Местное самоуправление: обмен опытом и тенденции развития Печать
08.04.2011 11:34

В Волгоградской академии государственной службы состоялось пленарное заседание в рамках международной научно-практической конференции на тему: «Местное самоуправление в России и ФРГ: исторический опыт и современные тенденции развития».

В работе конференции приняли участие заместитель председателя комитета по организации государственной власти и местному самоуправлению, руководитель фракции «Единая Россия» Волгоградской областной думы Сергей Булгаков, председатель избирательной комиссии Волгоградской области Геннадий Шайхуллин, начальник отдела Аналитического управления аппарата Государственной Думы ФС РФ Сергей Комаров, Обер-бургомистр г. Зуль (Федеральная земля Тюрингия ФРГ) доктор Мартин Куммер, Обер-бургомистр г.Цайц (Федеральная земля Саксония-Анхальт ФРГ) доктор Фолькмар Кунце, ученые российских высших профессиональных учебных заведений.

Открывая международную конференцию, ректор академии госслужбы, доктор исторических наук  Игорь Тюменцев отметил, что за более чем 400-летнюю историю взаимодействия России и Германии накоплен большой опыт, представляющий взаимный интерес. «Сейчас настало время, - подчеркнул ученый, - когда можно спокойно переосмыслить накопленный опыт, правильно определить наши совместные векторы развития, а также предлагать власти те решения, которые помогут лучше обустроить нашу жизнь».

Приветствуя участников конференции от имени депутатов областной Думы, Сергей Булгаков выразил признательность ее организаторам и участникам  за готовность к обмену опытом в вопросах организации муниципальной власти. Он выразил надежду, что итогом конференции станет выработка совместных предложений по совершенствованию системы местного самоуправления Волгоградской области и России в целом.

В своем докладе «Политические партии и их роль в формировании и функционировании муниципальных органов власти». Сергей Булгаков поделился опытом работы регионального отделения партии «Единая Россия» по участию в выборах органов местного самоуправления. Парламентарий  отметил, что, несмотря на все трудности,  в настоящее время в России идет процесс развития полноценной партийной системы, переход от партий-однодневок, создаваемых под выборы, к сложившимся партиям, функционирующим в течение ряда лет, от партий лидерских к партиям программным, от партий московских к партиям, имеющим разветвленную сеть региональных отделений».

Сергею Булгакову были заданы многочисленные вопросы, касающиеся  практической реализации принципа многопартийности на уровне органов местного самоуправления, партийного плюрализма и централизации власти, итогов недавно прошедших в регионе выборов в органы местного самоуправления, о мерах партийного контроля за деятельностью выдвинутых на руководящую работу членов партии и другие.

«Для России  опыт Германии всегда был близок и интересен, – отметила  в докладе доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ (Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кафедра  государственного управления и правовых основ государственной и муниципальной службы) Наталья Чепурнова, – так как это европейское федеративное государство, как и Россия. Имеется подобная  правовая система. Опыт Германии интересен, потому что у них выстраивается система связи «местное самоуправлении – субъект федерации – федерация в целом», что сходно с нашей  системой. Опыт ФРГ  также представляет интерес отработанной системой наличия «обратной связи».  Муниципалитеты Германии действуют, исходя из интересов населения, имеющихся местных проблем и вопросов, при этом четко отлажена система обратной связи. Если у муниципалитета есть вопрос или социальная программа, которую им нужно решить, но на ее реализацию нет средств,  и муниципалитет не может ее разрешить самостоятельно, в рамках межбюджетных отношений они принимают решение и обращаются в орган государственной власти субъекта федерации с просьбой при формировании бюджета учесть интересы населения муниципального образования и по возможности включить это в бюджет субъекта федерации. Если решение данной проблемы неподъемно для бюджета субъекта федерации, то муниципалитет вправе обращаться в федерацию, для того, чтобы была система «обратной связи». То есть, на местах виднее, какие социальные проблемы возникают. Есть проблемы, которые самостоятельно решают муниципалитеты в пределах своих бюджетных средств, формируемых за счет определенных прогнозируемых отчислений, а не перераспределения бюджетов, как в России. Это позитивный опыт, который реализуется не за счет делегирования полномочий. Здесь не федерация целевым способом спускает в муниципалитет средства. Если же муниципалитет принимает решение об обращении к органам государственной власти, то оно обязательно для рассмотрения и принятия решения. В случае нецелесообразности дается мотивированный отказ или указывается конкретный срок исполнения обращения. В этом случае проблемы населения не скапливаются в муниципальном образовании и не замыкаются только на него, есть система, которая инициирует функционирование государственной власти в интересах населения».

Свои мнения по проблемам федерального и местного самоуправления в ФРГ, а также по вопросу демократического представительства интересов граждан в местном самоуправлении Германии высказали представители немецкой стороны – Фолькмар Кунце и Мартин Куммер.

Проведение научно-практической конференции запланировано на два дня. В программе – работа по секциям, проведение дискуссий, культурная программа.