Волгоградская областная Дума: Новости
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА о результатах контроля исполнения Закона Волгоградской области от 25 апреля 2007 г. № 1452-ОД «О публичных (общественных) слушаниях» Печать

В соответствии с примерным планом работы Волгоградской областной Думы по контролю за исполнением законов Волгоградской области и постановлений Волгоградской областной Думы на 2009 год, утвержденным постановлением   Волгоградской  областной  Думы  от  19  февраля  2009 г. № 2/71,   изучена  практика   применения   Закона   Волгоградской области  от 25 апреля 2007 г. № 1452-ОД «О публичных (общественных) слушаниях».

 

Аналитическая записка выполнена на основе следующих материалов:

 

Закона Волгоградской области  от 25 апреля 2007 г. № 1452-ОД «О публичных (общественных) слушаниях»;

 

пояснительной записки к проекту закона Волгоградской области «О публичных (общественных) слушаниях»;

 

законодательства субъектов РФ в Южном федеральном округе, касающегося проведения публичных слушаний;

 

информации главы администрации Волгоградской области от 06 мая 2009 г. № 02с-12/4637;

 

отчетов о работе Волгоградской областной Думы за 2007 и 2008 годы.

 

В Южном федеральном округе только в Волгоградской области принят закон о порядке организации и проведения публичных (общественных) слушаний.

 

В Краснодарском крае и Астраханской области главами этих субъектов приняты постановления «Об утверждении Положения о публичных слушаниях по вопросам, относящимся к полномочиям исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» и «О Положении о публичных (общественных) слушаниях законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства» (Астраханская область), устанавливающие порядок организации и проведения публичных слушаний, инициаторами которых являются главы указанных субъектов РФ.

 

В 6 субъектах ЮФО законами этих субъектов о местном самоуправлении регламентируется проведение публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, инициаторами которых являются население, представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования (порядок организации и проведения устанавливается уставами муниципальных образований). Эти законы дублируют нормы федерального закона.

 

Законом Кабардино-Балкарской Республики о бюджетном устройстве и бюджетном процессе регламентируются организация и проведение публичных слушаний по проекту республиканского бюджета и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета; Областным законом  Ростовской области о градостроительной деятельности – проведение публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов; Законом Ставропольского края «О порядке установления публичных сервитутов на территории Ставропольского края» –  порядок проведения общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута.

 

В Республике Калмыкии и Республике Ингушетии порядок организации и проведения публичных (общественных) слушаний законами и постановлениями субъектов не регламентируется.

 

Законы о порядке проведения публичных (общественных) слушаний приняты еще в  3 субъектах Российской Федерации: в Саратовской области – при установлении публичных сервитутов на земельные участки (порядок проведения слушаний по проектам законов об областном бюджете и утверждении отчета об исполнении областного бюджета устанавливается постановлением Правительства Саратовской области); в г. Санкт-Петербурге – при осуществлении градостроительной деятельности и по проекту бюджета и проекту годового отчета об исполнении бюджета (два закона); в Чукотском автономном округе – по проектам окружного бюджета и отчета об исполнении окружного бюджета в Думе Чукотского автономного округа; в Хабаровском крае проведение публичных (общественных) слушаний регламентировано постановлением губернатора Хабаровского края.

 

В ряде регионов порядок подготовки и проведения публичных слушаний по проектам областных бюджетов и годовых отчетов об исполнении областных бюджетов регламентируется постановлениями законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ (Амурская, Калужская, Мурманская, Смоленская, Челябинская области), и проводятся эти слушания законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.

 

В некоторых регионах порядок подготовки и проведения публичных слушаний регламентируется постановлениями исполнительных органов власти субъектов РФ по проектам областных бюджетов и годовых отчетов об исполнении областных бюджетов (Кировская, Нижегородская области, Еврейская автономная область); по проектам нормативных правовых актов, затрагивающих интересы граждан и организаций (Владимирская область). Эти слушания проводятся исполнительными органами власти указанных субъектов РФ.

 

В ходе проведенного анализа установлено, что проведение публичных (общественных) слушаний в большинстве субъектов Российской Федерации регулируется федеральным законодательством либо устанавливается постановлениями законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

 

В Волгоградской области, кроме указанного Закона, проведение публичных (общественных) слушаний регламентировано Уставом (Основным законом) Волгоградской области, а также:

 

Градостроительным кодексом Волгоградской области, Законом Волгоградской области «О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Волгоградской области»  – по вопросам градостроительной деятельности;

 

Законом Волгоградской области «О бюджетном процессе в Волгоградской области» – по  проекту областного бюджета и проекту годового отчета об исполнении областного бюджета;

 

Законом Волгоградской области «Об установлении публичных сервитутов земельных участков на территории Волгоградской области» –  по вопросам установления публичного сервитута.

 

 

 

Закон   Волгоградской области  «О публичных (общественных) слушаниях» определяет порядок организации и проведения публичных (общественных) слушаний в Волгоградской области.

 

В соответствии со статьей 4 указанного Закона инициаторами публичных (общественных) слушаний могут быть население, Волгоградская областная Дума, глава администрации Волгоградской области.

 

В перечне инициаторов публичных (общественных) слушаний не указана Общественная палата Волгоградской области, тогда как в соответствии  с Законом  Волгоградской  области от 14 марта 2008 г. № 1647-ОД «Об Общественной палате Волгоградской области» для решения целей и задач Общественная палата обладает полномочиями проведения слушаний по общественно важным проблемам (статья 4 Закона) и вправе проводить гражданские форумы и слушания по актуальным вопросам общественной жизни (статья 15 Закона).

 

 

 

По сведениям, представленным администрацией Волгоградской области, во исполнение Закона Волгоградской области «О публичных (общественных) слушаниях» в 2007-2008 гг. по инициативе главы администрации  Волгоградской  области   были  организованы  и проведены 3 публичных слушания:

 

о проекте закона Волгоградской области «Об областном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»;

 

о проекте закона Волгоградской области «Об исполнении областного бюджета за 2007 год»;

 

о проекте закона Волгоградской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

 

В соответствии со статьей 3 анализируемого Закона проект областного бюджета и проект годового отчета о его исполнении в обязательном порядке выносятся на публичные (общественные) слушания (статья 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

 

Вынесение рассмотрения вопросов об установлении публичных сервитутов на земельные участки в указанной статье не предусмотрено (в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных  слушаний, Законом Волгоградской области  от 27 апреля 2002 г. № 696-ОД «Об установлении публичных сервитутов земельных участков на территории Волгоградской области» предусмотрено проведение общественных слушаний по вопросам установления публичного сервитута).

 

В соответствии со статьей 5 Закона решения о назначении публичных (общественных) слушаний, проводимых по инициативе главы администрации Волгоградской области, принимались главой администрации Волгоградской области в форме постановлений, в которых указывались вопросы, выносимые на слушания, дата проведения слушаний, состав организационного комитета, в который включались должностные лица администрации Волгоградской области, депутаты Волгоградской областной Думы, председатели общественных организаций Волгоградской области; во исполнение статьи 7 Закона назначалось структурное подразделение администрации Волгоградской области, ответственное за подготовку и проведение слушаний.

 

Во исполнение положений статьи 8 Закона информация о дате, времени и месте проведения общественных слушаний своевременно доводилась до сведения населения Волгоградской области путем опубликования в газете «Волгоградская правда» и размещения в сети Интернет на официальном сайте комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Волгоградской области (www.volgafin.ru). Одновременно с объявлением в указанных средствах массовой информации  размещались проекты законов Волгоградской области об областном бюджете и об исполнении областного бюджета.

 

Название статьи 10 гласит: «Публикация материалов слушаний и учет их результатов при принятии решений органами государственной власти Волгоградской области». Как следует из указанной статьи, постановления Волгоградской областной Думы по итогам рассмотрения результатов слушаний подлежат обязательному опубликованию; форма итогового документа публичных (общественных) слушаний, проводимых по инициативе главы администрации Волгоградской области, данной статьей не определена. В соответствии с Законом Волгоградской области от 11 июня 2008 г. № 1694-ОД «О бюджетном процессе в Волгоградской области» по итогам публичных слушаний по проекту областного бюджета и проекту годового отчета об исполнении областного бюджета принимаются рекомендации, в которых отражаются результаты обсуждений.

 

Согласно информации администрации Волгоградской области, по итогам проведения публичных (общественных) слушаний  Общественной палатой Волгоградской области были подготовлены заключения по результатам экспертизы проектов законов (от 23 июня 2008 г. № ОП-22 и от 10 октября 2008 г. № ОП-89), в которых проекты законов Волгоградской области, выносимые на обсуждение общественности, поддержаны и рекомендовано провести экспертный анализ эффективности распределения бюджетных средств и при необходимости подготовить предложения в Волгоградскую областную Думу для внесения изменений в указанные законопроекты при их рассмотрении. Эти заключения размещались в сети Интернет на официальном сайте комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Волгоградской области.

 

В 2007-2008 годах публичные (общественные) слушания по инициативе населения и Волгоградской областной Думы не проводились.

 

В пояснительной записке к проекту закона Волгоградской области «О публичных (общественных) слушаниях» указано, что он разработан в целях урегулирования порядка проведения публичных слушаний. Указанный Закон определяет порядок организации и проведения публичных (общественных) слушаний по инициативе населения и Волгоградской областной Думы, назначаемых Волгоградской областной Думой, процедура назначения публичных (общественных) слушаний по инициативе главы администрации Волгоградской области не определена.

 

Согласно информации администрации Волгоградской области, практика проведения публичных (общественных) слушаний указывает на необходимость совершенствования законодательства Волгоградской области в сфере привлечения населения к более активному участию в обсуждении общественно значимых вопросов. Администрация Волгоградской области считает, что требуется доработка Закона Волгоградской области «О публичных (общественных) слушаниях» в части, касающейся регламентирования процедуры проведения публичных слушаний по инициативе главы администрации Волгоградской области. В целях развития положений указанного Закона и повышения качества законопроектов принято постановление главы администрации Волгоградской области от 12 августа 2008 г. № 1038 «О публичной независимой экспертизе проектов законов Волгоградской области в области бюджетной и налоговой политики».

Таким образом, Закон Волгоградской области  «О публичных (общественных) слушаниях» в 2007-2008 гг. применялся при организации и проведении публичных (общественных) слушаний по инициативе главы администрации Волгоградской области.
Обновлено 01.04.2013 08:41
 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru