Новая стратегия теплоснабжения Волгоградской области - тема состоявшихся депутатских слушаний |
13.05.2010 15:10 |
В депутатских слушаниях на тему «Волгоградские энергосберегающие технологии – новая стратегия теплоснабжения Волгоградской области», состоявшихся 12 мая, приняли участие областные законодатели, представители администрации региона, специалисты в области ЖКХ, ученые. Открывая заседание, председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу, Ангар ПОЛИЦИМАКО обозначил актуальность темы для Волгоградской области и всей страны: «Наш комитет регулярно выносит проблемы развития жилищно-коммунального комплекса на широкое обсуждение. Эта тема актуальности не теряет, особенно если учесть, что наличие комфортных условий проживания имеет высокий приоритет в системе человеческих ценностей, - подчеркнул депутат. - Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из крупнейших отраслей российской экономики, расходы на которую в консолидированном бюджете Российской Федерации составляют более 7% от общей суммы бюджетных затрат. Для поддержания российского ЖКХ в рабочем состоянии ежегодно требуется все больше средств. Наиболее проблемная сфера ЖКХ — теплоснабжение. Оно является не только самым энергоемким, но и самым расточительным сегментом экономики России, и находится сегодня в критическом состоянии на всех этапах от производства до потребления тепла. Наихудшее положение сложилось с коммунальными тепловыми сетями, 60% которых уже пришли в аварийное состояние. Потери в тепловых сетях составляют около 30%. Порядка 82% общей протяженности тепловых сетей требуют капитального ремонта или полной замены. На каждые В силу политических и экономических процессов, протекавших в стране последние 10 лет, инвестиции в сектор теплоснабжения практически не осуществлялись, что сказалось на качестве работы комплекса, отметили участники мероприятия. Для восстановления и обеспечения сектора теплоснабжения эффективными технологиями в ближайшие годы в него необходимо вложить порядка 70 млрд долларов. Однако, помимо целевого использования выделяемых средств, необходимо обеспечить максимально возможный эффект и оптимальность производимых расходов. Но даже при выделении данной суммы на реформирование сектора, эффект мероприятий будет незначительным без четкого понимания проблемы и объекта финансирования, отметили собравшиеся на слушания специалисты. Практика показывает, что вложение огромных средств на так называемое «латание дыр» неэффективно. Таким образом, возникает объективная необходимость разработки и внедрения нового подхода к решению проблем теплоснабжения ЖКХ — обеспечение энергоэффективности и энергосбережения на основе реализации инновационного потенциала этого сектора. «Одновременно нужно исходить из того, что кризисное состояние теплоснабжения ЖКХ — это общероссийская проблема, - считает Ангар Полицимако. - Важно определить, что может сделать отдельно взятый регион Российской Федерации — наша Волгоградская область для того, чтобы преодолеть негативные тенденции, присущие этой сфере ЖКХ. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что без четких и согласованных действий всех уровней власти решение данной проблемы вряд ли возможно. Сегодня положение дел в теплоснабжении Волгоградской области следует рассматривать скорее как кризисное. Итоги отопительного сезона 2009-2010 годов в Волгоградской области показали накапливающиеся из года в год проблемы жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области. Более 1,2 млрд рублей задолжали предприятия коммунального комплекса области перед поставщиками за потребленный газ, а еще долги за электричество, жидкое топливо». Самыми проблемными районами, по данным профильного комитета областной Думы, по платежам за потребленные энергоресурсы вот уже на протяжении 3-х лет являются следующие муниципальные районы области: Городищенский (46,9 млн рублей), Жирновский - 31,1 млн рублей, Котовский - 27,3 млн рублей, Иловлинский - 23,9 млн рублей, Калачевский - 24,9 млн рублей, Николаевский-14,6 млн рублей Среднеахтубинский - 11,6 млн рублей, Палласовский - 11,5 млн рублей, Камышинский - 11,2 млн рублей, Ленинский-10,6 млн рублей, городские округа: Волгоград- 810,6 млн рублей, Михайловка - 71,4 млн рублей, Урюпинск-10,4 млн рублей, Фролово-26,4 млн рублей. Анализ стоимости тарифов по муниципальным образованиям на коммунальные услуги показал, что затраты на теплоснабжение составляют в них до 50% от суммы всех затрат. Повышение платы за коммунальные услуги было бы в какой-то степени оправдано при значительном росте объемов нового строительства и капитального ремонта инженерной инфраструктуры ЖКХ, - считают в комитете областной Думы по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу. Но, на самом деле происходит следующее: нарастание из года в год износа инженерных систем и количества их аварий, неэффективное расходование средств при их эксплуатации и внедрении современного оборудования, энергорасточительность и незащищенность потребителей от ухудшения условий жизни и ущерба при отключениях энергоснабжения и авариях. К основным проблемам ЖКХ в муниципальных образованиях можно смело отнести, прежде всего, неэффективную систему управления, катастрофический уровень изношенности основных фондов (80%), колоссальные потери в сетях и постоянные убытки при производстве услуг, недостаток квалифицированных кадров. Закономерно встает вопрос: что делать? Практика показала, что существующий уровень систем энерго- и водоснабжения области не отвечает требованиям бесперебойного и качественного обслуживания потребителей коммунальных услуг. Финансовое положение теплоэнергетических предприятий остается сложным, в последние годы ими накоплены огромные долги. Как известно, принятые в 2004-2005 годах по инициативе депутатов Государственной Думы законы заложили правовые основы для реформирования жилищно-коммунального комплекса. "Мы видим, - подчеркнул Ангар Полицимако, - что в жилищно-коммунальном комплексе происходят некоторые позитивные изменения в части формирования рыночных отношений, в том числе и по энергосбережению. Тем не менее, преобразования идут недопустимо медленно". В связи с изложенным, перед всеми уровнями исполнительной власти по-прежнему стоят несколько главных задач. Это финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального комплекса, внедрение рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, привлечение частного бизнеса, проведение совместно с частным бизнесом технологической модернизации ЖКХ. «Важнейшими задачами для перспективного периода развития области в сфере теплоснабжения региона в соответствии с действующим федеральным законодательством, - сказал Ангар Полицимако, - на мой взгляд, являются надежное и качественное теплоснабжение населения, объектов социальной сферы и предприятий области; повышение эффективности, надежности и устойчивости функционирования систем теплоснабжения за счет их оптимизации и модернизации, а также за счет применения методов управления и реформирования системы отношений на локальных рынках тепла и изменения их организации. Постановка данных задач продиктована крайней изношенностью оборудования и тепловых сетей (около 50%), и потерями в сетях до 30% тепловой энергии. Накопившиеся проблемы в теплоснабжении области отрицательно сказываются на нормальном функционировании жилищно-коммунальной сферы, увеличивают социальную нагрузку на расходную часть областного и муниципального бюджетов. Исходя из оценки сегодняшнего положения и задач на долгосрочную перспективу развития экономики региона, прежде всего в сфере ЖКХ и строительства, я считаю необходимым поддерживать сложившуюся на современном этапе степень централизации теплоснабжения и теплофикации, ставить цели по повышению надежности, качества и эффективности услуг по теплоснабжению, обеспечить инвестиционную привлекательности и привлечение инвестиций в модернизацию и реабилитацию систем теплоснабжения». Вопросами теплоснабжения озабочены и в областной администрации. «Бедствия в ЖКХ исчисляются сотнями миллиардов рублей, и, конечно, никакими бюджетными средствами эту проблему не решить, - отметил вице-губернатор Игорь Пикалов. - До настоящего времени реформа ЖКХ заключалась в бесконечном увеличении тарифов. Главная же задача - привлечь в отрасль инвесторов. Бизнесменов не надо уговаривать. Они прекрасно понимают, что ЖКХ – это супердоходная сфера предпринимательской деятельности, инвестиции быстро и гарантированно возвращаются за счет тарифов. Задача в том, чтобы создать инфраструктурные условия для работы инвесторов. Нужна комплексная программа развития коммунальной инфраструктуры, в которой необходимо четко обозначить, где и что строить с опорой на планы развития областного центра и районов. Только на основании этого документа можно делать инвестиционные программы. Пока у муниципалитетов нет планов развития инфраструктуры инвестиционных программ не будет. Задача областных властей - подтолкнуть муниципалитеты к тому, чтобы они подготовили все необходимые документы». Председатель комитетa по здравоохранению, физической культуре и молодежной политике областной Думы Наталья Латышевская затронула тему альтернативных источников тепловой энергии. Над этим вплотную работают ученые сельскохозяйственной академии, но почему-то проекты успешно реализуются не в Волгоградской области, а в других регионах за исключением одного объекта в Городищенском районе. «Давайте выберем один сельский клуб и применим там ваши технологии в качестве пилотного проекта, - обратился Ангар Полицимако к заведующему центром энергоэффективных технологий и возобновляемой энергии ВГСХ Виктору Вицкову. - Если дело пойдет, то сможем решить серьезную проблему с отоплением сельских клубов». Ученые предложением заинтересовались и обещали посчитать стоимость проекта. На депутатских слушаниях прозвучали и другие интересные предложения по внедрению энергосберегающих технологий. По итогам депутатских слушаний были приняты рекомендации: Федеральному Собранию РФ – ускорить рассмотрение законов, направленных на модернизацию российской энергетики, администрации Волгоградской области - разработать концепцию комплексной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Волгоградской области на 2010-2014 годы», главам муниципальных районов - подробные планы развития теплоснабжения каждого поселка.
|
Обновлено 20.05.2015 11:13 |