Ирина Гусева: «Быть депутатом – это серьезная ответственность перед коллегами, избирателями, страной» Печать
26.11.2014 12:59

guseva21 ноября 2014 года депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был принят в третьем чтении проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

За утверждение этого главного финансового документа страны голосовала и депутат Госдумы от Волгоградской области Ирина Михайловна Гусева. Вот что рассказала она о процессе подготовки федерального бюджета, его основных параметрах и наиболее важных поправках законопроекта.

- Ирина Михайловна, в бюджетном процессе Вы не новичок, ведь будучи депутатом Волгоградской областной Думы, Вы хорошо изучили сроки всех процедурных вопросов принятия бюджета. Как у Ваших коллег, депутатов Госдумы, шла работа над подготовкой законопроекта «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»?

- Работа над документом началась задолго до его принятия. Несмотря на летние каникулы, мы совместно с Правительством на протяжении всего этого времени работали над бюджетом в нулевом чтении. Это позволило в дальнейшем сбалансировать его доходы и расходы, и в результате получить закон, позволяющий обеспечить социальные обязательства государства без введения дополнительных налогов, и за счет более эффективного использования средств создающий ресурс развития - импортозамещения. Я думаю, в итоге нам удалось достичь компромисса между ожиданиями избирателей и возможностями российской экономики в условиях санкций и снижения цены на нефть.

Ведь ни для кого не секрет, что документ готовился в напряжённых условиях – на фоне спада экономического роста, секторальных санкций против нашей страны, в условиях геополитических рисков, колебания конъюнктуры на внешних и внутренних рынках, включая рынки энергоносителей. Всё это, безусловно, не могло не отразиться на состоянии бюджета и тех предложениях, которые были сделаны. В этой ситуации, я считаю, депутаты фракции «Единая Россия» подошли к подготовке бюджета максимально взвешенно, рационально и ответственно.

- Каковы основные параметры бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов?

- Отмечу, что основные характеристики бюджета составлены в соответствии с бюджетными правилами, позволяющими снизить зависимость исполнения расходных обязательств от изменения мировых цен на энергоресурсы. Параметры бюджета базируются на основных данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, разработанных Минэкономразвития России. Законопроект предполагает доходы в 2015 году – 15 082,4 млрд. рублей, в 2016 году – 15 795,5 млрд. рублей, в 2017 году – 16 547,8 млрд. рублей; расходы в 2015 году – 15 513,1 млрд. рублей, в 2016 году – 16 271,8 млрд. рублей, в 2017 году – 17 088,7 млрд. рублей. Дефицит запланирован в 2015 году в размере 430,7 млрд. рублей (0,6% ВВП), в 2016 году – 476,3 млрд. рублей (0,6% ВВП), в 2017 году – 540,9 млрд. рублей (0,6% ВВП). За принятие документа проголосовал 301 депутат, против — 143, воздержавшихся не было.

Подчеркну, что важной особенностью принятого бюджета является его социальная направленность - сохранение социально значимых статей за счет существенного перераспределения расходов и оптимизации бюджета. В целом доля расходов, направленных на социальную защиту граждан и оказание социально-значимых услуг, то есть, социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт, превышает 58% суммарных расходов бюджетов бюджетной системы. Второе место по объему расходов занимает раздел «Национальная экономика», включающий, в том числе, расходы на развитие инфраструктуры, поддержку экономического роста и диверсификации структуры экономики и так далее.

- По каким основным направлениям велась работа?

- Ко второму чтению работа над бюджетом велась в основном по трем основным направлениям. Это, во-первых, подготовка рекомендаций Правительству о том, какие задачи должны быть решены уже в 2014 году за счет средств антикризисного фонда, созданного за счет оптимизации расходования бюджетных средств. Второе направление - подготовка поправок к проекту бюджета на 2015-2017 годы. И, наконец, в-третьих, мы подготовили рекомендации Правительству, Счетной палате и Государственной Думе о том, что необходимо сделать в ходе исполнения федерального бюджета 2015-2017 годов.

- Так что же будет выполнено уже в этом году?

- Дело в том, что внутри самого бюджета, который уже второй год строится на основе государственных программ, находятся большие резервы. И главная задача в этой связи — это определение приоритетов в сложившейся ситуации и эффективность расходов. Фракция «Единая Россия» совместно со Счетной палатой изучила каждую государственную программу и выявила общую проблему – средства по ряду госпрограмм не всегда реализуются, они накапливаются, а к концу года министерства и ведомства начинают их осваивать в экстренном порядке. Например, исполнение станкоинструментальной подпрограммы составило 0% за 9 месяцев. Транспортное машиностроение – освоение за полгода 25%, за 9 месяцев - 35%. Редкоземельные металлы — важнейшая отрасль, за шесть месяцев реализация соответствующей подпрограммы составило 12%, за девять месяцев — 29%. Но, как зачастую происходит на практике, в конце года бывают истрачено все средства. Мы наблюдали это не один год.

Именно поэтому «Единая Россия» совместно с Правительством Российской Федерации провела серьезную работу, чтобы не допустить повторения подобной ситуации. Неосвоенные вовремя деньги министерствам и ведомствам запретили тратить. Мы дали возможность Правительству из этих неизрасходованных средств сформировать «антикризисный фонд». И сразу же после принятия бюджета в первом чтении подготовили предложения в Постановление Государственной Думы, в которых отразили свое видение тех направлений, финансирование которых могло бы начаться из фонда уже в текущем году. И тогда те проблемы, которые будут стоять перед нами в году 2015-м, уже сегодня получили бы наилучшую основу для своего разрешения.

- О чем конкретно шла речь?

- Прежде всего, это касается вопросов поддержки села. В ходе рассмотрения бюджета в первом чтении многие депутаты ставили вопрос, что необходимо в 2015 году выделить от 10 до 16 млрд. рублей на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, которые были привлечены на животноводство, растениеводство и так далее. Так вот, не дожидаясь 2015 года, уже в бюджете 2014 года при перераспределении средств на эти цели выделяется 20 млрд., плюс взносы в уставной капитал Россельхозбанка - еще 5 млрд. В результате дополнительная поддержка села уже в 2014 году составит 25 млрд. рублей. И, соответственно, крестьяне уже в этом году смогут погасить свою задолженность и вступить в новый год уже в другой финансовой ситуации для каждого хозяйства.

Теперь возьмем такую сферу, как промышленность.​ В "Фонд развития промышленности" направлено 20 млрд. рублей. Несмотря на то, что закон о промышленной политике только проходит в Государственной Думе второе чтение, 20 миллиардов рублей в Фонд развития промышленности выделяется уже в 2014 году, чтобы фонд мог начать работать. Далее. ​ На государственную поддержку отдельных отраслей промышленности, среди которых лёгкая и текстильная промышленность, транспорт, сельскохозяйственное и тракторное машиностроение, лесоперерабатывающие предприятия, а также поддержку экспортеров промышленной продукции выделено более 15 млрд. рублей. Особо следует отметить выделение дополнительно ежегодно более 1 миллиарда рублей на развитие рыбного хозяйства.

Нашли средства также на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов – 130 млн. рублей. И ремонты музеев – 250 млн. рублей. Только на транспортную инфраструктуру выделено более 6 млрд. рублей - здесь и аэропорт Тикси, и перевозка из Калининградской области в другие регионы страны.

На переселение граждан из аварийного жилищного фонда выделено более 2,6 миллиардов рублей. Ликвидация последствий паводка в Республике Алтай - Тыва, Хакассия, Алтайский край, социальное обеспечение детей-сирот и другие вопросы нашли свое отражение в наших рекомендациях.

А всего на эти важнейшие направления в соответствии с рекомендациями «Единой России», нашедшими свое отражение в Постановлении Государственной Думы еще в первом чтении, уже сегодня из «антикризисного» фонда выделено более 155 миллиардов рублей.

- Общеизвестно, что второе чтение бюджета является во многом определяющим, каковы были основные поправки к законопроекту бюджета 2015-2017 годов и кто их предложил?

- Существенные изменения поправками непосредственно к проекту бюджета предложила «Единая Россия». А внесены они были руководителями палат парламента Сергеем Нарышкиным и Валентиной Матвиенко, руководителями партии и фракции «Единая Россия» Владимиром Васильевым и Сергеем Неверовым и поддержаны представителями всех фракций Государственной Думы независимо от того, как они голосовали по бюджету.

Очень важная проблема для многих россиян и для моих земляков в том числе – нехватка детских садов. Напомню, что в текущем году на эти цели из федерального бюджета в помощь регионам выделялось 50 миллиардов рублей. Однако далеко не все они были израсходованы. Остаток средств составляет более 20 миллиардов рублей. Поэтому «Единая Россия» решила пойти по пути, который очень хорошо зарекомендовал себя. Мы предложили, во-первых, все средства, которые не были освоены при строительстве детских садов, оставить регионам. Более того, чтобы не останавливать строительство детских садов в тех регионах, в которых площадки для них уже подготовлены, мы добились выделения на эти цели дополнительно с января 2015 года 10 млрд. рублей. Одновременно правительству дано поручение проанализировать ситуацию с детскими садами по каждому региону. Уточнить, как движется очередь в детские сады, какова реальная потребность в средствах, и затем, на основании этого уже весной вернуться к вопросу о том, сколько еще необходимо выделить средств, чтобы задача, поставленная Президентом России Владимиром Путиным, была решена. При этом «Единая Россия» исходила их того, что в 2015 году снижения средств, которые выделялись на эти цели в 2014 году, не будет.

- Наш Президент неоднократно в своих выступлениях подчеркивал, что все социальные обязательства государства перед гражданами страны будут неукоснительно соблюдаться. Наверняка депутатами при подготовке федерального бюджета это обстоятельно тоже учитывалось?

- Безусловно. Так, к примеру, при анализе проекта бюджета в первом чтении мы обратили внимание на нехватку средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий. Мы установили сумму, которой не хватает - 5 миллиардов рублей. Мы нашли эти средства, и теперь они будут выделены на соответствующие цели в 2015 году. Но для того, чтобы не возникало вопросов, будут ли эти средства найдены в 2016 и 2017 году, деньги заложены в бюджет на всю трехлетку – на 2015, 2016, 2017 годы - 15 миллиардов рублей.

Одновременно принято решение и о государственной поддержке общероссийских общественных организаций инвалидов, связанное с необходимостью компенсации уплаты ими страховых взносов. Хотя сами организации ставили этот вопрос только относительно 2015 года, мы нашли возможность решить этот вопрос на все три года – с 2015 по 2017 гг. И при этом установили, что такое финансирование будет продолжаться и далее, за пределами трехлетки. Цена вопроса – 217 миллионов рублей ежегодно. Также были выделены средства на поддержку реабилитационных центров инвалидов, школ собак-проводников и так далее. При этом указанные средства выделены также на все три года.

Поддержка инвалидов касается не только тех организаций, о которых мы упоминали. Это касается и поддержки спорта инвалидов с целью обеспечения для них доступной среды, Федерации спорта слепых и Федерации физической культуры и спорта инвалидов, а также оказание помощи Паралимпийскому и Сурдлимпийскому комитетам России для подготовки сборных команд инвалидов России, которые блестяще выступили на Олимпийских играх в Сочи.

Кстати, идея развития спорта заняла очень важное место в работе над бюджетом. Необходимо подчеркнуть, что мы сохранили в полном объеме финансирование мероприятий по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в сельской местности, в том числе, в школах. Так, на создание спортивных залов в сельских школах, их ремонт предусмотрено 1,8 млрд. рублей.

На строительство бассейнов при высших учебных заведениях - 1,3 млрд. рублей, финансирование помощи субъектам РФ на приобретение оборудования для ФОКов - 0,5 млрд. рублей. Одновременно «Единая Россия» изыскала средства для финансирования специальной федеральной целевой программы, которая начинается с 2016 года, по строительству малобюджетных объектов спорта в субъектах РФ по проектам повторного применения. Это хоккейные «коробки», маленькие стадионы, спортивные площадки во дворах и так далее. На эти цели в 2016 и 2017 гг. выделено по 2,5 млрд. рублей.

В 2015 году Россия будет отмечать Год литературы, и мы нашли средства - 420 млн. рублей - не просто для его проведения, но и на обеспечение расходов Книжной палаты. Обеспечена дополнительная финансовая поддержка высших учебных заведений. Отдельно хочется сказать, что «Единой России» удалось изыскать средства на финансовую поддержку региональных средств массовой информации, это 300 млн. рублей. Можно еще долго перечислять, но достаточно лишь сказать, что указанные изменения только по 2015 году составили сумму более 43 миллиардов рублей.

- А что касается подготовки рекомендаций правительству, Счетной палате и Государственной Думе о том, что необходимо сделать в ходе исполнения федерального бюджета 2015-2017гг. Что здесь является самым важным?

- Самым важным является поручение Правительству обеспечить доработку государственных программ с учетом принятого бюджета с тем, чтобы обеспечить полное отражение и безусловное выполнение целевых показателей, содержащихся в Указах Президента РФ от 7 мая 2012 года.

Правительству РФ рекомендовано из тех средств, которые нам удалось собрать в антикризисный фонд, и объем которых, мы надеемся, увеличится за счет тех предотвращения неэффективных расходов, в первоочередном порядке рассматривать вопросы о выделение средств на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.

Одновременно будет осуществляться постоянный мониторинг исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с тем, чтобы, в случае необходимости, незамедлительно принять меры по оказанию им дополнительной финансовой поддержки. Этот мониторинг будет постоянно осуществляться Счетной палатой вместе с Правительством РФ под контролем Государственной Думы. Напомним, уже в этом году из федерального бюджета было выделено 230 млрд. рублей дешевых бюджетных кредитов в помощь регионам. Из них 150 млрд. были выделены на замещение дорогих коммерческих кредитов, причем, ставка по этим кредитам составляет 0,1%, то есть, эти кредиты практически бесплатны. Результат не заставил себя ждать – в этот год стал первым, когда задолженность регионов практически перестала расти. Более того, она начинает снижаться. Следовательно, предложенный нами вариант оказался правильным. В следующем году подобная помощь регионам будет продолжена.

Решен вопрос, о котором регионы страны и «Единая Россия» бились несколько лет – реструктуризация дорожных кредитов, которые получали субъекты РФ. Выплаты этих кредитов, которые были получены на строительство дорог, должны были начаться в 2015 году. По ним проведена реструктуризация на 20 лет. Таким образом, острота проблемы, связанная с задолженностью по этим кредитам, снята.

Завершая разговор, хочу подчеркнуть, что сейчас, после принятия федерального бюджета, нашей главной задачей станет осуществление постоянного парламентского контроля над эффективностью и своевременностью расходования заложенных в бюджете средств. И парламентское большинство – фракция "Единая Россия" - будет выполнять эту работу неукоснительно. Любая ошибка, допущенная здесь, может дорого стоить, поскольку законотворческая деятельность в Государственной Думе ФС РФ – это большая ответственность не только перед своими избирателями, коллегами, но и страной.

 

Обновлено 26.11.2014 15:27