Волгоградская областная Дума: Новости
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА о результатах контроля за исполнением Законов Волгоградской области в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области Печать
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

о результатах контроля за исполнением Законов Волгоградской области от 31 октября 2002 г. № 748-ОД "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области",

от 25 июля 2003 г. № 858-ОД "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав",

от 27 июня 2006 г. № 1249-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по созданию, исполнению функций, обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав"

В соответствии с примерным планом работы Волгоградской областной Думы по контролю за исполнением законов Волгоградской области и постановлений Волгоградской областной Думы на 2010 год, утвержденным постановлением   Волгоградской  областной  Думы  от  17  декабря  2009 г.  №  15/505,    изучена   практика   применения  Законов Волгоградской области от 31 октября 2002 г. № 748-ОД "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области", от 25 июля 2003 г. № 858-ОД "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", от 27 июня 2006 г. № 1249-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по созданию, исполнению функций, обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав".

Аналитическая записка выполнена на основе следующих материалов:

Закона Волгоградской области от 31 октября 2002 г. № 748-ОД             "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних       в Волгоградской области";

Закона Волгоградской области от 25 июля 2003 г. № 858-ОД                 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав";

Закона Волгоградской области от 27 июня 2006 г. № 1249-ОД                      "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по созданию, исполнению функций, обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав";

постановления главы администрации Волгоградской области                         от 21 декабря 2004 г. № 1185 "Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой в пределах Волгоградской области несовершеннолетних, самовольно ушедших                        из семей";

постановления главы администрации Волгоградской области                            от 14 ноября 2003 г. № 874 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав";

постановления администрации Волгоградской области от 17 ноября 2008 г. № 148-п "Об утверждении Порядка расходования и учета субвенций из областного фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления полномочий по созданию, исполнению функций и обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав";

постановления Волгоградской областной Думы от 14 июня 2007 г.                   № 7/458 "О результатах работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующих на территории Волгоградской области, и мероприятиях по повышению эффективности их деятельности";

информации контрольно-счетной палаты Волгоградской области                   от 06 июля 2010 г. № 01КСП-02-04/919;

информации прокуратуры Волгоградской области от 15 июля 2010 г.  № 21-12-2010;

информации комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области от 19 июля 2010 г. № 01-18-1060;

информации комитета по труду и занятости населения администрации Волгоградской области от 15 июля 2010 г. № К01-02-01-15-2873;

информации управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 20 июля 2010 г. № 02-4453, от 01 сентября 2010 г. № 02-5409;

информации администрации Волгоградской области (комитета                     по здравоохранению) от 23 июля 2010 г. № 01-09-04/6932;

информации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области от 29 июля 2010 г. № 09-К-97;

информации комитета бюджетно-финансовой политики и              казначейства администрации Волгоградской области от 27 июля 2010 г.                                      № 06-02-03-08/6421;

информации комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 30 июля 2010 г. № И-5059;

информации комитета по культуре администрации Волгоградской области от 25 августа 2010 г. № 01-07/529, от 30 августа 2010 г.                              № 01-13/1160;

информации комитета по физической культуре и спорту администрации Волгоградской области от 30 июля 2010 г. № 1547,                    от 03 сентября 2010 г. № 1777;

информации уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области от 30 июля 2010 г. № 01-01а-04/7415;

информации ГУВД по Волгоградской области от 20 августа 2010 г.                № 44/1-3685;

аналитической записки по итогам изучения практики применения Закона Волгоградской области от 25 июля 2003 г. № 858-ОД "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", Закона Волгоградской области от 27 июня 2006 г. № 1249-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по созданию, исполнению функций, обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" (2005-2006 гг.).

 

О законодательстве субъектов Южного федерального округа

о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав

Законы о профилактике и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ЮФО приняты кроме Волгоградской области еще               в пяти субъектах: в Краснодарском крае, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республиках, в Республиках Дагестан и Северная Осетия – Алания.

Во всех субъектах ЮФО, за исключением  Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия – Алания, Чеченской Республики органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по созданию, исполнению функций, обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДНиЗП).

Численный состав комиссий, определенный законами ряда субъектов ЮФО, колеблется от 7 до 15 человек. На освобожденной основе в комиссиях работает ответственный секретарь, а также дополнительно 1 штатный сотрудник (специалист по работе с несовершеннолетними) из расчета:                   на 10 тысяч несовершеннолетнего населения в Республике Адыгея,                          в Волгоградской области – на 8 тысяч, в Республике Северная Осетия – Алания – на 5 тысяч (но не менее трех в комиссии). В Карачаево-Черкесской Республике при численности несовершеннолетних до 16 тысяч – 1 штатная единица, свыше 16 тысяч – 2 штатные единицы.

В Краснодарском крае численность работников структурного подразделения, осуществляющего организационно-техническое обеспечение деятельности муниципальной комиссии, определяется по нормативу:                    не менее двух муниципальных служащих на одну комиссию; если количество несовершеннолетних, проживающих на территории подведомственной комиссии, превышает 50 тысяч человек, в структурное подразделение дополнительно вводятся две штатные единицы.

Срок полномочий указанных комиссий ни в одном субъекте в законах не оговорен, за исключением Астраханской области, где установлен 2-летний срок полномочий КДНиЗП, а в Карачаево-Черкесской Республике муниципальные комиссии образуются на срок полномочий представительного органа местного самоуправления.

В Республике Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарской Республике и Республике Калмыкия, в Волгоградской области заседания комиссии считаются правомочными при наличии не менее половины членов комиссии. В Ростовской и Астраханской областях необходимо присутствие не менее двух третей членов комиссии.

