Россия в поисках баланса Печать
15.07.2011 08:00

thumb_Titov_portret2011Новейшим российским реалиям  всего 20 лет. Младенческий, по меркам государственной истории, возраст. Институт власти, как и другие структуры общества нового формата, находится в фазе активного строительства. Насколько «легко» водить законодательным пером по российской tabula rasa  и какой коктейль получается в результате наложения законотворчества на суровую действительность практики жизни? О философских посылах и тернистых буднях муниципального, государственного и партийного строительства в разговоре с нашим корреспондентом размышляет председатель комитета по организации государственной власти и местному самоуправлению Волгоградской областной Думы Леонид Титов.

 

Лето, жара, комары, мухи... Бросить бы все - и уехать в Урюпинск , Леонид Александрович?

–   У меня не получается.

Почему?

–  Однопартийцы доверили мне руководство окружным штабом по выборам в Государственную думу. В округ входит 16 районов области. Да,  избирательная кампания официально еще не  началась, но подготовка к ней ведется всеми партиями, поэтому летом, во время отпуска, и мне придется поработать.

- Это нормально для активного депутата. Но моя преамбула об Урюпинске не была случайной. Как сообщило на днях информационное агентство «Волга Каспий», руководство регионального общественного движения «Комитет защиты ветеранов военной службы и других силовых структур» выступило с заявлением о «недопустимости оказания давления на членов районного отделения организации в городе Урюпинске с целью вхождения этой организации в Народный фронт». Что происходит, Леонид Александрович? Лидер партии «Единая Россия» и , скажем так, основатель Народного фронта Владимир Путин категорически о недопустимости понуждения к вступлению в эту организацию, а на местах то ли выслуживаются, то ли испытывают очередное головокружение от успехов...

 

- На мой взгляд, ни то, ни другое. Это вечная проблема России. Помните, их у нас две: одна дороги, а вторая …образно говоря, наши российские традиции. А пример с Урюпинском –  компрометация самой идеи Народного фронта. Вы правы: Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что необходимо исключить понуждение граждан и общественных организаций к вступлению в это движение. Это должен быть их выбор. И такой пример я вам сейчас приведу. Недавно казачьи организации Новоаннинского района решили, что пока воздержатся от вступления в Общероссийский народный фронт. Это их решение, и , как ни досадно, я этот выбор уважаю.

- Насколько я знаю, и Новоаннинский, и Урюпинский районы входят в избирательный округ, по которому вы баллотировались в областную думу. Знаю, что вы часто там бываете,организуете работу с избирателями. Что говорите в случае возникновения подобных «перекосов»?

- Говорю так, как есть. Да, у нас есть проблемы, в том числе в самой партии. Некоторые лидеры партии и на федеральном, и на региональном уровне «забронзовели»  и ощущают себя несменяемыми. Это раздражает людей и вызывает их усталость от политических реалий. Основная идея Народного фронта – обновление кадрового ресурса партии, особенно ее представителей в выборных органах власти всех уровней. Как широко известно, в выборных списках  в Государственную Думу впервые появятся 150 представителей общественных организаций, вошедших в состав Народного фронта.

- Вы убеждены в том, что в интересующих всех списках появятся именно 150 предложенных обществом кандидатур?

–  Абсолютно в этом убежден, поскольку  та «забронзовевшая» часть партийной элиты, которая вызывает раздражение населения,  должна уйти. Борьба за эту квоту – 150 мест в Госдуме – будет вестись только среди общественных организаций и их представителей, которые будут претендовать на эти места.

Конечно, это политически очень грамотно встроенный нет, нет, Леонид Александрович, не выстроенный, а именно встроенный ход : переложить ответственность за выдвижение новых лиц на общественные организации, которые будут между собой бодаться...

–  Бороться.

- Бодаться, я все-таки настаиваю. Впрочем,может быть и бороться,посмотрим... Ну, поборются, а потом им скажут: вы не до конца выстроили отношения, поэтому вам достанется не 150, а, к примеру, 30 мест в федеральном парламенте.

–  Я уверен, что объявленное намерение, в том числе и в нашей Волгоградской области,  будет реализовано. И именно 150 мест в Государственной Думе России впервые получат выдвиженцы общественных организаций. И от жителей Волгоградской области, в том числе, зависит будущий состав парламентариев. Так давайте конструктивно работать, а не так: лето, мол, жара, комары, мухи. И если даже уехать в Урюпинск, который я очень люблю, то не только затем, чтобы в Хопре искупаться. Работать с людьми надо, встречаться надо, слушать, слышать и убеждать...Обязательно!

- Что ж, перейдем к другой сфере вашей деятельности. Исходя из своего немалого стажа службы в правоохранительных органах и солидного опыта политической работы, оцените, пожалуйста, ситуацию, связанную с реорганизацией милиции в полицию.Недавно заговорили о том, что правовое основание проводимых мероприятий соответствующий федеральный закон не проходил антикоррупционную экспертизу, чего мы здесь, на местах, добиваемся применительно к любому региональному законодательному акту.

- Позвольте немного отступить от конкретного вопроса и несколько шире взглянуть на проблематику. На мой взгляд, одна из ключевых проблем России –это тотальное, сверху донизу,  неуважение к закону. В обществе даже считается признаком этакой доблести, этакой лихости, его  нарушение. Строгость законов - тоже общеупотребительный рефрен вполне  компенсируется в России  необязательностью их исполнения. Наряду с правовым нигилизмом вторым злом России я считаю отсутствие справедливости. Английское слово «джастис» объединяет два понятия в русском языке: правосудие и справедливость . Учитывая то, что образование смыслов в языке не случайно, правосудие у нас не всегда совпадает со справедливостью. Такое положение сложилось в новейшей истории России в годы реформ и приватизации. Ваучер стал мерилом вклада наших отцов и дедов в создание мощнейшего на тот момент государства, а все его богатства оказались поделены между несколькими десятками сограждан. Остальные, разумеется, почувствовали себя обманутыми.

- Но как это соотносится с полицией, модернизацией и отсутствием проверки закона на наличие в нем коррупционной составляющей?

- В эту несправедливость была  вовлечена часть  госструктур, что, в конечном счете,  скомпрометировало государство. Реформы судебной системы и правоохранительных органов – две наши первоочередные задачи. Если они реализуются в полной мере, мы получим совершенно другую страну, где суды и полиция работают на человека. Кстати, мне импонирует слово полиция. Таковой она является во всем мире. Ее функция – служить людям и защищать их. Другого предназначения быть не может. Судебная реформа должна сделать суды институтом власти, который легитимен  для  людей. Предпосылки для этого уже появились: повышен статус судьи, он получил материальную независимость. Но еще очень многое предстоит сделать, чтобы правосудие и справедливость стали синонимами в общественном сознании.

- Как ваши бывшие коллеги правоохранители оценивают происходящие в системе изменения?

- Ветераны МВД России приветствуют реформы. Нам стыдно за то, что в последние годы происходило в системе. Если содержание, заложенное в реформе правоохранительных органов, будет реализовано, возникнет качественно иная структура. И она будет вправе рассчитывать на доверие населения.

- В сферу деятельности думского комитета, который вы возглавляете, входит назначение на должность мировых судей. Именно они являются тем звеном, где действует или не действует справедливость на житейском уровне. За семь лет работы экспертной комиссии вам было стыдно за кого-то из тех, кто прошел через думское «сито» и был назначенн затем на должность мирового судьи?

-  Из тех, кто был назначен на должность посредством этой процедуры, никто не привлекался к уголовной ответственности. Вывод: механизм отбора работает. Но я всегда интересуюсь у судейского сообщества: существующая система назначения  мировых судей через законодательное собрание региона правильная или ее нужно заменять выборами непосредственно в тех районах, где судьям  предстоит работать? Напомню, что аппарат мировых судей – а их в области 145 – кузница кадров судейского корпуса федерального уровня.  Последние проходят профессиональное становление в качестве мировых судей. Пока сложившаяся в регионе система назначения мировых судей через несколько уровней аттестации, подконтрольных областной думе, устраивает и граждан, и омбудсменов, и самих судей. Тем не менее , уже сложились предпосылки для более демократичного инструмента – выборов.Это мне подсказывает и накопленный опыт, и профессиональная интуиция.

-- Идея децентрализации власти в последнее время получила «второе дыхание» в связи с мессиджем главы государства Дмитрия Медведева. Вы возглавляете комитет областного заксобрания, который формирует и регулирует посредством законов отношения между уровнями государственной власти и муниципальных территорий. Как Вы оцениваете происходящие изменения?

-- Носитель власти в нашей стране, в соответствии с ее Конституцией  – народ. Процессы децентрализации власти  происходят в Волгоградской области в течение последних нескольких лет. А начало этому процессу положил  в 2003 году известный  ФЗ №131, соотносимый с европейскими нормами о местном самоуправлении  и максимально приближающий власть к людям. Поясню: в этом законе заложен, на мой взгляд, революционный для России  механизм организации власти. До того момента существовало три ее уровня: центральная (федеральная) власть, власть региона (субъекта) и власть районная. Закон позволил обособить  четвертый уровень власти – муниципальный. На территории региона было создано 452 муниципальных образования. Им были делегированы государственные полномочия и механизмы финансового обеспечения их прав.

В силу сложившегося дисбаланса между переданными полномочиями и финансовым инструментарием, гарантирующим их исполнение, муниципальные образования, особенно на уровне сельских поселений, далеки от исполнения тех функций, которые предусмотрены законами, в том числе - принятыми на областном уровне.

-  Идея была и остается правильной – максимально приблизить власть к народу. То есть фактически, а не на бумаге, передать деньги под полномочия, так как именно финансовые ресурсы наполняют полномочия не формализованным , а реальным содержанием. Реализация закона выявила слабые места нового структурирования власти: мы делегировали коллегам 30 обязательных для выполнения полномочий, а денег дали на исполнение 8 – 10 из них. То есть априори муниципалитеты – будь то город Волгоград или небольшое сельское поселение – не могут выполнить те обязательства, которые на них возложены. Им оставлены самые плохие по собираемости налоги, кадровый ресурс находится на этапе становления. Поэтому в первые годы  действия закона мы наблюдали массовый отказ муниципалитетов от преданных им  полномочий. Сейчас ситуация изменилась. Денег по-прежнему не хватает, но люди,  в хорошем смысле слова,  почувствовали «вкус власти».

 

Тот, который иногда портит?

- Думаю, тот, который будет содействовать реализации их потенциала. И то, что сейчас президент России Дмитрий Медведев инициировал проведение нового этапа децентрализации власти ( федеральной - по отношению к региональной, а региональной – по отношению к органам власти местного самоуправления) говорит о том, что накопленный опыт будет реализован. Власть, особенно муниципальная, поскольку она ближе любой другой к народу , должна быть очень конкретна. Если нужно построить мост, невозможно его не построить , а сделать что-то другое. Если у нее есть полномочия обустроить воинские захоронения, на что предусмотрены средства, а власть этого не делает, то такой муниципальный руководитель будет быстро сменен. В процессе децентрализации должны появиться дополнительные рычаги влияния на решение вопросов местного значения. И тут нашему региону  есть чем гордиться:  в плане самоорганизации людей: движение ТОСов зародилось в Волгоградской области.  В сферу местного самоуправления приходят самые яркие. талантливые, дееспособные люди, потому что они уже востребованы этим процессом.

- На днях Конституционный суд России признал не соответствующим Конституции РФ законоположения, допускающие применение исключительно пропорциональной системы на муниципальных выборах. Как сообщили в ведомстве, федеральный законодатель должен в течение шести месяцев установить критерии допустимости использования пропорциональной избирательной системы (в том числе как элемента смешанной избирательной системы) на выборах в представительные органы небольших сельских поселений, обязательные для учета в избирательном законодательстве субъектов РФ. Ваш комментарий?

- Система начала саморегулироваться, в том числе и решением Конституционного Суда. Люди должны иметь инструменты для отстаивания своих интересов. Один из них – выборы. Россия в целом – и государство, и общество – ищет баланс между гарантированным правом граждан на выборы и исключением возможности прихода к власти людей случайных, некомпетентных, неспособных решать поставленные населением задачи.

 

- Вы руководите комитетом, который формирует отношения между властью и обществом, то есть задает правила игры на подведомственной территории. Значение комитета велико, но его мало кто понимает. Как Вы позиционируете свою деятельность перед избирателями?-

- Все усилия депутатского корпуса, по большому счету, направлены на достижение главной цели: как нам обустроитьрегион как часть  страны.  Я спрашиваю людей: как вам живется? Есть усталость и разочарование от того, что мы не успеваем быстро улучшить качество жизни людей. Помимо внутренних, страна вписана и в контекст глобальных проблем, что продемонстрировал недавний кризис. Власть в Волгоградской области пытается нивелировать социальную несправедливость.Например, 80% бюджета региона расходуется на социальные выплаты, пособия, компенсации. Хорошо ли это? Думаю, да. Важно правильно выстроить приоритеты. Социальная помощь государства должна быть строго адресной. Справедливость должна работать сверху донизу, и этому способствуют законы, которые, в том числе, проходят и через возглавляемый мной комитет.

 

- И о музах на стройплощадке новой России. Чем была продиктована ваша инициатива о том, что области необходим театр оперы и балета. Хотя догадываюсь по тому, как любовно и со знанием дела подсвечены картины в вашем кабинете...

- Возведение такого  объекта  окрылит людей.  Город, где произошло величайшее событие мирового масштаба, город, заслуживший статус одного из  центров исторического и культурного  наследия России, должен быть достойно представлен. Культура -  не отрасль, а полноценная сфера человеческой жизни. Это касается и Волгограда, и тех муниципальных районов, и тех сельских поселений, которые я, как депутат, представляю в законодательном и представительном органе власти Волгоградской области. Да, работы много, очень много, но какие наши годы, а? Работать с людьми надо, встречаться надо, слушать, слышать и убеждать...Обязательно!

 

Ирина Колганова,

"Волгоградская правда" от 15 июля 2011 г.

 

Обновлено 15.07.2011 10:21