативе власти;
  • выполняя традиционные функции, каждый из трех институтов берет  на себя добровольно некоторые  функции другого.

По мнению американского ученого современные университеты – это  не только учебные заведения, но и основа общества знаний, генераторы идей, проводники знаний, выходящих в свет. Именно университету отводится главная роль для разработки новых технологий.

Сегодня такую роль могут и должны выполнять ведущие университеты и академии нашего города. Безусловно, к такой функции высшие учебные заведения надо готовить. Если вспомнить историю, то с начала тридцатых годов прошлого столетия именно такую роль выполнял созданный "Сталинградский механический институт", ставший не только кузницей кадров для ведущих предприятий города, но и активно влиявший на повышение уровня научно-технического прогресса в региональной экономике. Однако впоследствии, если продолжить аналогию развития событий в США и СССР, в американских вузах была сосредоточена основная масса исследований, а у нас фундаментальные науки, значительная часть прикладных исследований ушла из стен вузов в Академические и отраслевые НИИ.

В США, например, во времена "Великой депрессии" власти штата Новая Англия сделали ставку на развитие научно-исследовательского комплекса региона, где главную роль сыграл Массачусетский технологический институт.

Руководство университета сделало акцент в развитии на таких науках, как физика и химия и расширило фронт исследований за счет не только фундаментальных, но и прикладных направлений. Набирая в 1930 г. ученых-педагогов для работы в вузе, предпочтение отдавалось тем, кого интересовало практическое применение их фундаментальных разработок. Главной целью была интеграция научной и предпринимательской деятельности, выстраивание долгосрочной программы сотрудничества университета и производственных структур.

До 1980 года в США коммерциализацией технологий на ранних стадиях занимались различные федеральные ведомства и агентства, отнюдь не мотивированных в получении конечного результата. Актом Бея-Доула университеты были наделены правами патентовать, управлять своими изобретениями, если они финансировались из федерального бюджета.

Одновременно с федеральным финансированием университеты получили серьезную поддержку от властей региона в виде выделения и закрепления за вузами земель, для расширения их деятельности.

Таким образом, во взаимодействии "тройной спирали" явно просматриваются элементы частно-государственного партнерства, в которой частной стороной выступает вуз, а со стороны государства – правительственные органы и муниципальные власти.

Государство, как необходимый элемент "тройной спирали" активно участвует как в развитии университетов, так и в создании благоприятной среды для инновационных компаний. Кроме точечной поддержки наиболее крупных университетов и проводимых ими научных исследований,  в США существуют также региональные программы развития и финансирования инновационной инфраструктуры образовательных учреждений.

Пример такой программы – NYSTAR (New York State Foundation fon Science, Technology  and Jnnovation), в рамках которой производится отбор и финансирование университетов и исследовательских центров с целью содействия трансфера технологий из академической среды к практическому применению, развитию частно-государственного партнерства, повышению конкурентоспособности регионального бизнеса. В настоящее время такое финансирование получили 15 университетов и исследовательских центра, при этом каждый из них имеет свою специализацию.

В Европе "тройные спирали" также становятся главным фактором регионального развития.

Значительную роль в инновационной системе, например, Германии играют высшие учебные заведения, особенно классические и технические университеты, научные сообщества. Сильная сторона вузов Германии заключается в том, что обучение в них, как правило, совмещается с научно-исследовательской деятельностью. Более 70 процентов всех научных результатов в ФРГ получают в университетах, которые финансируются как из федерального, так и регионального бюджетов, при этом именно региону оставляют право выбора в НИОКР.

Активное участие в формировании профессиональных кадров принимает и промышленность, формируя запросы на востребованные специальности. В отличие от США "тройная спираль" носит ярко выраженный характер "государство – бизнес", с ведущей ролью государства, причем с главенствующей ролью региональных экономик в вопросах финансирования научных разработок.

Как же обстоят дела в России с реализацией модели "тройной спирали"?

Прежде всего, необходимо отметить, что на пути инновационного развития регионов нашей страны есть серьезные проблемы. Это недостаточность законодательной и правовой базы инновационной деятельности, недостаточность финансирования науки и инноваций, ее неэффективность, нерыночный менеджмент в научно-технической сфере и слабые знания большей части управленцев. Серьезным препятствием сегодня становится отсутствие инфраструктуры инновационной деятельности и низкий уровень ее информационно-консультативной составляющей для участников инновационного процесса.

Другая особенность "тройной спирали" в России заключается в том,  что функции научных исследований и подготовки кадров, как указывалось выше, разделены между институтами Российской Академии наук и вузами.

По данным Министерства образования и науки только 15-20 процентов госвузов занимаются инновационной деятельностью. 9 апреля 2010 года Правительство РФ приняло Постановление № 219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования". На реализацию программы развития инновационной инфраструктуры образовательного учреждения выделяются бюджетные средства на срок до 3-х лет с объемом финансирования до 50 млн. рублей в год.

Одним из основных показателей эффективности функционирования университетской инновационной инфраструктуры является создание "инновационных поясов" вокруг вузов в виде предприятий малого и среднего высокотехнологичного бизнеса. В июле 2009 года был принят Федеральный закон № 217-ФЗ, позволяющий бюджетным вузам и НИИ учреждать инновационные компании для обеспечения практического применения результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат бюджетным научным и образовательным учреждениям.

В связи с этим, основными задачами региональной инновационной политики должны стать:

  • поддержание и развитие среды генерации знаний и осуществление проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладных исследований мирового уровня;
  • сохранение и воспроизводство системы научных кадров;
  • реконструкция и техперевооружение научных организаций;
  • развитие инновационной инфраструктуры, развитие взаимодействия в регионе между субъектами инновационной деятельности;
  • формирование системы финансирования инноваций на всех этапах инновационного процесса от идеи до воплощения в практику;
  • содействие технологической модернизации производства промышленных предприятий региона;
  • создание стимулов для осуществления инновационной деятельности особенно в сфере малого и среднего бизнеса.

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Первое. При формировании Правительства Волгоградской области необходимо обеспечить взаимосвязь его подразделений, в компетенцию которых входят наука, бизнес и производство.

Второе. Создание промышленных кластеров в регионе должно отвечать модели "тройной спирали", то есть в обязательном порядке включать научную составляющую.

Третье. Необходимо предусмотреть в бюджете области средства на поддержку инновационного развития региональной экономики, в том числе через систему научных грантов, возможностью наделения ведущих научных центров имуществом и земельными участками для их развития.

Четвертое. Правительству Волгоградской области необходимо пересмотреть персональный состав и задачи научно-технического Совета и инвестиционного Совета области в соответствии с новыми задачами инновационного развития региональной экономики.

Пятое. Необходимо планировать подготовку специалистов с высшим и профессионально-техническим образованием, исходя, прежде всего, из потребностей региональной экономики.

 

 

Обновлено 15.03.2012 22:50
 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru