Депутаты предлагают разработать областной закон о продовольственной безопасности Волгоградской области Печать
18.12.2010 15:39
thumb_101220latНа заседании комитета областной Думы по здравоохранению, физической культуре и молодежной политике под председательством Натальи Латышевской, в котором приняли участие вице-спикер облдумы Владимир Овчинцев, председатель комитета по социальной политике Ирина Гусева и заместитель председателя комитета по здравоохранению, физической культуре и молодежной политике Татьяна Лебедева, были утверждены рекомендации круглого стола на тему «Продовольственная безопасность Волгоградской области как составляющая обеспечения здоровья населения».

 

В рекомендациях отмечено следующее. В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Одной из основных задач обеспечения продовольственной безопасности  является обеспечение безопасности пищевых продуктов.

В настоящее время в Волгоградской области в основном сформировалась система движения продовольственных товаров, которую представляют более 7 тысяч предприятий розничной торговли. На территории 39 муниципальных образований области действует более 80 розничных рынков, среди них 59 универсальных, 4 вещевых, 3 автомобильных и 15 специализированных сельскохозяйственных рынков. Рынки сохраняют высокий удельный вес в общей емкости торговой сети области и в объемах розничного товарооборота.

Обеспеченность населения торговыми площадями по продаже товаров составляет 474,62 кв. метра на тысячу жителей Волгоградской области и является в среднем достаточной. Объемы поставок и ассортимент продовольственных товаров (предложение) соответствуют платежеспособному спросу населения, а по некоторым группам товаров: мясопродукты, рыботовары, кондитерские изделия, фрукты, алкогольная продукция и другое – превышают его.

Участники круглого стола отмечают, что при всем разнообразии имеющихся в продаже пищевых продуктов нерешенной остается проблема обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, производимых и находящихся в обороте на потребительском рынке Волгоградской области, о чем свидетельствуют данные, представленные государственными контролирующими органами.

Результаты проверок показывают нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических, фитосанитарных требований нормативных документов, условий производства, хранения, перевозки и реализации пищевых продуктов, определенных федеральными законами "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О защите прав потребителей".

При реализации пищевых продуктов имеют место случаи отсутствия санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии  продукции санитарным нормам и правилам или об их нарушении, не всегда осуществляется производственный контроль, отсутствуют документы на реализуемые пищевые продукты. Выявлены нарушения  требований по фасовке для разных групп пищевых продуктов, случаи реализации пищевых продуктов с истекшими сроками годности, нарушаются температурные и технологические режимы хранения пищевых продуктов. Большое количество нарушений требований к качеству и безопасности пищевых продуктов касается ввозимого на территорию Волгоградской области товара.

Предписания контролирующих органов зачастую игнорируются нарушителями, а штрафы не всегда являются действенной мерой, так как они невелики по сравнению с получаемой выгодой.

Уголовная ответственность за нарушение Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" наступает только в случае возникновения заболеваний, отравления или смерти человека, наступивших в результате употребления некачественных и (или) опасных пищевых продуктов.

Вызывает тревогу распространение на рынке пищевой продукции, содержащей компоненты из генетически модифицированных источников, без должной обязательной маркировки (особенно продуктов детского питания, мясопродуктов).

Участники круглого стола отмечают, что несовершенство нормативно-правовой базы в части отсутствия закона о продовольственной безопасности Волгоградской области является негативным фактором. Принятие же такого закона позволит регулировать правоотношения в части обеспечения продовольственной безопасности Волгоградской области.

Необходимо отметить, что в результате незаконной предпринимательской деятельности, насыщения рынка фальсифицированными товарами, бюджеты всех уровней теряют значительные денежные средства.

Учитывая вышеизложенное, участники круглого стола считают необходимым в целях обеспечения продовольственной безопасности и качества пищевых продуктов рекомендовать исполнительной власти региона:

1) разработать проект трехстороннего соглашения между администрацией Волгоградской области, местными производителями пищевых продуктов и крупными, в том числе сетевыми, продавцами с целью обеспечения доступности для населения высококачественных пищевых продуктов местных производителей в торговых точках Волгоградской области;

2) ежегодно публиковать доклад по состоянию продовольственной безопасности Волгоградской области в целях информирования населения Волгоградской области;

3) во взаимодействии с органами государственного надзора и контроля проводить мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, охраны здоровья населения, а также в целях разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий;

4) во взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов:

- усилить контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, производимых и находящихся в обороте на потребительском рынке Волгоградской области;

- информировать население Волгоградской области через средства массовой информации о фактах обнаружения недоброкачественной и фальсифицированной продукции, ввезенной в область или изготавливаемой на территории Волгоградской области, о возможных последствиях потребления такой продукции и организациях, производящих и реализующих такую продукцию с указанием места их дислокации;

- обеспечить взаимодействие контролирующих органов в сфере осуществления контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе заключения соглашений и утверждения состава рабочей группы по координации деятельности контролирующих органов;

- активизировать работу по выполнению поставленных задач и проведению мероприятий в соответствии с постановлением главы администрации Волгоградской области от 08 сентября 2008 г. № 1197 "О программе взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Волгоградской области по пополнению доходной части бюджетов, внебюджетных фондов и экономии бюджетных средств".

 

Волгоградской областной Думе рекомендовано разработать проект регионального закона "О продовольственной безопасности Волгоградской области", который будет отвечать современным требованиям законодательства.

 

Члены профильного думского комитета поддержали инициативу фракции «Единая Россия» областной Думы о проведении в 2011 году в Волгоградской области Года здорового образа жизни.

 

 

Обновлено 20.12.2010 16:29