Волгоградская областная Дума
Главная Информация пресс-службы Новости
Региональный парламентарий Владимир Кабанов: «В новом федеральном законе о государственно-частном партнерстве необходимо сохранить нормы, прописанные в региональных законах и давшие положительные практические результаты». Печать
06.06.2013 16:08

thumb 091209kbЗаместитель председателя комитета областной Думы по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту Владимир Кабанов принял участие в парламентских слушаниях, прошедших в Государственной Думе ФС РФ, на тему «Законодательное обеспечение развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации: основные вопросы, подлежащие урегулированию в базовом федеральном законе». В обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, бизнес-сообщества.

В ходе заседания был рассмотрен вопрос актуальности государственно-частного партнерства в России. Выступающие отметили необходимость реализовать комплексную систему законодательства по поддержке в сфере государственного частного партнерства. Это будет способствовать укреплению позиций России в мировой системе распределения труда. Депутаты Государственной Думы отметили, что активное развитие государственно-частного партнерства позволит решить проблему привлечения финансовых ресурсов, технологий и кадров. При доработке законопроекта ко второму чтению, по мнению парламентариев, важно учитывать комплекс вопросов, связанных с действующими законами о госзакупках, контрактной системе, приватизации государственного и муниципального имущества, защите конкуренции, концессиях и Бюджетным кодексом. В федеральном законопроекте о ГЧП, отметили участники слушаний, необходимо сделать акцент на инновационное партнерство государства и бизнеса. В качестве примера был приведен недавно принятый закон о контрактной системе, в котором предусмотрено положение, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета инновационной и высокотехнологичной продукции, обладающей улучшенными характеристиками и соответствующей современным стандартам. Это будет способствовать развитию предпринимательской активности, повышению технологического уровня производства, внедрению новых технологий, росту капитализации, повышению квалификации персонала, созданию новых рабочих мест, росту заработной платы.

Было предложено вынести законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» на обсуждение Совета законодателей.

По итогам парламентских слушаний был подготовлен ряд рекомендаций, которые будут использованы при подготовке законопроекта «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» ко второму чтению.

Владимир Кабанов выступил с докладом, в котором подробно остановился на основных тезисах федерального проекта закона ««Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Областной парламентарий обозначил ряд предложений, которыt, по его мнению, необходимо учесть в дальнейшей работе над федеральным законопроектом.

 


 

Доклад заместителя председателя комитета областной Думы

по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту Владимира Кабанова (скачать формате doc)

 

Законопроект о ГПЧ снимает часть барьеров. Госдумой РФ принят в первом чтении закон о государственно-частном партнерстве. Например, сегодня, если в составе того или иного проекта ГЧП фигурирует земельный участок, необходимо проводить отдельный конкурс по земле. И победитель конкурса по всему проекту ГЧП, с одной стороны, и по земельному участку, с другой, могут не совпасть. Законопроект предусматривает возможность единого конкурса.
Проект устанавливает долгосрочный механизм компенсации инвестору части затрат публичной стороной соглашения. При этом долгосрочность такой компенсации обеспечивается включением проектов ГЧП в региональные и муниципальные целевые программы, которые в соответствии с Бюджетным кодексом могут приниматься сроком до 3-х лет.
Законопроект о ГЧП дает возможность осуществления проектирования объекта ГЧП частной стороной. На сегодня в России практически не используются проекты ГЧП, в которых концессионер участвует не только в строительстве, но и в проектировании объектов. Последнее осуществляется силами государственных органов, зачастую с использованием компетенций институтов "советских времен" и "советских", старых СНиПов.
Для объектов ЖКХ, энергетики, обороны и безопасности разработаны изменения в законодательство, предусматривающие особый порядок передачи государственного и муниципального имущества в управление частной стороне, включая четкие конкурсные процедуры и критерии отбора. Дело в том, что были случаи, когда частный партнер, получая в управление объекты ЖКХ, ограничивался минимальными инвестициями, не улучшал состояние объекта, а лишь взвинчивал тарифы на коммунальные ресурсы.
До сих пор законодательно регулируется лишь одна модель ГЧП - концессия (ВТО - build, transfer, operate), правовое регулирование неконцессионных форм ГЧП, таких как BOOT (build, own, operate, transfer), B02T (build, own, lease, transfer) и ряд других.
Модель BOOT предусматривает возмещение затрат частного партнера за счет доходов от построенного объекта. Отличие от концессии – право собственности на объект по окончании его строительства принадлежит частному партнеру, передача в собственность публичному партнеру переходит по истечении установленного соглашением срока и возмещения затрат. Преимущество модели - возможность залога объекта частной стороной для привлечения финансирования.
Модель BQ2T предполагает передачу частным партнером построенного объекта в аренду публичной стороне, последняя осуществляет эксплуатацию и производит арендные платежи в пользу частного партнера. Данная модель интересна для инвестора возможностью привлечения залогового финансирования, так как построенный объект находится до истечения срока аренды в его собственности.

Существующее законодательство до сих пор не позволяет вести инвестиционные проекты несколькими публично-правовыми организациями. Это делает невозможным реализацию проектов по созданию объектов, необходимых сразу для нескольких муниципальных образований под "одной крышей" (проект ХМАО).
Законопроект содержит перечень возможных прав и обязательств частного партнера в рамках соглашения о ГЧП отличных от госзаказа, которые позволяют структурировать каждый проект, исходя из его особенностей. В тоже время исключена возможность скрытой приватизации, когда публичная сторона передает на конкурсной основе объект или имущество частной стороне в собственность. Но если строительство осуществил частник, объект ГЧП может находиться в его собственности, частнику разрешено владеть им и эксплуатировать его в течение всего срока действия соглашения. До сих пор по закону о концессиях созданный объект сразу же оформлялся в собственность публичной стороны. В связи с этим инвестор не мог использовать объект концессии в качестве залога для привлечения внешнего финансирования. Теперь такая возможность предусматривается.
Слабое звено сегодня: не только представителям органов власти, но и частным инвесторам и финансистам не хватает квалификации, опыта, компетенций. ГЧП - это сложный процесс взаимодействия госорганов и частного бизнеса, нередко с участием 3-й стороны - банков, организующих финансирование проектов.
"Спрос на ГЧП как на формат долгосрочных ответственных взаимоотношений "государство - бизнес" постепенно созревает" - констатирует Павел Селезнев, председатель правления НП "Центр развития ГЧП" (Журнал "Эксперт" № 45, 2012 г., стр. 40). Для государства в таких проектах привлекательна возможность, во-первых, на порядок улучшить качество представляемой населению услуги за счет привлечения частного партнера, обладающего профкомпетенциями, и, во-вторых, возможность снять с себя бремя по организации операционной деятельности на объекте инфраструктуры, в том числе по его эксплуатации.
Частный партнер, входя в проект ГЧП, получает достаточно стабильный, сравнительно хорошо прогнозируемый бизнес. Возможность планирования денежный потоков проекта в среднем лет на 20 позволяет привлекать долговое финансирование, в том числе и под развитие других объектов. Сегодня это, прежде всего, проекты ГЧП в дорожном строительстве, по причине понятной бизнес-модели.
На Западе широко применяется концепция Tax increment financing (TIF), который был применен при строительстве автозавода в Калужской области ("Фольксваген Рус"). Там было заключено соглашение между областью, Минэкономразвитием и инвестором (к-н "Фольксваген") о локализации на областной территории автомобильного производства. Калужская администрация взяла на себя обязательство за свой счет обеспечить развитие этого индустриального парка инфраструктурой - для этого она создала корпорацию развития и привлекла деньги Внешэкономбанка. Компенсация расходов корпорации развития из областного бюджета для возврата заемных средств была синхронизирована с ростом налоговых поступлений от стартовавшего сборочного производства и других компаний формирующегося автокластера.
Большие планы применения механизмов в перспективных проектах Правительства г. Москвы, особенно в транспортном секторе. Так, например, в строительстве транспортно-пересадочных узлов (ТПУ - их намечается построить 279 единиц), в организации парковочных пространств, создание перехватывающих парковок в рамках строительства ТПУ, в строительстве линий скоростного трамвая, автобусов, электропоездов.
По общему мнению участников II Ежегодной конференции "Государственно-частное партнерство в России - 2012" в проектах ГЧП на первый план выходит проблема структурирования проектов, а не проблема финансирования.
По мнению выступивших на конференции экспертов "Центра развития государственно-частного партнерства" в проекте "Закона о ГЧП" нет соответствия действующей судебной практики, предусмотренной 94 Федеральным законом и Градостроительным кодексом, отсутствует норма пересмотра участников конкурса в случаях их вынужденной замены. Большей четкости требуют конкурсные Правила, особенно в части соблюдения и обоснования их сроков, а также действующая практика проверки закупок.
Одним словом, подготовленный проект закона потребует серьезной доработки. Важно при этом сохранить заложенные в нем главные принципы, опробованные на практике в субъектах федерации, на базе региональных законов о ГЧП и давших первые положительные результаты.

 

Информация подготовлена с использованием материалов сайта Государственной Думы ФС РФ

 

 

Обновлено 06.06.2013 16:21
 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru