Работа по модернизации образования региона продолжается Печать
05.03.2014 17:26

thumb 140305bДепутат областной Думы, председатель комитета облдумы по социальной политике Сергей Булгаков с рабочим визитом посетил Николаевский район, где принял участие в организованном по его инициативе зональном совещании с педагогическими работниками образовательных учреждений заволжских районов. Депутат также посетил детский сад и школу №3 города Николаевска.

В зональном совещании участвовали министр образования и науки области Александр Коротков, главы муниципальных образований Быковского, Палласовского, Николаевского и Старополтавского районов, педагоги и родительская общественность.

Участники зонального совещания подвели итоги трехлетней реализации в Волгоградской области масштабного проекта модернизации образования и наметили перспективы дальнейшей работы в этом направлении.

thumb 140305b1В итоговом докладе Александра Короткова, выдержки из которого приводятся ниже, были обозначены основные направления реализуемого проекта, а также приведены аналитические и сравнительные данные произошедших позитивных изменений в сфере образования региона. Также министр рассказал о дальнейших перспективах модернизации образования области.

Сергей Булгаков , приветствуя участников совещания, отметил, что за последние три года значительно улучшена учебно-материальная база общеобразовательных организаций. Приведены в соответствие с требованиями к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся помещения в 859 школах, проведен капитальный ремонт и реконструкция в 332 школах, организованы мероприятия, направленные на энергосбережение в системе общего образования. На проведение всех видов ремонтных работ направлено из различных уровней бюджета более 900 млн. рублей.

Депутат с удовлетворением подчеркнул¸ что в целом за годы реализации проекта более чем в 2 раза (со 103 до 210 тысяч) увеличилось количество школьников, обучающихся в современных условиях. Позитивно оценил парламентарий постоянный рост заработной платы педагогических работников общего и дошкольного образования, повышение престижа учительского труда.

thumb 140305b2Сергей Булгаков отметил, что позитивные изменения условий образования для обучающихся и педагогов подтверждается результатами последних опросов родительского общественного мнения. По данным проведенного в муниципальных районах и городских округах анкетирования, свыше 90 % родителей высоко оценивают происходящие изменения и поддерживают их.

«В целом за годы реализации проекта модернизации мы создали неплохую базу для дальнейшего развития наших школ, - подчеркнул парламентарий, - и эта работа будет продолжена в соответствии с утвержденным комплексом мер на период до 2020 года. Больше внимания будет уделено модернизации дошкольного и профессионального образования. Также главной задачей остается грамотное целевое использование бюджетных средств всех уровней на эти цели».

thumb 140305b3Несмотря на очевидные позитивные достижения, по мнению Сергея Булгакова, ряд школ области еще не имеет необходимой инфраструктуры для введения новых образовательных стандартов. Остается высоким показатель количества общеобразовательных организаций, требующих капитального или текущего ремонта.

Парламентарий напомнил, что 214 школ, почти четверть от общего количества, вынуждены вести обучение в две смены. В условиях второй смены обучаются свыше 29 тысяч школьников. С учетом того, что обучение во вторую и третью смены не предусмотрено новыми государственными образовательными стандартами, возникает потребность в новых учреждениях образования, а также дополнительных местах в школах.

Сергей Булгаков проинформировал собравшихся о том, что этап финансирования проекта модернизации на федеральном уровне завершен, однако проект продолжается до 2020 года и направления модернизации определены.

В соответствии с установками Президента РФ Владимира Путина в регионе проведен мониторинг потребности в увеличении количества мест в общеобразовательных учреждениях до 2020 года с учетом демографической ситуации и источников финансирования их создания.

Эти направления работы, подчеркнул депутат, станут приоритетными в деятельности органов законодательной и исполнительной власти региона, муниципальных образований в 2014 году и на период до 2020 года.

 

Из доклада министра образования и науки Волгоградской области Александра Короткова

 

С 1 июня 2011 года в субъектах Российской Федерации стартовал масштабный проект по модернизации общего образования, основной целью которого стало обновление в соответствии с требованиями современности региональных систем общего образования.

С учетом софинансирования за три года в бюджет Волгоградской области из федерального бюджета поступило свыше 2 млрд. рублей, областной бюджет и местные бюджеты выделили свыше 386 млн. рублей.

В течение 2011-2013 годов в реализации проекта участвовали все муниципальные районы и городские округа Волгоградской области, а также государственные образовательные организации, реализующие программы основного общего образования.

К наиболее социально значимым эффектам проекта модернизации следует отнести существенное повышение заработной платы педагогических работников школ области.

Если в начале реализации проекта средняя зарплата педагогических работников общего образования составляла 14 997 рублей, то к концу 2013 года – 21 315 рублей.

В условиях новой системы оплаты труда стало возможным достойно оценивать высококвалифицированных специалистов, что повысило мотивацию педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию.

За три года 22277 педагогических работников прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в том числе осуществлена подготовка всех учителей начальной школы для работы по новому образовательному стандарту.

Проект модернизации позволил создать условия для введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

В текущем учебном году новые стандарты осваивают 1-3 классы всех общеобразовательных организаций Волгоградской области, а также частично он реализуется в четвертых классах школ, приступивших к реализации нового стандарта в пилотном режиме в 2010 году.

В настоящее время по новым стандартам обучаются более
75 тысяч школьников, что составляет 34% от их общего количества.

Благодаря значительной финансовой поддержке, школы региона за три года получили новое компьютерное, учебно-производственное, учебно-лабораторное, спортивное оборудование и инвентарь, соответствующие требованиям нового стандарта.

В частности, увеличилась доля кабинетов начальной школы, в которых используются комплекты мультимедийного оборудования для проведения обучения, в школах появились, специализированные программные комплексы для педагогов и обучающихся. Удалось модернизировать кабинеты физики, химии, биологии. Во всех школах пополнились фонды библиотек, закупленный фонд включает в себя учебную, справочно-энциклопедическую, научно-популярную, художественную литературу.

В результате проведенных в рамках проекта модернизации мероприятий решены многие задачи обеспечения доступности качественного образования вне зависимости от места жительства.

К концу реализации проекта ускорена пропускная способность Интернет-трафика в 57 % школ. Почти 500 школ обновили программное обеспечение, приобрели современные электронные образовательные ресурсы.

Благодаря этому с 35 до 110 увеличилось количество школ, осуществляющих дистанционное обучение, что обеспечивает доступность качественного общего образования.

Для перевозки обучающихся из малочисленных удаленных сел к базовым школам, оснащенным современным оборудованием, в образовательные организации области поступили 133 современных транспортных средства на общую сумму более 157,5 млн. рублей. Это позволило обновить школьный автопарк автобусами, соответствующими нормам безопасности, и, тем самым, повысить доступность и качество общего образования независимо от места жительства обучающихся.

В настоящее время в Волгоградской области для организации подвоза обучающихся к местам обучения общеобразовательными учреждениями области используется 555 автобусов, которыми подвозят более 13,0 тыс. обучающихся из 746 населённых пунктов. 93,5 % автобусов оснащены спутниковым навигационным оборудованием на базе системы ГЛОНАСС/GPS.

Удалось выстроить оптимальную региональную сеть общеобразовательных организаций: действуют 52 ресурсных центра и 104 базовые школы, в этом году 17 школ реорганизованы в форме присоединения к более успешным организациям. Все проведенные мероприятия делают доступным обучение для всех детей, проживающих в сельской местности, а старшеклассникам предоставляют возможность выбора индивидуальной образовательной траектории.

В целях совершенствования организации школьного питания на модернизацию оборудования столовых и пищеблоков в 2011-2013 годах направлено 86,4 млн. руб., что позволило приобрести более 11 тыс. единиц оборудования для 571 учреждения.

Приобретение высокотехнологичного оборудования для школьных столовых способствовало росту охвата школьников горячим питанием с 95% до 96,2%.

Оснащение спортивных залов новым оборудованием и инвентарем создало условия для привлечения в спортивные кружки и секции большего количества обучающихся. И, как следствие, в 2013 году в сравнении с 2011 годом количество школьников, принявших участие в школьном этапе всероссийских спортивных соревнований "Президентские состязания" и всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры" увеличилось на 23 % и 11% соответственно.

В регионе планово ведется работа по модернизации дошкольного образования, выработана система по созданию дополнительных мест с учетом потребности каждого муниципального образования в контексте развития экономики региона. Получены две субсидии из федерального бюджета: 991,3 млн.руб. – на строительство новых детских садов и 34 млн.руб. – на оснащение дополнительно созданных мест.

Проведены мероприятия по капитальному ремонту зданий и помещений для создания дополнительных дошкольных групп и их оснащению, созданию групп кратковременного пребывания, эффективному использованию площадей.

Выстроенная системная работа по сокращению очередности в детские сады позволила достичь существенных результатов. Так, за последние два года за счет всех мероприятий введено более 12,5 тыс. дополнительных мест дошкольного образования: в 2012 – 5631 место, в 2013 – 6968 (план 6358 мест).

При этом за счет нового строительства объектов дошкольного образования введено 360 мест, в рамках развития негосударственного сектора создано 302 места.

Главный результат работы – ликвидация очередности в детские сады для детей 5-7 лет. В настоящее время в 12 муниципальных образованиях области отсутствует очередность в дошкольные организации для детей в возрасте от 3 до 7 лет, в том числе в Быковском муниципальном районе.

В 2014 году планируется строительство 15 детских садов, в том числе 1 – в Палласовском муниципальном районе, а также завершить работы по реконструкции шести объектов, в том числе по одному объекту в Николаевском муниципальном районе.

С 2014 года образовательные учреждения будут развиваться в рамках двух государственных программ Волгоградской области, которые охватывают все сферы и уровни образования. Это позволит придать решению проблем отрасли образования комплексный характер.

 

Обновлено 07.03.2014 10:26