Волгоградская областная Дума
Главная Информация пресс-службы Новости
Депутаты областной Думы обсудили итоги пенсионного обеспечения граждан на территории региона Печать
21.03.2014 09:41  Видеовидео

thumb 140320pens fondВ областной Думе под председательством Владимира Ефимова прошел парламентский час, на котором был рассмотрен вопрос «Об итогах пенсионного обеспечения граждан на территории Волгоградской области и о реализации изменений в пенсионном законодательстве в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ и «О накопительной пенсии» от 28.12.2013г. № 424-ФЗ.

В парламентском часе приняли участие депутаты регионального законодательного собрания, представители областного правительства, прокуратуры области, руководство Пенсионного фонда.

С основным докладом выступил управляющий отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области Владимир Сальный.

Докладчик отметил, что отделение Пенсионного фонда, как одна из крупнейших социальных структур в регионе, обеспечивает реализацию конституционных прав 761 тысячи пенсионеров; 251 тысячи федеральных льготников - получателей ежемесячной денежной выплаты; 82 тысяч получателей материнского (семейного) капитала. Расходы Отделения на пенсионное (социальное) обеспечения в 2013 году составили около 102 млрд. рублей.

Средний размер пенсий в Волгоградской области (на 1 января 2014 года – 9427 руб.) стабильно превышает прожиточный минимум пенсионера в регионе (на 48 %) и является самым высоким в ЮФО. Данный показатель обусловлен успешной реализацией нормативных актов, направленных на повышение пенсий (в 2013 году проведено две индексации пенсий, в результате которых средний размер пенсий возрос на 9 %), а также планомерной работой Отделения по thumb 140320pens fond1розыску документов для обеспечения более высокого размера выплат конкретному гражданину.

Следует особо отметить реализацию законодательства, разработанного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Так, по Федеральному закону от 05.04.2013 г. № 51-ФЗ на 20% (до 8, 9 тыс. руб.) были повышены размеры социальных пенсий 10 тысячам детей - инвалидов и инвалидов с детства I группы. В соответствии с Указом Президента РФ от 26.02.2013 г. № 175 почти 4 тысячам неработающих родителей и опекунов установлены повышенные в 3,6 раза (до 5,5 тыс. руб.) выплаты на уход за этими инвалидами.

В рамках реализации законодательства о средствах пенсионных накоплений осуществлены выплаты 43 тысячам пенсионеров. Причем 99 % получили свои накопления в виде единовременной выплаты, средний размер которой составил 6 тыс. рублей.

Владимир Сальный подчеркнул, что система пенсионного обеспечения находится в прямой зависимости от исполнения работодателями своих обязательств по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В 2013 году на обязательное пенсионное страхование поступило 34,4 млрд. руб. страховых взносов, что на 8% выше, чем в 2012 году (в Российской Федерации рост поступлений составил 14%, в регионах Южного федерального округа – 15%).

В целях поиска дополнительных резервов по увеличению поступлений страховых взносов Отделением постоянно проводится анализ начисленных и уплаченных страховых взносов плательщиками региона.

По территориальному признаку структура поступлений выглядит следующим образом: от предприятий города Волгограда поступает почти 60% страховыхthumb 140320pens fond2 взносов; от города Волжского – 14%; от городов областного подчинения – 9%; от сельских районов – 17%. Особенностью Волгоградской области является наличие крупнейших предприятий, оказывающих существенное влияние на развитие региона. 60% всех поступлений страховых взносов в Волгоградской области дают всего лишь 755 предприятий области или полтора процента от всех работодателей, которые, в сущности, и предопределяют экономическое развитие ряда районов области. Ухудшение финансово-экономического положения этих плательщиков влечет за собой существенное снижение поступлений в бюджеты всех уровней.

Как показывает анализ, в зависимости от видов экономической деятельности наибольший объем поступлений страховых взносов обеспечили: бюджетные организации – 27,5%; предприятия, занятые в обрабатывающем производстве, – 22,6%; предприятия торговли – 10,3%; предприятия транспорта и связи – 7,4%. При этом, как и прежде, низка доля поступлений страховых взносов от предприятий сельского хозяйства (3,4%)

На основании отчетных данных плательщиков в 2013 году отмечается рост заработной платы в сравнении с 2012 годом на 14,1% или до 18,4 тыс. рублей. Наибольшее увеличение заработной платы произошло в финансовой деятельности (на 30%), сфере оптовой торговли (на 18%), в строительстве (на 17%).

Отметив значительную работу по пенсионному обеспечению и страхованию граждан, депутаты подчеркнули, что продолжает оставаться актуальной проблема низкого уровня заработной платы. Несмотря на рост заработной платы в целом в Волгоградской области, у ряда предприятий средняя заработная плата в расчете на одного работника продолжает оставаться ниже минимального уровня, установленного региональным соглашением «О минимальной заработной плате» № С-111/10 от 28.07.2010 (8,6 тыс. руб.).

Отделением Пенсионного фонда по Волгоградской области совместно с органами исполнительной власти региона с 2012 года на постоянной основе осуществляется работа по легализации и доведению заработной платы до установленного регионального минимума.

По итогам работы 63% плательщиков от первоначального списка (16 606) повысили заработную плату до требуемого уровня. Проведение этой работы обеспечило дополнительное поступление страховых взносов в бюджет ПФР в размере более 264 млн. рублей. На текущий момент осталось 6,2 тыс. предприятий, выплачивающих заработную плату ниже установленного регионального минимума.

