Волгоградская областная Дума: Новости
Главная Информация пресс-службы Новости
Новая стратегия теплоснабжения Волгоградской области - тема состоявшихся депутатских слушаний Печать
13.05.2010 14:10

В депутатских слушаниях на тему «Волгоградские энергосберегающие технологии – новая стратегия теплоснабжения Волгоградской области», состоявшихся 12 мая, приняли участие областные законодатели, представители администрации региона, специалисты в области ЖКХ, ученые.

Открывая заседание, председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу, Ангар ПОЛИЦИМАКО обозначил актуальность темы для Волгоградской области и всей страны: «Наш комитет регулярно выносит проблемы развития жилищно-коммунального комплекса на широкое обсуждение. Эта тема актуальности не теряет, особенно если учесть, что  наличие комфортных условий проживания имеет высокий приоритет в системе человеческих ценностей, - подчеркнул депутат.

- Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из крупнейших отраслей российской экономики, расходы на которую в консолидированном бюджете Российской Федерации составляют более 7% от общей суммы бюджетных затрат. Для поддержания российского ЖКХ в рабочем состоянии ежегодно требуется все больше средств. Наиболее проблемная сфера ЖКХ — теплоснабжение. Оно является не только самым энергоемким, но и самым расточительным сегментом экономики России, и находится сегодня в критическом состоянии на всех этапах от производства до потребления тепла. Наихудшее положение сложилось с коммунальными тепловыми сетями, 60% которых уже пришли в аварийное состояние. Потери в тепловых сетях составляют около 30%. Порядка 82% общей протяженности тепловых сетей требуют капитального ремонта или полной замены. На каждые 100 км из 260 тыс. км тепловых сетей ежегодно регистрируется, по разным данным, от 70 до 200 повреждений. Главными потребителями тепла в системах централизованного теплоснабжения являются 73% населения и основная часть социальной сферы страны, а в секторе децентрализованного теплоснабжения на население и социальную сферу приходится 78,6%. Можно сделать вывод, что теплоснабжение ЖКХ является наиболее социально значимым сегментом энергетического комплекса России. Именно социальная значимость этой сферы ЖКХ долгое время сдерживала давно назревшие здесь преобразования. Таким образом реформирование теплоснабжения ЖКХ — одна из самых важных социальных и экономических задач, поставленных перед властью».

В силу политических и экономических процессов, протекавших в стране последние 10 лет, инвестиции в сектор теплоснабжения практически не осуществлялись, что сказалось на качестве работы комплекса, отметили участники мероприятия. Для восстановления и обеспечения сектора теплоснабжения эффективными технологиями в ближайшие годы в него необходимо вложить порядка 70 млрд долларов. Однако, помимо целевого использования выделяемых средств, необходимо обеспечить максимально возможный эффект и оптимальность производимых расходов. Но даже при выделении данной суммы на реформирование сектора, эффект мероприятий будет незначительным без четкого понимания проблемы и объекта финансирования, отметили собравшиеся на слушания специалисты. Практика показывает, что вложение огромных средств на так называемое «латание дыр» неэффективно. Таким образом, возникает объективная необходимость разработки и внедрения нового подхода к решению проблем теплоснабжения ЖКХ — обеспечение энергоэффективности и энергосбережения на основе реализации инновационного потенциала этого сектора.

«Одновременно нужно исходить из того, что кризисное состояние теплоснабжения ЖКХ — это общероссийская проблема, - считает Ангар Полицимако. - Важно определить, что может сделать отдельно взятый регион Российской Федерации — наша Волгоградская область для того, чтобы преодолеть негативные тенденции, присущие этой сфере ЖКХ. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что без четких и согласованных действий всех уровней власти решение данной проблемы вряд ли возможно. Сегодня положение дел в теплоснабжении Волгоградской области следует рассматривать скорее как кризисное. Итоги отопительного сезона 2009-2010 годов в Волгоградской области показали  накапливающиеся из года в год проблемы  жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области. Более 1,2 млрд рублей задолжали предприятия коммунального комплекса области перед поставщиками за потребленный газ, а еще долги за электричество, жидкое топливо».

Самыми проблемными районами, по данным профильного комитета областной Думы, по платежам за потребленные энергоресурсы вот уже на протяжении 3-х лет   являются следующие муниципальные районы области: Городищенский (46,9 млн рублей), Жирновский - 31,1 млн рублей, Котовский - 27,3 млн рублей, Иловлинский - 23,9 млн рублей, Калачевский - 24,9 млн рублей, Николаевский-14,6 млн рублей Среднеахтубинский - 11,6 млн рублей, Палласовский - 11,5 млн рублей, Камышинский - 11,2 млн рублей, Ленинский-10,6 млн рублей, городские округа: Волгоград- 810,6 млн рублей, Михайловка - 71,4 млн рублей, Урюпинск-10,4 млн рублей, Фролово-26,4 млн рублей. Анализ стоимости тарифов по муниципальным образованиям на коммунальные услуги показал, что затраты на теплоснабжение составляют в них до 50% от суммы всех затрат. Повышение платы за коммунальные услуги было бы в какой-то степени оправдано при значительном  росте объемов нового строительства и капитального ремонта инженерной инфраструктуры  ЖКХ, - считают в комитете областной Думы по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу. Но,  на самом деле происходит  следующее: нарастание  из года в год износа инженерных систем и количества их аварий, неэффективное расходование средств при их эксплуатации и внедрении современного оборудования, энергорасточительность и незащищенность потребителей от ухудшения условий жизни и ущерба при отключениях энергоснабжения и авариях. К основным проблемам ЖКХ в муниципальных образованиях можно смело отнести, прежде всего, неэффективную систему управления, катастрофический уровень изношенности основных фондов (80%), колоссальные потери в сетях и постоянные убытки при производстве услуг, недостаток квалифицированных кадров. Закономерно встает вопрос: что делать? Практика показала, что существующий уровень систем энерго- и водоснабжения области не отвечает требованиям бесперебойного и качественного обслуживания  потребителей коммунальных услуг. Финансовое положение теплоэнергетических предприятий остается сложным, в последние годы ими накоплены огромные долги.

Как известно, принятые в 2004-2005 годах по инициативе депутатов Государственной Думы законы заложили правовые основы для реформирования жилищно-коммунального комплекса. "Мы видим, - подчеркнул Ангар Полицимако, - что в жилищно-коммунальном комплексе происходят некоторые позитивные изменения в части формирования рыночных отношений, в том числе  и по энергосбережению. Тем не менее, преобразования идут недопустимо медленно". В связи с изложенным, перед всеми уровнями исполнительной власти по-прежнему стоят несколько главных задач. Это финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального комплекса, внедрение рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, привлечение частного бизнеса, проведение совместно с частным бизнесом технологической модернизации ЖКХ. «Важнейшими задачами для перспективного периода  развития области  в сфере  теплоснабжения  региона в соответствии с действующим федеральным  законодательством, - сказал Ангар Полицимако, -  на мой взгляд, являются надежное и качественное  теплоснабжение населения, объектов социальной сферы и предприятий области; повышение эффективности, надежности и устойчивости функционирования систем теплоснабжения за счет их оптимизации и модернизации, а также за счет применения методов управления и реформирования системы отношений на локальных рынках тепла и изменения их организации. Постановка данных задач продиктована крайней изношенностью оборудования и тепловых сетей (около 50%), и потерями в сетях до 30% тепловой энергии. Накопившиеся проблемы в теплоснабжении области отрицательно сказываются на нормальном функционировании жилищно-коммунальной сферы, увеличивают социальную нагрузку на расходную часть  областного и муниципального бюджетов. Исходя из оценки сегодняшнего положения и задач на долгосрочную перспективу развития  экономики  региона, прежде всего в сфере ЖКХ и строительства, я считаю необходимым поддерживать сложившуюся на современном этапе степень централизации теплоснабжения и теплофикации, ставить цели по повышению надежности, качества и эффективности услуг по теплоснабжению, обеспечить инвестиционную привлекательности и привлечение инвестиций в модернизацию и реабилитацию систем теплоснабжения».

Вопросами теплоснабжения озабочены и в областной администрации.  «Бедствия в ЖКХ исчисляются сотнями миллиардов рублей, и, конечно, никакими бюджетными средствами эту проблему не решить, - отметил вице-губернатор Игорь Пикалов. - До настоящего времени реформа ЖКХ заключалась в бесконечном  увеличении тарифов. Главная же задача - привлечь в отрасль инвесторов. Бизнесменов не надо уговаривать. Они прекрасно понимают, что ЖКХ – это супердоходная сфера предпринимательской деятельности, инвестиции быстро и гарантированно возвращаются за счет тарифов. Задача в том, чтобы создать инфраструктурные условия для работы инвесторов. Нужна комплексная программа развития коммунальной инфраструктуры, в которой необходимо четко обозначить, где и что строить с опорой на планы развития областного центра и районов. Только на основании этого документа можно делать инвестиционные программы. Пока у муниципалитетов нет планов развития инфраструктуры инвестиционных программ не будет. Задача областных властей - подтолкнуть муниципалитеты к тому, чтобы они подготовили все необходимые документы».

Председатель комитетa по здравоохранению, физической культуре и молодежной политике областной Думы Наталья Латышевская затронула тему альтернативных источников тепловой энергии. Над этим вплотную работают ученые сельскохозяйственной академии, но почему-то  проекты успешно реализуются не в Волгоградской области, а в других регионах за исключением одного объекта в Городищенском районе.  «Давайте выберем один сельский клуб и применим там ваши технологии в качестве пилотного проекта, -  обратился Ангар Полицимако к заведующему центром энергоэффективных технологий и возобновляемой энергии ВГСХ Виктору Вицкову. - Если дело пойдет, то сможем решить серьезную проблему с отоплением сельских клубов». Ученые предложением заинтересовались и обещали посчитать стоимость проекта. На депутатских слушаниях прозвучали и другие интересные предложения по внедрению энергосберегающих технологий.

По итогам депутатских слушаний были приняты рекомендации: Федеральному Собранию РФ – ускорить рассмотрение законов, направленных на модернизацию российской энергетики, администрации Волгоградской области - разработать концепцию комплексной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Волгоградской области на 2010-2014 годы»,  главам муниципальных районов - подробные планы развития теплоснабжения каждого поселка.

 

Обновлено 20.05.2015 10:13
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru