Сергей Булгаков: «От эффективности работы областного инвестиционного законодательства зависит инвестпривлекательность региона» Печать
30.10.2014 17:16

Областныеthumb 140623bulgakov депутаты обсудили перспективу развития региона на ближайший период на прошедшем 28 октября 2014 года заседании регпарламента. 

Предварительно прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2015-2017 годы рассмотрели все комитеты регпарламента. Представленные предложения были учтены в обобщенном заключении, подготовленном комитетом областной Думы по экономической политике, инновационному развитию, предпринимательству и вопросам собственности. На заседании областной Думы с подробным докладом выступил председатель комитета Сергей Булгаков.

В докладе было указано, что при составлении прогноза социально-экономического развития Волгоградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов учитывались предварительные итоги социально – экономического развития Волгоградской области за январь – август 2014 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Волгоградской области за 2014 год.

В соответствии с анализом, проведенным комитетом по отдельным показателям социально-экономического положения регионов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ за 8 месяцев 2014 г. Волгоградская область входит в тройку лучших, вслед за Краснодарским краем и Ростовской областью.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Волгоградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов соответствуют форме, разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации.

Согласно Прогнозу условия развития области характеризуются следующим:

-ростом валового регионального продукта (далее ВРП) в среднем на 2,6% (индексы физического объема в 2015-2017 годах составили 102,0; 102,5 и 103,3% соответственно);

-снижением в 2015 году и незначительным ростом в 2016-2017 годах объемов продукции сельского хозяйства (индекс производства продукции сельского хозяйства составил в 2015-2017 годах 98,5%; 101,2 и 101,1% соответственно);

-ростом в среднем на 2,9% объема инвестиций в основной капитал (индекс физического объема составил в 2015-2017 годах 102,4; 101,6 и 104,7% соответственно);

-снижением уровня инфляции (в среднем за год) со 105,1% в 2015 году до 104,4% в 2017 году;

-сокращением среднегодовой численности занятых в экономике со 1190,2 тыс. чел. в 2015 году до 1155,2 тыс. чел. в 2017 году, или на 2,9%;

-ростом денежных доходов населения в среднем на 7,1% (в 2015-2017 годах запланирован рост на 7,6; 5,9 и 7,7% соответственно.

Анализ макроэкономических показателей развития Волгоградской области показал, что практически по всем макроэкономическим показателям на 2015 год предусмотрен рост в сопоставимой оценке к 2014 году (за исключением среднегодовой численности занятых в экономике, что связано со снижением численности населения в трудоспособном возрасте, и индекса производства продукции сельского хозяйства).

В 2014 году был опубликован рейтинг бизнес-привлекательности регионов РФ, который рассчитывался на основе агрегирования групп показателей за 2013 год, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы (рабочая сила (численность экономически активного населения, стоимость и квалификация работников); наличие спроса на повседневные товары (объем рынка и его динамика); наличие спроса на товары длительного пользования (объем рынка и его динамика); состояние экономики в регионе (динамика экономического роста); состояние инфраструктуры; региональная налоговая политика). Волгоградская область занимает 42 позицию, по динамике экономического роста наш регион занимает 38 позицию.

Мы считаем, что органам исполнительной власти Волгоградской области совместно с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления необходимо продолжить реализацию комплекса мер по мобилизации дополнительных доходов бюджета за счет увеличения деловой активности, сокращения «теневой экономики», снижения задолженности по налогам, уменьшения числа убыточных организаций, развития новых производств, применения дополнительных мер стимулирующего характера по финансированию инфраструктурных проектов, определения наиболее уязвимых секторов экономики.

На протяжении последних лет в экономике Волгоградской области отмечается рост инвестиций, и то насколько эффективно будет работать инвестиционное законодательство Волгоградской области, зависит инвестиционная привлекательность региона.

Однако необходимо отметить, что ряд форм государственной поддержки инвестиционной деятельности инвесторам не используется:

предоставление государственных гарантий, вследствие высоких рисков невозврата – такая форма не применяется с 2010 года;

возмещение из областного бюджета разницы процентных ставок по кредитам, полученным под реализацию инвестиционных проектов, не обеспечено финансированием из средств областного бюджета в 2014 году и не предусмотрено проектом областного бюджета на 2015 год;

из-за проблем в оценке государственного имущества, составляющего залоговый фонд, не осуществляется предоставление его в залог в обеспечение обязательств инвесторов.

Таким образом, значительная часть форм государственной поддержки при их востребованности не реализуется в инвестиционной политике, проводимой органами исполнительной власти Волгоградской области на территории Волгоградской области.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование инвестиционного законодательства Волгоградской области в части пересмотра форм государственной поддержки инвестиционной деятельности исходя из реальных возможностей регионального бюджета

Также необходимо проведение:

анализа оценки эффективности налоговых льгот, предоставляемых в 2013 - 2014 годах организациям Волгоградской области, с целью замены малоэффективных налоговых льгот на иные меры государственной поддержки;

обеспечение эффективного использования и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области, полноту и актуальность учета государственного имущества Волгоградской области с целью повышения собираемости неналоговых доходов и увеличения доходной части областного бюджета. К примеру, есть вопросы по госпредприятиям. К примеру, выручка ВО ГУП «Волгофарм» в 2012 году была 3,5 млрд рублей, а часть прибыли, зачисленной в областной бюджет, составила 13,1 млн рублей. По ГУП «ВО СХП «Заря» соответственно 347,4 млн рублей, и 1,8 млн рублей.

Также требуется оценка мероприятий по привлечению средств из федерального бюджета в областной бюджет, в том числе по компенсации потерь от создания консолидированных групп налогоплательщиков, уплачивающих налог на прибыль организаций.

В результате совместной работы органов исполнительной власти Волгоградской области и Волгоградской областной Думы в бюджет области из федерального бюджета поступили средства в сумме 4,1 млрд.рублей.

Как положительный момент необходимо отметить, что впервые за последние годы в бюджете области предусмотрено финансирование программы в сфере инноваций, что в свою очередь будет способствовать созданию благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышения инновационной активности бизнеса и повышения эффективности государственного управления.

Одной из главных задач на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов является обеспечение устойчивости бюджетной системы Волгоградской области и безусловное исполнение принятых обязательств, что должно быть достигнуто повышением качества государственных программ Волгоградской области и расширение их использования в бюджетном планировании.

Дальнейшая реализация принципа формирования областного бюджета на основе государственных программ повысит обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность и наличие возможностей для оценки их эффективности.

С учетом изложенного, а также на основании заключений комитетов Волгоградской областной Думы, комитет Волгоградской областной Думы по экономической политике, инновационному развитию, предпринимательству и вопросам собственности подготовил ряд рекомендаций органам исполнительной власти Волгоградской области.

На основании вышеизложенного рекомендуем Волгоградской областной Думе принять Прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов к сведению.

Органам исполнительной власти Волгоградской области предлагается учесть заключения комитетов Волгоградской областной Думы при рассмотрении проекта закона Волгоградской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

 

Обновлено 30.10.2014 17:35