Также депутаты отметили, что работа Пенсионного фонда по легализации заработной платы носит рекомендательный характер и данных мер явно недостаточно для того, чтобы понудить хозяйствующих субъектов увеличить заработную плату своим работникам. Необходимо проведение массовых проверок уполномоченными органами (трудовая инспекция, налоговая, миграционная служба) и выработки эффективного механизма привлечения к ответственности виновных лиц. Особое значение эта работа приобретает с учетом положений нового пенсионного законодательства, в соответствии с которым формирование пенсионных прав граждан напрямую связано с уровнем заработной платы, на которую начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан, позволяющий обеспечить создание необходимых условий для сбалансированности пенсионной системы, поддержания приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан, повысить значение страхового стажа при расчете размера пенсии. При этом сохраняется уровень страховой нагрузки на работодателей и федеральный бюджет.

В модернизированной пенсионной системе в полном объеме работает принцип адекватности пенсионных прав заработной плате (объему уплаченных страховых взносов), которая является ключевым параметром в новой пенсионной формуле. При расчете пенсии учитывается только официальная заработная плата, с которой работодатель производил уплату взносов за своего работника в систему обязательного пенсионного страхования. Таким образом, неуплата обязательных платежей либо выплата «серой» заработной платы напрямую влияет не только на размер будущей пенсии, но и на приобретение права на страховую пенсию.

При этом, в новых правилах расчета трудовой пенсии предусматривается зачет в стаж отдельных социально значимых периодов жизни человека, в том числе, срочной службы в армии и ухода за детьми, за которые при расчете пенсии присваиваются особые коэффициенты.

Кроме того, сохраняя общеустановленный пенсионный возраст - 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин, законодатель создал значительные стимулы для более позднего выхода на пенсию. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии страховая пенсия подлежит увеличению на соответствующие коэффициенты.

Также в положениях нового законодательства закреплено право граждан 1967 года рождения и моложе на выбор варианта формирования пенсионных прав в системе обязательного пенсионного страхования в отношении накопительного элемента, который необходимо сделать до 31 декабря 2015 года.

Очевидно, что модернизация пенсионной системы, во главу которой положены окончательно сформировавшиеся страховые принципы, требует повышения финансовой грамотности жителей региона.

В процессе активного обсуждения доклада депутаты задали интересующие их вопросы и высказали предложения. Так, Сергей Булгаков предложил усилить роль районных совместных комиссий по работе с неплательщиками пенсионного фонда. Юрий Береснев рекомендовал в этом вопросе активнее взаимодействовать с профсоюзами, призванными защищать социально-экономические права граждан. Михаил Таранцов обратил внимание на то, что в настоящее время в нарушение законодательства работникам шести тысяч предприятий области выплачиваются зарплаты ниже регионального прожиточного минимума. Необходимы оперативные меры правительства области по исправлению ситуации. Александр Бирюков считает, что выплата заработной платы «в конвертах» - экономическое преступление против граждан области, которое грозит в дальнейшем ее получателям низким уровнем пенсионного обеспечения. Владимир Кабанов предложил не обезличивать роль руководителей предприятий-должников пенсионного фонда, опубликовать их фамилии и фото в СМИ, а также передать список должников депутатам облдумы для работы с ними в округах. Парламентарий подчеркнул, что в настоящее время многие муниципалитеты уклоняются от контроля за ходом выплат предприятиями страховых взносов в пенсионный фонд, решают их непрофессионально и неквалифицированно. Александр Потапов подчеркнул необходимость активного и плодотворного взаимодействия властных структур всех уровней и пенсионного фонда в решении проблем со страховыми отчислениями. Наталья Латышевская предложила изучить положительный опыт эффективного взаимодействия органов власти Волжского в решении данной проблемы и принять меры по его внедрению в Волгограде, где сегодня наибольшее количество предприятий-должников пенсионного фонда. Алексей Сарафанов обратил внимание участников парламентского часа на проблемы селян, многие из которых в поисках работы уезжают в крупные города, где получают «серую» зарплату и не отчисляют взносы в пенсионный фонд, но при этом, как жители нашего региона, пользуются социальными льготами, в том числе и пенсионными. Депутат убежден, что необходимы продуманные и взвешенные меры правительства для решения проблем занятости населения региона. Анатолий Якунин заострил внимание на расчетах с предприятиями торговли и рынками, где наибольшее количество невыплаченных пенсионных взносов, и предложил провести проверки данных предприятий, а также активизировать работу постоянных комиссий с правительством области и депутатским корпусом. Николай Курбатов, поддержав эти предложения, рекомендовал больше отражать в средствах массовой информации вопросы пенсионного обеспечения населения области. Илья Кошкарев предложил ввести в практику работы проведение выездных семинаров пенсионного фонда в районах и городах области с участием депутатов областной Думы.
Подводя итоги парламентского часа, Владимир Ефимов поблагодарил руководство пенсионного фонда за содержательный доклад и анализ ситуации в регионе. Спикер особо подчеркнул значимость работы всех органов власти по обеспечению экономической безопасности, активному взаимодействию с предприятиями области по решению этой задачи. Он предложил депутатам облдумы ближайшее время заслушать отчеты правительства области и потребовать принятия оперативных мер по погашению задолженностей предприятий в пенсионный фонд. Также спикер акцентировал внимание на усилении персональной ответственности руководителей предприятий за отчисление страховых взносов в пенсионный фонд, предложил активизировать работу постоянных комиссий с правительством области и депутатским корпусом.
Проект рекомендаций парламентского часа будет доработан с учетом высказанных депутатами предложений.

 


Обновлено 03.04.2014 17:06
 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru