Роланд Херианов: «Предпринимателей надо защищать от незаконных проверок» Печать
24.10.2011 16:45

thumb_100407hrianВ областной Думе состоялось заседание круглого стола по вопросу защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, организованного комитетом областной Думы по предпринимательству, малому и среднему бизнесу под председательством Роланда Херианова.

В заседании круглого стола приняли участие вице-спикер областной Думы Анатолий Бакулин, депутаты облдумы Владимир Осьмаков, Николай Паршин, Станислав Коротков, представители прокуратуры, областной администрации, органов местного самоуправления, субъекты малого и среднего предпринимательства, общественные объединения малого и среднего бизнеса.

Как отметил Роланд Херианов, защита прав субъектов предпринимательской деятельности была и остается приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. Роль малого и среднего бизнеса является существенной в экономическом развитии государства, решении проблем занятости и финансовой стабильности,  реализации концепций активной социальной политики. Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса необходимо развитие нормативной правовой базы, учитывающей его специфику.

«Так, - подчеркнул парламентарий, - принятые в последние годы меры по совершенствованию правового обеспечения малого и среднего предпринимательства, сыграли важную роль для его развития. С целью устранения административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности был принят Федеральный закон от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». За время его действия закон претерпел ряд существенных изменений. В частности, с 1 января 2011 года проведение плановой проверки органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок,  относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица».

Роланд Тамазович напомнил участникам круглого стола о том, что с 1 августа 2011 года вступили в силу изменения, касающиеся организации и проведения плановых проверок. Теперь в ежегодных планах проведения проверок и распоряжениях об их  проведении указываются не только наименование юридического лица или полные данные индивидуального предпринимателя, но и места их нахождения, а также места фактического осуществления ими деятельности. Также в ежегодных планах проведения плановых проверок необходимо указывать дату начала и сроки проведения каждой плановой проверки. Помимо этого, новым основанием для проведения внеплановой проверки является требование прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В августе 2010 года внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях и введена статья, устанавливающая административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за несоблюдение ими требований законодательства о государственном контроле (надзоре). Роланд Херианов подчеркнул, что именно депутаты Волгоградской областной Думы были инициаторами внесения этих изменений.

Участники круглого стола заинтересованно и разносторонне обсудили вопросы защиты прав предпринимателей при осуществлении контроля за их деятельностью.

Как следует из информации прокуратуры области, в первом полугодии 2011 года органами прокуратуры в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности выявлено 527 (первое полугодие 2010 года - 398) нарушений законодательства. В целях их устранения внесено 168 (153) представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 137 (91) должностных лиц, по инициативе прокурора к административной ответственности привлечено 49 (0), принесено 233 протеста (168), в суды направлено 12 исков (1) (заявлений).

При осуществлении надзора за законностью правовых актов в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в текущем году принесено 233 протеста, в суды предъявлено 10 заявлений (добровольно удовлетворены), внесено 10 представлений.

В 2011 году на предмет соблюдения требований Федерального закона аппаратом прокуратуры Волгоградской области проверено 18 региональных и федеральных органов контроля (надзора), по итогам которых внесено 17 представлений (к дисциплинарной ответственности привлечено 22 должностных лица), принесено 6 протестов, объявлено 1 предостережение, по инициативе прокуратуры 2 должностных лица привлечено к административной ответственности.

В деятельности региональных органов контроля устанавливались такие нарушения, как игнорирование сроков уведомления хозяйствующих субъектов о проведении проверок; реализация контрольных мероприятий в отсутствие руководителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или законных представителей; отступление от сроков проведения проверок; отсутствие контроля по устранению вскрытых нарушений и исполнением выданных предписаний.

При этом прокурорскими проверками вскрывались отдельные грубые нарушения требований Федерального закона: проведение проверок без издания распоряжений; проведение плановых проверок, не включенных в сводный план на 2011 год; проведение внеплановых проверок без согласования с органами прокуратуры и др. По результатам рассмотрения актов реагирования виновные должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности.

В первом полугодии 2011 года отмечена устойчивая тенденция к снижению числа обращений органов контроля по согласованию проведения внеплановых проверок, что свидетельствует о более тщательной подготовке к реализации контрольно-надзорных функций.

