Волгоградская областная Дума
Главная Информация пресс-службы Новости
Владимир Ефимов: «В условиях ВТО регионам необходимо активнее участвовать в федеральных целевых программах» Печать
09.07.2013 15:56

thumb 130709sf vtoНа днях в Пятигорске состоялось расширенное заседание выездной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия РФ во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе. На повестку дня была вынесена злободневная тема - «О мерах по адаптации экономики регионов Российской Федерации к условиям Всемирной торговой организации в сфере агропромышленного комплекса». Совещание, в котором приняли участие сенаторы, руководители региональных органов государственной власти, представители Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, Федеральной таможенной службы, Счетной палаты РФ, предприятий аграрного сектора, представители Министерства сельского хозяйства РФ, провела председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

 

Председатель Волгоградской областной Думы Владимир Ефимов выступил на совещании с рядом предложений по формированию комплекса мероприятий, направленных на предотвращение негативных последствий для сельскохозяйственных товаропроизводителей от вступления России в ВТО, а также на повышение конкурентоспособности произведенной продукции. Вернувшись из деловой поездки, спикер регионального парламента поделился впечатлениями и рассказал об итогах прошедшего мероприятия.

- Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль – сельское хозяйство - являются одной из ведущих системообразующих сфер российской экономики, обладающей воздействием на большинство других видов экономической деятельности. Это и тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, энергетика, транспорт, строительство, сфера агрохимического и иного производственного обслуживания, стимулируя в них рост производства и услуг, научно-технический прогресс, создание новых рабочих мест. Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо принять, чтобы в условиях работы в ВТО поддержать функционирование такой важной отрасли, как АПК?

- Вступление России в ВТО не может не повлиять на деятельность агропромышленного комплекса, реализации государственной политики в отношении сельского хозяйства. Эта политика определяется программами, направленными на развитие агропромышленного комплекса, которые приняты к реализации органами исполнительной власти федерального и регионального уровней. Вместе с тем ряд вопросов функционирования АПК Волгоградской области серьезно беспокоит руководство области.
Первая задача – обеспечить создание системы оросительной мелиорации. Устойчивое развитие сельского хозяйства в засушливых районах Волгоградской области без нее невозможно! Собственных бюджетных средств на оказание достаточной государственной поддержки сельскому хозяйству в регионе не хватает. Поэтому нам надо активнее использовать те возможности, которые дает участие в федеральных целевых программах. Так, Волгоградская область участвует в федеральной целевой программе «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы». Программа нацелена на развитие гидромелиоративного комплекса и снижение зависимости земледелия от неблагоприятных природных факторов. Средства, которые получает область на условиях софинансирования, позволят построить, реконструировать, модернизировать оросительные системы в области. Регион, со своей стороны, примет участие в финансировании реконструкции объектов, находящихся в государственной собственности области. Это, в основном разводящие внутрихозяйственные оросительные сети, износ которых составляет более 85 процентов.
При условии реконструкции внутрихозяйственных оросительных сетей сельхозтоваропроизводители обязуются приобрести современные системы полива и дождевальную технику. Концентрация финансовых потоков федерального, областного бюджетов, а также хозяйствующих субъектов позволит начать восстановление гидромелиоративного комплекса.
Мы считаем, что в этих целях необходимо предусмотреть в федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2013 годы» для заволжских районов области компенсацию части затрат на реконструкцию лиманов.
Также мы предлагаем, в порядке исключения, ввести регулируемые тарифы на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей. В том числе – и на тарифы на закачку воды на орошение на переходный период вступления Российской федерации в ВТО.

- Волгоградская областная Дума обратилась в Государственную Думу РФ с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об энергообеспечении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Расскажите о сути этой инициативы.

- Цель проекта этого федерального закона - поддержать российского сельхозтоваропроизводителя, крестьянские и фермерские хозяйства в части снижения их финансовых расходов при обязательном энергетическом обследовании для составления энергетического паспорта.
В настоящее время стоимость энергоаудита с составлением энергетического паспорта равняется 3-5 процентам от совокупных затрат организации на потребление энергетических ресурсов за календарный год. Для предприятий в денежном эквиваленте это может выражаться суммами от 300тыс. рублей до 1,5 миллионов рублей, что является для них серьезной финансовой нагрузкой.
Для уменьшения финансовой затрат предлагается увеличить пороговое значение совокупных затрат организаций, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об энергообеспечении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 10 до 20 миллионов рублей. Это позволит сельхозпредприятиям, крестьянско-фермерским хозяйствам избежать расходов на составление энергопаспортов.
Также необходимо отметить, что на большинстве сельскохозяйственных предприятий и предприятиях малого и среднего бизнеса, которые используют в значительных количествах автомобильную и механизированную технику, энергетический баланс на 80-90 процентов состоит из затрат на потребление дизельного топлива и бензина. В то же время при подготовке энергетического паспорта исследуются в основном объекты, потребляющие электроэнергию, природный газ, объекты теплоснабжения, хотя затраты на них - это только 10-20 процентов от общего объема потребления энергоносителей предприятиями. По использованию же дизельного топлива и бензина исследования не проводятся, а даются лишь общие рекомендации, так как методики по проведению таких исследований нет. Соответственно, при проведении энергетического обследования по потреблению дизельного топлива и бензина невозможно определить общедоступные мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и провести их стоимостную оценку.
Исходя из этого, мы считаем необходимым усовершенствовать действующее федеральное законодательство и увеличить пороговое значение совокупных затрат организаций на потребление энергоресурсов с 10 до 20 миллионов рублей, а также исключить из суммарного энергетического баланса организаций затраты на дизельное и иное топливо. Надеемся, что данная инициатива Волгоградской области по корректировке Федерального закона «Об энергообеспечении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» найдет поддержку на федеральном уровне.

- В соответствии с решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880 на территории государств-членов Таможенного союза был принят технический регламент "О безопасности пищевой продукции". Согласно ст. 19 указанного регламента убой продуктивных животных должен производиться в специально отведенных для этой цели местах. Реализация мяса сельскохозяйственных животных, не подвергнутых убою на мясоперерабатывающих предприятиях, убойных пунктах или убойных площадках запрещена. Как обстоят дела с выполнением новых международных таможенных правил в Волгоградской области?
- Осуществить строительство или восстановление ранее действующих мясоперерабатывающих предприятий, убойных пунктов до 1 июля 2013 года, к сожалению, удалось не везде, и не только на территории Волгоградской области, но и в целом ряде других регионов. Мы получили массу обращений с просьбой перенести срок введения этих ограничений. Нововведение напрямую затрагивает деятельность сотен крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств на территории Волгоградской области. Фермерские и личные подсобные хозяйства - главная финансовая опора большинства крестьян региона, и, безусловно, спешка в переходе на новую схему работы может просто разрушить малый и средний бизнес на селе, поставить под удар благополучие семей. Один пример: не за горами начало нового учебного года, и чтобы собрать детей в школы, фермеры забивают скот, а отсутствие доступных спецплощадок, и следовательно, необходимость за свой счет организовывать доставку животных до этих пунктов, порой за десятки и сотни километров, создаст для людей огромные трудности. Поэтому мы, а также Калмыкия, Алтайский край и другие регионы обратились в Совет Федерации найти возможность сдвинуть срок вступления в действие новых таможенных правил до 1 января 2014 года. До этого мы рассчитываем решить вопрос создания требующихся спецплощадок.

- С 1 января 2012 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 01 октября 2011 г. № 808 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии". В соответствии с ним размеры страховых сумм для объектов хранения, переработки и использования растительного сырья - в том числе складов напольного хранения растительного сырья, элеваторов, хлебоприемных предприятий, крупоцехов, мукомольных цехов и комбикормовых производств - значительно возросли. Планируются ли какие-либо меры по снижению и сдерживанию тарифов?

- Волгоградская область - крупный производитель зерна, крупяных культур, семян масличных культур. На территории области - 58 элеваторов и хлебоприемных предприятий с потенциалом единовременного хранения зерна 3670 тыс. тонн. Основной показатель эффективности работы элеваторов - это загрузка емкостей. Хранение зерна – важный технологический процесс, от которого зависит сохранность потребительских свойств товара на достаточно длительный промежуток времени и продовольственная безопасность региона.
Страховые взносы хлебоприемных предприятий и элеваторов Волгоградской области за предыдущие годы составляли в среднем от двух до 20 тысяч рублей в год. Эти суммы были приемлемы для предприятий всех уровней. В соответствии с новым постановлением Правительства страховые взносы увеличены в среднем в 50 раз! Для предприятий с малой мощностью такие затраты могут стать причиной банкротства, так как основным видом их деятельности является только хранение зерновых культур. Затраты будут заложены в расценки по хранению, что отразится на финансовом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей.
По данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в настоящее время организаций, работающих в сфере промышленной безопасности взрывоопасных объектов по хранению и переработке растительного сырья, насчитывается около пяти тысяч, общее число объектов – около 14 тысяч. Аварий на этих объектах в 2009-2012 годах почти не происходило, пострадавших нет. Значит, нет и страховых случаев, а страхование опасных объектов в аграрной сфере является сверхприбыльным бизнесом, чему способствуют установленные базовые ставки страховых тарифов.
Так, утвержденные указанным постановлением базовые ставки страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта хранения, переработки и использования растительного сырья за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте почти в три раза превышают аналогичные базовые ставки, применяемые для опасных производственных объектов нефтепродуктообеспечения.
Например:
склад бестарного напольного хранения растительного сырья – 0,35;
цеха (участки) по производству крупы, муки, комбикормов – 0,35;
площадки нефтебазы (склада, парка, комплекса) по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов – 0,13;
группа резервуаров и сливо-наливных устройств – 0,13;
склад горюче-смазочных материалов – 0,13.
Получается, что степень опасности напольного склада хранения растительного сырья превышает степень опасности нефтебазы почти на 300 %!
На основании изложенного мы считаем необходимым внесение изменений в постановление Правительства России об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности с целью снижения базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта хранения, переработки и использования растительного сырья.

- Порядок, установленный Законом № 260 –ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», изменил ранее действующую схему субсидирования агрострахования. Достаточны ли внесенные коррективы для того, чтобы снять все вопросы в сфере сельскохозяйственного страхования?

- Необходимость усовершенствовать методы государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования назрела давно. Однако новый законодательно установленный порядок не решил проблем для сельхозтоваропроизводителей в части значения страхования и гарантии выплат по страховым случаям. Нет механизма правовой защиты сельхозтоваропроизводителя в части страхования сельхозкультур. Таким образом, существенно увеличился уровень зависимости страховщика от обстоятельств, на которые он не может оказать прямого воздействия. В итоге наиболее значимые и стабильные страховые компании фактически прекратили оказывать данный вид страховой услуги, что, в результате, повлекло за собой незащищенность сельхозпроизводителей от существующих рисков. Мы вышли с предложением внести изменения в Закон № 260-ФЗ, чтобы предусмотреть выплаты субсидий по страховым премиям исключительно товаропроизводителям в четко фиксированные сроки.
Еще одно наше предложение - стимулировать модернизацию и перевооружение сельскохозяйственных товаропроизводителей и иных плательщиков единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет предоставления права на вычет таможенного НДС при расчете налогооблагаемой базы при приобретении ввозимого импортного оборудования. В связи с тем, что плательщикам ЕСХН не предоставлено право на вычет таможенного НДС (п.3 ст. 346.1 НК РФ), то суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров, работ или услуг, в том числе основных средств и нематериальных активов, при ввозе на территорию Российской Федерации не возмещаются. Мы рекомендуем внести необходимые дополнения в Налоговый Кодекс РФ в части предоставления права на возмещение таможенного НДС при ввозе оборудования для сельскохозяйственного производства и переработки.
В совещании приняли участие делегации всех субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов во главе с главами этих регионов и их законодательных органов. От Волгоградской области присутствовали, кроме спикера областной Думы, министр сельского хозяйства Василий Иванов и заместитель председателя комитета регионального парламента по аграрной политике и природопользованию Алексей Сарафанов. Свою точку зрения на решение многих проблем АПК высказал сенатор от Волгоградской области Владимир Плотников. По итогам обсуждения Министерству сельского хозяйства РФ рекомендовано, в частности, осуществлять ежемесячный мониторинг объемов и стоимостных показателей производства и импорта на единую территорию Таможенного союза сельскохозяйственной продукции и продовольствия и вносить на основе данных мониторинга предложения о превентивных мерах по защите внутреннего рынка. Предложения участников совещания были обобщены и изложены в проекте рекомендаций, который после доработки и учета поступивших замечаний будет рассмотрен Советом Федерации.

 

Обновлено 09.07.2013 16:04
 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru