Областную Думу интересуют «оффшорные корни» региональных получателей господдержки и госзаказов Печать
19.12.2013 14:07

Деоффшоризацию отечественной экономики Президент Российской Федерации Владимир Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. назвал одной из важнейших задач в сфере социального и экономического развития страны. О том, как Волгоградская область будет учитывать в своей работе обозначенные главой государства приоритеты, рассказал председатель Волгоградской областной Думы Владимир Ефимов, который присутствовал на обнародовании президентского Послания верхней палате российского парламента.

«Послание Президента Совету Федерации - это цельная, масштабная программа, опирающаяся на глубокий анализ ситуации в стране и за ее пределами, - сказал Владимир Ефимов. - Президент показал, что опирается на общественное мнение, что он знает абсолютно все вопросы местного значения, местного самоуправления, экономик регионов. Мы услышали всесторонний анализ работы, которая была проделана руководителями всех уровней по выполнению поручений главы государства. Президент подчеркнул, что Послание – это задача для всех уровней власти, и каждый на своем уровне должен выполнять эти поручения, не дожидаясь окрика, ведь речь идет о развитии страны, причем в очень непростых условиях».

Спикер областной Думы отметил: речь в Послании-2013 велась об организации работы в условиях ограниченных денежных ресурсов. «Нам надо сосредоточиться на приоритетах - на выполнении Указов Президента, внешней политике, межконфессиональных отношениях, - отмечает Владимир Ефимов. - Очень важны традиционные ценности и духовные скрепы – на этом зиждется патриотизм».

Важная часть послания Президента – акцент на ответственности всех уровней власти, подчеркнул председатель регионального парламента. «Ответственность власти заключается не в лозунгах и призывах, в такой работе, которая позволяет народу увидеть, что власть прозрачна и доступна, что она сама вкалывает во имя страны, во имя своих людей. Эти посылы Президент четко обозначил в Послании. Чувство ответственности за страну, - это лейтмотив, нерв, это стержень российской Конституции. И Президент транслировал важнейшую идею - каждый должен нести ответственность за свою родину, каждый на своем месте тоже должен вкалывать и быть истинным патриотом, не на словах, а на деле. Большая роль в воспитании патриотизма принадлежит сфере образования – сегодня особенно востребованы просвещенные люди с активной гражданской позицией, которые знают историю и хотели бы что-то изменить к лучшему. Эти слова Президента были восприняты с энтузиазмом, очень понравилось, что Президент чувствует нерв общества, знает настроения людей».

Глава государства уделил в Послании большое внимание решению вопросов местного значения. «У нас сложившаяся система работы, есть назначенные руководители, необходимый набор полномочий передан, но многое зависит от качества управления, - комментирует Владимир Ефимов. - Близость власти к народу не заключается только во встречах и во фразах «Мы вас услышали». Необходима обратная связь, оперативное реагирование. От лозунгов – к делу, как сказал Президент. А если на запросы власть не реагирует, проблемы только нарастают. Уволили одного, второго, пришел новый человек, пока он будет разбираться, вопросы местного значения решаться не будут. Президент подчеркнул, что надо относиться к кадрам бережно, выстраивать кадровую политику, работать над преемственностью власти, и тогда будет не пиар, а реальное решение вопросов местного значения.

Президент сказал: стимулироваться и поощряться будут те регионы, руководители которых будут создавать новые рабочие места, новую налоговую базу, новые инновационные производства, и это стимулирование будет заключаться в межбюджетных вливаниях в региональную экономику. Речь идет о возврате средств, потраченных на инфраструктуру при строительстве новых производств, жилья. Это глобальный, сверхактуальный для регионов вопрос. Не секрет, что, например, технологическое присоединение к электросетям непомерно дорого, и Волгоградская область не выдерживает конкуренции по сравнению с другими субъектами федерации. Президент высказался четко: кто талантливо распорядится бюджетными средствами, выберет правильный приоритет – направление на развитие собственной экономики – того мы будем стимулировать бюджетным рублем».

В предыдущем Послании Президент уже затрагивал вопрос деоффшоризации экономики, и сегодня эта тема продолжает быть актуальной. Президент привел наглядный пример: в прошлом году через оффшоры прошли российские товары на сумму 111 миллиардов долларов, что составляет пятую часть всего российского экспорта. Половина инвестиций в другие государства также пришлась на оффшоры. На такие суммы из России были выведены капиталы, которые могли оставаться, работать и приносить доходы нашей стране.

«В Послании четко прозвучало: наш ресурс – это денежные средства местных и региональных бюджетов, казны РФ, и эти средства должны использоваться на решение актуальных вопросов – газификации, строительства дорог, приобретение медоборудования. К сожалению, в ряде случаев средства через российские компании, работающие у нас, но зарегистрированные в льготной налоговой зоне, к примеру, в островных государствах, потоком утекают за рубеж без налогообложения на территории России, - рассказал Владимир Ефимов. - Многие даже очень крупные российские компании зарегистрированы в оффшорных зонах. Это означает, что часть налогов они не платят, а мы, соответственно, не решаем важные вопросы местного значения. Это недопустимо, и Президент сделал на этом сильный акцент. В прошлом Послании он говорил, что раз государственный служащий заботится о стране, он не должен иметь зарубежных счетов, недвижимости и прочих активов, ведь патриотизм заключается в подъеме собственной, российской экономики».

Владимир Ефимов сообщил, что подготовил запрос в Правительство Волгоградской области с целью проанализировать всю базу данных о проверке поставщиков, подрядчиков, получателей государственных льгот «на наличие у них оффшорных корней». «Я попросил в рамках реализации Послания Президента представить в Волгоградскую областную Думу перечень предприятий и организаций, получивших государственную поддержку Волгоградской области и государственные заказы на газификацию и строительство и ремонт автомобильных дорог в регионе, с указанием их учредителей, - уточнил председатель регионального парламента. - Считаю необходимым для Думы ознакомиться с мероприятиями областного Правительства по выявлению предприятий и организаций, получивших государственную поддержку Волгоградской области и государственные заказы на газификацию и строительство и ремонт автомобильных дорог в регионе, зарегистрированных в оффшорных зонах. Областную Думу также интересуют планы исполнительной власти региона по исключению возможности предоставления предприятиям и организациям, зарегистрированным в оффшорных зонах, государственной поддержки и государственных заказов».

P.S. «Доходы компаний, которые зарегистрированы в оффшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. И нужно продумать систему, как эти деньги изъять.

Они есть, кстати говоря, такие способы, здесь ничего такого, знаете, необычного нет. В некоторых странах уже вводится такая схема: хотите в оффшорах – пожалуйста, но деньги сюда. Вводится в странах с развитой рыночной экономикой. И работает такая схема.

Далее. Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им, этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием.

Другими словами: хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, регистрируйся в российской юрисдикции.

Следует повышать прозрачность экономики. За предоставление заведомо недостоверных, неполных сведений о реальном положении банков, страховых компаний, пенсионных фондов, других финансовых организаций необходимо ввести уголовную ответственность в отношении их руководства.

Нужно продолжить принципиальную и твёрдую линию по избавлению нашей кредитно-финансовой системы от разного рода «отмывочных контор», или, как ещё говорят, «прачечных». При этом интересы добросовестных клиентов и вкладчиков проблемных банков должны быть надёжно защищены.

Борьба с размыванием налоговой базы, с разного рода оффшорными схемами – сегодня мировая тенденция. Эти темы широко обсуждаются в формате и «восьмёрки», и «двадцатки». И Россия будет проводить такую политику как на международном, так и на национальном уровне.

Требования ответственности в полной мере касаются не только частного бизнеса, но и руководителей находящихся под контролем государства компаний и институтов развития. Предлагаю Правительству кардинально изменить принципы их работы, здесь не должно быть зон «управленческого уюта». Они получают очень хорошие деньги. Мы не добьёмся большого эффекта для экономики, если у них там всё поотрезаем, кадры не получим там нужные. Но контроль за их работой должен быть налажен, и налажен должным образом.

Все такие структуры должны разработать свои долгосрочные стратегии, в них обозначить чёткие цели и показатели персональной ответственности руководства. В трудовых договорах менеджмента необходимо предусмотреть ответственность за невыполнение поставленных задач, в том числе и материальную ответственность.

Программы компаний, включённых в список стратегических предприятий, должны утверждаться Правительством Российской Федерации, а их реализация – проходить внешний аудит. Я посмотрел вчера: это несколько десятков компаний. У нас несколько списков, но список стратегических – это несколько десятков всего. Конечно, это дополнительная нагрузка, но Правительство, конечно, справится с этой задачей.

Вновь подчеркну: ресурсы и государства, и частного бизнеса должны идти на развитие, на достижение стратегических целей. Например, таких, как подъём Сибири и Дальнего Востока. Это наш национальный приоритет на весь XXI век. Задачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по масштабу, а значит, и наши шаги должны быть нестандартными.

Мы уже приняли решение по льготной ставке налога на прибыль и ряду других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке. Считаю целесообразным распространить этот режим на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и Республику Хакасия.

Кроме того, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещённых в таких зонах, в таких территориях, должны быть предусмотрены – и дальше то, что, собственно, предлагается, – должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств, – льготная ставка страховых взносов.

И, что так же важно, здесь будут созданы условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами АТР, должны быть созданы такие условия, включая процедуры разрешения на строительство, подключения к электросетям, прохождения таможни. А чтобы решить вопрос с инфраструктурой в таких территориях, активно задействуем возможности Фонда развития Дальнего Востока.

До 1 июля 2014 года следует определить, где конкретно будут организованы такие территории, а также выпустить все правовые нормативные акты, необходимые для их работы. Имея в виду важность и масштабность этой задачи, прошу Председателя Правительства взять эту работу под личный контроль. В дальнейшем, с учётом опыта и практики деятельности таких территорий, полученного эффекта, примем решение об их будущем развитии».

 

Президент России Владимир Путин,

Послание Федеральному Собранию от 12.12.2013г.