Волгоградская областная Дума
Главная Информация пресс-службы Новости
Владимир Кабанов: "Государство - надежный партнер бизнеса" Печать
22.04.2011 14:44

thumb_110222kbВ Волгоградской областной Думе заканчивается работа по подготовке проекта закона «О государственно-частном партнерстве». О ходе этой работы и необходимости приня­тия закона  рассказал в интервью корреспонденту «Волгоградской правды» депутат Вол­гоградской областной Думы, заместителя председателя думского комитета по экономической, инновационной по­литике, науке, промышленности и транспорту, кандидата экономических наук Владимир Кабанов.

- Почему необходим за­кон о государственно-част­ном партнерстве в Волго­градской области?

- Прошедшие 2009 и 2010 годы, по мнению большинства экспертов, стали «дном экономического кризиса». Вместе с тем кризисный период четко обозначил очень важную, а во многих случаях решающую роль государства в реализации крупных общественно значи­мых проектов.

Современные модели го­сударственно-частного пар­тнерства (ГЧП) основаны на сложном и многообразном вза­имодействии с участием госу­дарственных и частных структур для осуществления проекта или для передачи частным (или сме­шанным) структурам функций управления объектом государ­ственной собственности.

Проекты ГЧП, как правило, реализуются на основе софинансирования. При этом в условиях финансово-эконо­мической нестабильности от­ветственность за финансовое обеспечение проектов может возлагаться главным образом или даже полностью на госу­дарственные структуры.

При этом важно, что речь идет, прежде всего, о привле­чении финансирования из частных источников под госу­дарственные гарантии, а не о субсидиях из бюджета.

Предмет государственно-частного партнерства – государственная или муниципальная собственность или сфера госу­дарственной ответственности. Частный бизнес в рамках партнерства как бы «нанимается государством» на условиях распределения рисков, разде­ления затрат и вознаграждения для исполнения тех полно­мочий, которые закреплены за органами государственной и муниципальной власти.

Следует разделять государ­ственно-частное партнерство и частно-государственное пар­тнерство. Во втором случае проекты базируются уже на частной собственности, и все связанные с этими проектами программы госпомощи, такие как льготное кредитование, субсидирование и другие, нуж­но рассматривать именно как ЧГП.

Сегодня в России бизнес склонен любой проект, в кото­ром задействовано государство, считать ГЧП, предъявляя к государству слишком высокие требования. Впрочем, и госу­дарство зачастую рассматрива­ет бизнес в качестве ключевого партнера, который должен взять на себя большую часть рисков и обязательств. Однако это распределение, по мнению экспертов, должно проводиться по принципу передачи рисков и обязательств тем, кто уме­ет наиболее эффективно ими управлять.

- В чем состоит главная задача государственно-част­ного партнерства примени­тельно к нашему региону?

- Смысл ГЧП как раз и за­ключается в достижении макси­мально возможного эффекта от партнерства. И если основным преимуществом бизнеса явля­ется обеспечение существенной экономии бюджетных средств за счет эффективности их ис­пользования, то государство может гарантировать возврат­ность инвестиций на достаточ­но продолжительный срок, что делает его привлекательным партнером даже при меньших показателях прибыльности проектов.

Поэтому именно разработ­ка порядка предоставлений гарантий бизнесу, по мнению ведущих ученых и специали­стов, должна стать основным направлением по совершен­ствованию законодательства о ГЧП. Крупные города Волгоградской области и сам регион заинтересованы в том, чтобы механизмы ГЧП заработали в полную силу. Совещание, про­веденное под руководством губернатора Волгоградской области и подготовленное управлением по инвестициям и развитию с участием всех глав муниципальных образований в феврале этого года, показало, что муниципалитеты испыты­вают серьезную необходимость в осуществлении целого ряда капиталоемких, долгосрочных и требующих особо тщательно­го планирования и управления проектов, требующих серьезно­го взаимодействия государства и частного сектора. Это проек­ты, связанные с комплексным развитием территорий и, прежде всего, с созданием и обслужива­нием городской и социальной инфраструктур, строительством социального жилья, объектов транспортно-логистической инфраструктуры, повышением энергоэффективности и др. Уже сегодня целый ряд проектов, реализуемых в области, имеет «признаки» ГЧП.

- Приведите, пожалуйста, наиболее яркий пример со­глашения региональной вла­сти и крупного бизнеса, где применяется принцип ГЧП.

- Приведу в пример лишь один из них: строительство комбината по добыче калий­ных солей в поселке Гремяченское Котельниковского района. Лицензию на его раз­работку приобрела частная компания «Еврохим», которая после доразведки запасов на­чала активное строительство горно-обогатительного ком­бината. Весь проект, один из крупнейших инвестпроектов в России, оценивается в 3 мил­лиарда долларов США. После запуска первой очереди, кото­рый запланирован на 2013 год, компания «Еврохим» войдет в узкий пул мировых игроков индустрии удобрений, предо­ставленный во всех трех сек­торах этой отрасли (азотные, калийные, фосфорные) и станет четвертым в списке лидеров мировых компаний. Для реги­ональной власти очень важным является тот фактор, что наряду с открытием крупнейшего ком­бината реализуется целый ряд социальных проблем: строятся новые комфортные жилые дома, ремонтируются и стро­ятся автомобильные дороги, модернизируются водопровод и канализация. В 2010 году введен в строй один из лучших в области физкультурно-оздоровительных комплексов, строительство которого велось на основе «Соглашения о партнерстве» компании, админи­страций области и Котельни­ковского района, с долевым финансовым участием каждой из сторон.

- Принятие закона о ГЧП губернатор Анатолий Бровко назвал одним из при­оритетов. Как вы считаете, почему?

- По мнению волгоградских ученых-экономистов из вол­гоградских госуниверситета и технического университета, активно сотрудничавших с авторами проекта, принятие «Закона о ГЧП», важно еще и в связи с приходом в реги­он новых руководителей исполнительной власти, сменой руководства Волгограда и ряда муниципальных образований.  Как в таких случаях всегда и бывает, в регион буквально «нахлынули» не только высо­кие федеральные чиновники, что само по себе приятно, но и активно посещают его представители крупного бизнеса. При­бавило интереса инвесторам решение ФИФА о проведении в России чемпионата мира по футболу в 2018 году. Волгоград рассматривается в числе горо­дов - участников чемпионата. А это значит, что надо будет серьезно решать вопросы стро­ительства стадиона, гостиниц, транспортной инфраструктуры. И чем прозрачнее и четче будут определены принципы сотрудничества государства и бизнеса, тем быстрее и качественнее будут решаться проблемы ре­гиона.

- Владимир Александро­вич, когда можно будет ожи­дать принятия этого закона Волгоградской областной Думой?

- Думаю, уже в мае-июне этого года. Во всяком случае, мы к этому очень стремимся.

 

"Волгоградская правда",  № 70

от 20 апреля 2011 года

Обновлено 22.04.2011 16:27
 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru