Волгоградская областная Дума: Новости
Главная Информация пресс-службы Новости
Владимир ПУТИН: «Наша задача – убрать все, что мешает быстро, качественно и недорого строить» Печать
16.07.2010 10:39

thumb_100716putin1Выступая на заседании правительственной комиссии по региональному развитию, которое прошло в Волгограде в четверг, 15 июля, лидер партии «Единая Россия», премьер-министр страны Владимир ПУТИН подчеркнул, что задача государственной власти на всех уровнях – свести к минимуму все бюрократические, финансовые и другие издержки, которые тормозят развитие строительной отрасли, и без того сильно пострадавшей от кризиса.

 

«Положение дел в строительной отрасли, и прежде всего о том, что нам вместе нужно сделать для реализации жилищных программ. Конечно, экономический кризис не мог не отразиться на отрасли. В прошлом году объем ввода жилья сократился на 6,5%. Тем не менее, считаю, что нам все-таки удалось избежать негативного сценария, во всяком случае – самого негативного. Государство оказало отрасли очень серьезную поддержку. Мы не допустили ни массового «замораживания» объектов, ни долгостроя. Можно сказать, что за прошлый год и первую половину этого года государство направило на поддержку ипотеки, да и всей строительной индустрии огромные деньги – около триллиона рублей. Весьма показательны текущие тенденции на ипотечном рынке: за первые пять месяцев 2010 года объем жилищных кредитов превысил 105 млрд. рублей. Рост – более чем в два раза, если сравнивать с прошлым годом. По экспертным оценкам, всего в этом году банки должны выдать более 300 млрд. рублей новых ипотечных кредитов. Для сравнения скажу, что в прошлом году было выдано 152 млрд. То есть рыночный спрос достаточно быстро восстанавливается.

В свою очередь государство также остается крупным покупателем жилья. Мы продолжим наши программы по обеспечению жильем ветеранов, в том числе и тех, кто встал в очередь после марта 2005 года, военнослужащих (со следующего года мы также начнем программу по обеспечению военнослужащих служебным жильем), военных пенсионеров, в том числе тех, кто стоит в муниципальных очередях, других категорий граждан. Очевидно, что сейчас складывается удачная ситуация для возобновления устойчивого роста в строительстве, для оживления инвестиционной активности и запуска новых строек. И мы не можем позволить, чтобы этот процесс «уперся» в бесконечные чиновничьи согласования, стену монополизма и громоздких, подчас чрезмерно усложненных процедур. Наша задача: свести к минимуму бюрократические, финансовые и другие издержки по всей цепочке – от бизнес-идеи, от проекта до готового жилья, убрать все, что мешает быстро, качественно и недорого строить.

Как вы знаете, на федеральном уровне были приняты принципиальные решения по снятию так называемых административных барьеров в строительстве, разработан и утвержден соответствующий план действий по ключевым направлениям.

Первое: мы серьезно упростим требования к документам территориального планирования и сам процесс их принятия. Соответствующие поправки в Градостроительный кодекс уже прошли первое чтение в Государственной Думе. Будет сокращен перечень информации, которая необходима при утверждении и обосновании документом территориального планирования. Более того, сельские поселения могут теперь ограничиться только принятием правил землепользования и застройки. Мы избавим их от необходимости готовить генеральные планы в том случае, если не предполагается крупное строительство. Прежде для многих сельских поселений разработать такой генеральный план обходилось дороже, чем построить какую-нибудь баню или магазин. Для справки могу сказать, что в России около 20 тысяч сельских поселений, и в 85% этих поселений не ведется никакого крупного строительства. А документы требуем от всех. Также упрощается порядок разработки документов, необходимых для развития уже застроенных территорий. Не нужно будет готовить градостроительный план земельного участка при прокладке коммуникаций, дорог, линий электропередач и связи. Считаю, что это реальный шаги навстречу регионам и муниципалитетам, которые справедливо ссылались на запутанность и дороговизну процедур территориального планирования. Вместе с тем прошу рассматривать принятые решения как четкий сигнал: пора прекратить искать отговорки и относиться к территориальному планированию как к архитектурному излишеству. Главы регионов должны взять этот вопрос под личный контроль. Также следует наладить тесное взаимодействие с муниципалитетами, оказать им необходимую методологическую поддержку. Напомню, что в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса все документы территориального планирования должны быть разработаны до 1 января 2012 года. Прошу этот срок безусловно соблюсти. Он окончательный. Отдельно отмечу, что внятное территориальное планирование позволит нам отказаться от деления земель по категориям, что очень важно, как вы понимаете. Манипулирование категориями земельных участков – это одна из самых коррупционных зон. Нужно навести порядок в градостроительной документации – без этого инвесторы по-прежнему должны будут приобретать «кота в мешке» вместо полностью подготовленного к строительству участка.

В этой связи несколько слов о втором блоке наших новаций по этому направлению. Речь идет об упрощении процедур формирования и предоставления земельных участков. До конца года мы подготовим необходимый пакет изменений в законодательство. Участки можно будет предоставлять только в рамках конкурсных процедур, исключения будут четко ограничены – это выделение земель под строительство школ, больниц, детских садов, других социальных объектов, а также крупных инвестиционных проектов в промышленном производстве. Причем в случае с такими инвестпроектами мы сократим количество согласований, число которых сейчас измеряется десятками. Субъекты также должны организовать работу с такими инвесторами в режиме «одного окна». Прошу не ждать вступления в силу нового законодательства, возможности для перехода на современные и упрощенные процедуры есть, и во многих регионах такие решения принимаются. И, конечно, все документы и процедуры, связанные с формированием и предоставлением земельных участков должны быть максимально открыты, а информация по требуемым бумагам, по срокам их рассмотрения, по платным услугам должна находиться в свободном доступе, в том числе и в сети Интернет.

Третье важное направление – это упрощение процедуры выдачи разрешений на строительство, проведения госэкспертизы строительной документации. Прежде всего, сроки проведения экспертизы должны сократиться с 90 до 60 дней. Это еще не все. И сейчас многие регионы формально соблюдают действующие сроки рассмотрения документов, а на деле они вновь и вновь возвращают бизнесу эти документы, заставляют приносить новые справки и бумажки, которые стоят денег и времени. Соответственно, отсчет этого самого времени рассмотрения документации каждый раз после такого исправления начинается с нуля. Подчеркиваю: после каждого замечания – с нуля. Поэтому теперь заказчику – застройщику будет предоставлена возможность устранять замечания в течение срока проведения экспертизы. И подчеркну: вся экспертиза, с учетом всех доработок, должна занимать не более 60 суток. Тот, кто гоняет бизнес по кругу, нарушает установленные сроки, будет нести административную ответственность – вплоть до дисквалификации. Развитие получит и система негосударственной экспертизы в строительстве. Здесь необходимо ввести механизм аккредитации соответствующих организаций, их заключения будут являться основанием для получения разрешения на строительство. Очевидно, что и ответственность таких организаций тоже должна быть повышенной.

И, наконец, четвертое. Сейчас на строительный бизнес у нас сплошь и рядом навешивают разного рода незаконные обременения и обязательства, и прежде всего, это связано с подключением к жилищно-коммунальным и электросетям. Например, проверки органов прокуратуры показали, что в Краснодарском , Ставропольском краях, Санкт-Петербурге к застройщикам необоснованно предъявлялись требования по финансированию реконструкции и развития газораспределительной инфраструктуры. Это только для примера. Есть и другие примеры. Могу сказать, что будет строго запрещено взимать с застройщиков любую другую плату, кроме платы за подключение к коммунальным сетям, которая предусмотрена договором на подключение. Также запрещается установление любых других требований и обременений. Что касается подключения к электросетям, то оно должно осуществляться бесплатно для застройщиков. Есть соответствующие процедуры и возможности для того, чтобы экономика работала в данных проектах. Условия по подключению к коммунальным сетям должны быть известны всем участникам аукционов по продаже земельных участков, и в последствии не меняться. За нарушение этих правил мы также усилим административную ответственность.

Как вы видите, изменения предложены большие, и мы рассчитываем, что строительная отрасль получит серьезный импульс к развитию.

Вместе с тем, существуют и риски. Принятые решения могут быть девальвированы и выхолощены в том случае, если на уровне регионов и муниципалитетов не наладят нормальную работу. Поэтому жду от всех региональных руководителей настойчивого и ответственного отношения к делу. Даже в условиях существующего законодательства некоторые регионы, как я уже говорил, смогли организовать эффективные, комфортные процедуры взаимодействия с инвесторами, внедрить принципы «одного окна», разработали все документы территориального планирования, успешно проводят аукционы. А в Волгограде какие аукционы проходят? 19 аукционов за весь прошлый год провели. А знаете, сколько выдали земли? 1,4 гектара – за год. Что это за работа такая? В этом году провели два аукциона. А сколько земли выделили? Тоже 1,4 гектара. Так работать будете – здесь и строить не будете ни шиша. Вот у Жилкина в Астрахани – город в 500 тысяч жителей – а строят столько же жилья, сколько и в Волгограде. А в Волгограде – миллион человек. Есть, правда, регионы, как я говорил, которые успешно организовали работу – Тюменская, Белгородская области, Татарстан, Чувашия. Эти субъекты мы довольно часто называем в качестве лидеров. Очень бы хотелось, чтобы этот список расширялся.

Вместе с тем, в большинстве регионов ситуация меняется крайне медленно, по-прежнему на беготню по инстанциям уходят годы. Уважаемые коллеги, я хочу обратить ваше внимание – годы уходят. По абсолютно объективным данным международных организаций относительная стоимость процедур по получению разрешения на строительство в России выше, чем в странах ОЭСР в 40 раз. Слушайте, у нас не будет никакого развития жилищного сектора, если так будет продолжаться. В 40 раз! Думаю, что уже до конца года во всех регионах должна быть подготовлена и запущена программа по снижению административных барьеров в строительном секторе. Подчеркну: реальная, а не декларативная.

Нужно провести полную ревизию разрешительных функций и контрольных процедур, сократить все избыточные и обременительные процедуры. Минрегионразвития должен осуществлять постоянный мониторинг таких программ. И мы обязательно учтем полученные результаты при оценке эффективности деятельности органов госвласти субъектов Федерации».

Напомним, заседание правительственной комиссии по региональному развитию было посвящено вопросам снятия административных барьеров в строительстве. Помимо Владимира ПУТИНА, в нем приняли участие вице-премьер – руководитель аппарата правительства РФ Сергей СОБЯНИН, вице-премьер Дмитрий КОЗАК, генеральный прокурор РФ Юрий ЧАЙКА, министр регионального развития Виктор БАСАРГИН, главы 16 регионов, в том числе и глава администрации Волгоградской области, член президиума регионального политсовета Партии Анатолий БРОВКО, руководитель федеральных ведомств, представители бизнес-кругов и общественных организаций.

 

Обновлено 16.07.2010 13:19
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru