Защита прав российских детей, оказавшихся за границей, - приоритет в работе депутатов-коммунистов Печать
03.05.2011 17:06

thumb_110503tarantsovДепутат Волгоградской областной Думы М.А. Таранцов принял участие в работе круглого стола «О присоединении России к Гаагской конвенции», организованного фракцией КПРФ в Государственной Думе РФ.

Участники круглого стола, обсудив Конвенцию о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаагская конвенция 1980г.), присоединиться к которой предлагается в проекте федерального закона, внесенного в Государственную Думу Правительством РФ, отметили следующее.

 

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, именуемая также Гаагской конвенцией, регулирует порядок возвращения детей, перемещённых за пределы Российской Федерации, либо удерживаемых в договаривающихся государствах.

По мнению участников круглого стола в Государственной Думе, экспертного сообщества и общественных объединений, в Конвенции содержится ряд положений, которые не соответствуют национальному российскому законодательству, и могут привести к ущемлению интересов детей, их родителей и иных законных представителей.

Так, согласно статье 13 Конвенции, при рассмотрении вопроса о целесообразности возвращения ребёнка, должны учитываться сведения о его «социальном положении» в государстве постоянного проживания. Учитывая, что материально-бытовые условия проживания в России ниже многих развитых стран, данное положение заранее ставит российских родителей в проигрышную позицию в спорах о возвращении своих детей, которые по каким-то причинам оказалась за границей.

В той же статье 13 Конвенции предусмотрена возможность отказа в возвращении ребёнка в страну постоянного пребывания в случае, если возвращение ребёнка «создаст угрозу причинения ему физического или психологического вреда или иным образом поставит его в невыносимые условия». Наша страна не ввела у себя ювенальную систему. Она не присоединилась ко многим международным соглашениям  по защите прав детей. Присоединение России к этой Конвенции позволит оказывать на неё давление в том числе и по вопросам защиты прав детей, как со стороны международного сообщества, так и со стороны  собственного населения - родителей, чьи дети не смогут по этой причине вернуться на Родину.

Согласно статье 20 Конвенции «в возвращении ребёнка может быть отказано, если это противоречит основополагающим принципам запрашиваемого государства, касающимся защиты  прав человека и основных свобод». 9 апреля 2011 года Госдепартамент США обнародовал ежегодный доклад о ситуации с соблюдением прав человека в мире, в котором констатировал многочисленные нарушения прав человека в Российской Федерации. Присоединение Российской Федерации к Конвенции сделает возможным не возвращать детей в Россию по политическим мотивам.

Положения Конвенции распространяются на всех лиц, учреждения и организации, которые наделены правами, относящимися к заботе о личности ребёнка и, в частности, правом определять его место жительства.

То есть, если ребёнок по какой-либо причине был отобран у родителей и попал под опеку госорганов или других лиц, в случае его передачи за границу  он может на законных основаниях не вернуться в свою страну. При этом согласно статье 13 Конвенции родители, которые на момент вывоза ребёнка за границу были по каким-то причинам разлучены со своими детьми (органами опеки и попечительства, находились в больнице, в отъезде, проживали по иному адресу и т.п.), теряют право требовать своих детей обратно. Такое решение может быть принято независимо от того, имеются ли родительские права у указанных лиц на основании законодательства или судебных или административных решений, принятых в государстве постоянного пребывания ребёнка.

Учитывая напряжённую социальную обстановку, особенно в вопросах защиты семьи и детства, включение в российское законодательство положений, способных поставить под удар российских родителей и их детей, будет явно несвоевременным.

М.А. Таранцов выступил на заседании круглого стола. Поддержав вывод о нецелесообразном присоединении России в настоящий момент к Гаагской конвенции 1980 года, Михаил Александрович предложил обратиться к руководству страны с требованием более настойчиво и активно защищать права и интересы российских детей, перемещённых за пределы России и удерживаемых на территории других стран. Российская Федерация обязана использовать весь арсенал политических, дипломатических, экономических средств, судебных процедур, чтобы российские дети не были брошенными, оказавшись не по своей воле за границей.

Исходя из того, что Конвенция не предполагает внесение в её текст оговорок по статьям, вызывающим обеспокоенность депутатов всех уровней, экспертного сообщества и институтов гражданского общества, участники круглого стола

РЕКОМЕНДОВАЛИ:

Федеральному Собранию Российской Федерации:

Отклонить проект федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей», внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, и включенного в план законопроектной работы на 13 мая.

Правительству Российской Федерации:

Отозвать проект федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей».

Президенту Российской Федерации:

В случае принятия палатами Федерального собрания Федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» воспользоваться своим правом «вето» и  не подписывать названный Федеральный закон.

Обновлено 05.05.2011 15:08