За указанный период в органы прокуратуры региона поступило 476 (923) заявлений о согласовании выездных внеплановых проверок хозяйствующих субъектов (в том числе, 323 – в отношении представителей малого и среднего бизнеса). По результатам их рассмотрения согласовано проведение 240 (501) проверок (170 – в отношении предприятий малого и среднего бизнеса), отказано в согласовании 236 (422) проверок (162 – в отношении предприятий малого и среднего бизнеса).

Вместе с тем, отметили участники круглого стола, органы, уполномоченные на осуществление контрольных функций, в целях уменьшения количества внеплановых проверок в 2011 году попытались включить их в сводный план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако их незаконные намерения на охват проверочными мероприятиями все большего числа объектов пресечены органами прокуратуры на стадии согласования плановых проверок. Так, в план 2010 года было включено 11 850 плановых проверок, в 2011 году – 10 716, при этом в план не вошли более 5 000 заявленных проверок.

Основными причинами непроведения плановых проверочных мероприятий явились: уклонение хозяйствующих субъектов или их представителей от участия в проверках или (и) получения уведомления о проведении проверки; отсутствие хозяйствующего субъекта по указанному в плане адресу осуществлении деятельности; временное фактическое приостановление деятельности проверяемым лицом, ликвидация (реорганизация) хозяйствующих субъектов.

Наряду с этим, предпринимательское сообщество Волгоградской области отмечает, что процедура проверок не стала существенно проще, так как многие органы власти наделены контрольно-надзорными функциями. В связи с этим, предприниматели вынуждены чуть ли не через день принимать проверяющих, что очень усложняет ведение бизнеса.

В свою очередь, органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории Волгоградской области, указывают на пробелы в действующем законодательстве, которые усложняют работу проверяющих структур и требуют совершенствования законодательства.

Исходя из этого и в целях эффективной реализации Федерального закона на территории Волгоградской области, своевременного совершенствования системы организации государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также последовательного снижения административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности участники круглого стола приняли следующие рекомендации.

Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Волгоградской области рекомендуется провести семинары с целью повышения квалификации должностных лиц и специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также  обеспечить открытый доступ к результатам проведенных проверок на их официальных сайтах в сети Интернет.

Сопредседателям координационного совета Волгоградской области по развитию малого и среднего предпринимательства – первому заместителю главы администрации Волгоградской области Геннадию Чурикову и председателю Волгоградской областной Думы Владимиру Ефимову предлагается рассмотреть вопрос о создании при данном координационном совете постоянно действующей рабочей группы по защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Администрации Волгоградской области предложено разработать порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и активизировать работу по разработке и принятию административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора).

Волгоградской областной Думе рекомендовано выйти в Государственную Думу с законодательной инициативой  «О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в части наделения органов местного самоуправления правом составления протоколов об административных правонарушениях по статьям 7.9, 8.3, 8.7, 8.25-8.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Также рекомендуется разработать региональный закон «О внесении изменений в Кодекс Волгоградской области об административной ответственности» в части установления административной ответственности за несоблюдение должностными лицами органов муниципального контроля требований законодательства о муниципальном контроле.

Органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области предложено провести совещания с организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления недвижимостью, по вопросам реализации Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 года «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Предлагается активизировать работу по разработке и принятию административных регламентов взаимодействия органов муниципального контроля при осуществлении данного вида контроля.

Органам МСУ и областной администрации рекомендовано проводить мониторинги  практической реализации требований Федерального закона при осуществлении должностными лицами контроля в соответствующих сферах деятельности и готовить на их основе предложения  по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности контрольных органов.

Органам власти регионального и местного уровней предлагается проводить семинары для повышения квалификации должностных лиц и специалистов, осуществляющих контроль, а также обеспечить открытый доступ к результатам проверок на официальных сайтах в сети Интернет.

Ряд рекомендаций адресован общественным организациям поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляющим свою деятельность на территории Волгоградской области. Им предлагается активизировать общественный контроль в целях защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также  выходить с предложениями в органы государственной власти и местного самоуправления по совершенствованию законодательной базы, регулирующей работу контрольно-надзорных органов.

Участники круглого стола предложили общественникам регулярно проводить информационно-разъяснительную работу с предпринимателями об изменениях действующего законодательства в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Обновлено 24.10.2011 22:35