Периодичность проведения заседаний муниципальных комиссий                   в Волгоградской области, Республике Ингушетия и в Республике Северная Осетия – Алания установлена не реже двух раз в месяц, а в Ростовской области и  Республике Калмыкия – не реже одного раза в месяц.

 

Закон Волгоградской области от 31 октября 2002 г. № 748-ОД

"О профилактике безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних  в Волгоградской области"


В соответствии со статьей 5 настоящего Закона, который устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи    с  деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области, в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения, органы, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы                по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, а также участие в указанной деятельности осуществляют органы и учреждения культуры, досуга, физической культуры, спорта и туризма.

В соответствии с информацией комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области (далее – КДНиЗП ВО)                              во исполнение указанного Закона КДНиЗП ВО был разработан и согласован со всеми субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в организации индивидуальной профилактической работы                 с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (статьи 6, 11 указанного Закона). С целью обеспечения координации деятельности органов и учреждений системы профилактики разработаны единая форма отчета о работе за полугодие и за год, единая форма отчета о работе с семьей, состоящей на учете в едином банке данных, проводятся совместные заседания КДНиЗП ВО и совета по правам ребенка при администрации Волгоградской области, совместные выезды                          для проведения проверок, оказания помощи субъектам системы профилактики. Кроме того:

проводились консультации для новых сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (Среднеахтубинский, Старополтавский, Киквидзенский, Калачевский, Суровикинский, Михайловский, Новониколаевский, Ворошиловский, Тракторозаводский районы – в 2008-2009 г.);

оказывалась практическая помощь муниципальным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (Среднеахтубинский, Иловлинский, Фроловский, Калачевский районы);

в 2008 г. КДНиЗП ВО совместно с Волгоградским институтом молодежной политики и социальной работы подготовлен сборник "Опыт работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Волгоградской области";                  в 2009 г. подготовлены и изданы 3 сборника методических рекомендаций "Опыт работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Волгоградской области"                             (2 выпуска); методические рекомендации по организации деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по профилактике жестокого обращения с детьми, рецидивной преступности (2009 г.);

направлены председателям комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;

проводились круглые столы "Из опыта работы", "Раннее выявление семейного неблагополучия" (2009 г.), "Молодежь и правопорядок" (2009 г.), "Взаимодействие общественных организаций и государственных структур               в вопросах организации профилактической работы с несовершеннолетними" (2008 г.);

проводились ежегодно совместные учебные семинары с сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности, с работниками образования; учреждений соцзащиты –                       1 семинар в 2008 г. и 2 – в 2009 г.; органов опеки и попечительства –                       1 семинар в 2009 г.

КДНиЗП ВО (статья 15 указанного Закона) в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области, повышения ее эффективности в 2008-2009 гг. осуществляла:

анализ причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;

обобщение информационно-аналитических и статистических сведений, характеризующих деятельность муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и других субъектов системы профилактики;

ежеквартальный анализ единого банка данных Волгоградской области                о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (на конец 2009 г. в этом банке данных состояло 3070 семей,          в которых проживало 5772 несовершеннолетних, в 2008 г. – соответственно 2969 и 5671) и при выявлении проблем, требующих ведомственного разрешения, направление соответствующих писем в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и другие субъекты профилактики;

рассмотрение наиболее актуальных вопросов на своих заседаниях                 (в 2009 г. проведено 9 заседаний КДНиЗП ВО, в 2008 г. – 6);

участие в совместном заседании с областным штабом по организации оперативных действий в решении проблем детской безнадзорности, беспризорности, преступности в 2009 г. (постановление главы администрации Волгоградской области от 14 февраля 2002 г. № 134
"О мерах по предупреждению детской безнадзорности, беспризорности и преступности на территории Волгоградской области", в соответствии                       с которым образован указанный областной штаб, признано утратившим силу 10 августа 2010 г.);

рабочие встречи с уполномоченным по правам ребенка  в Волгоградской области, представителями ГУВД по Волгоградской области и другими субъектами профилактики;

контроль решения вопросов оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений;

разработку механизма взаимодействия субъектов системы профилактики по оказанию помощи несовершеннолетним, возвратившихся из ГОУ "Октябрьская школа-интернат закрытого типа" и Камышинской воспитательной колонии;

проведение 2 раза в год обучающих семинаров для ответственных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

привлечение к работе с подростками, семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, общественных организаций (в 2009 г. совместно                      с управлением общественных связей аппарата главы администрации Волгоградской области было проведено заседание КДНиЗП ВО, на которое были приглашены представители большинства национальных диаспор и общественных организаций, на тему "О роли общественных организаций                   в вопросах защиты прав детей и подростков на жизнь, здоровье, образование и досуг").

 

В соответствии с информацией управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области на территории области сформирована сеть государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, включающая в себя 18 центров социальной помощи семье и детям, 14 отделений социальной помощи семье и детям в различных учреждениях социального обслуживания, 11 социально-реабилитационных центров для детей и подростков, 3 отделения социального приюта для детей и подростков, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Всего в 2009 г. центрами (отделениями) социальной помощи семье и детям было обслужено 209 659 человек, в том числе 112 028 несовершеннолетних и 159 210 семей. Из общего количества семей, обслуженных в 2009 г., на патронаже в учреждениях социальной защиты населения находились 2027 семей (в 2008 г. – 1409). В 2009 г. в отношении 1295 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, был установлен  патронаж центрами (отделениями) социальной помощи семье и детям, 628 семей в результате осуществления профилактической работы сняты с учета семей, в отношении которых установлен патронаж.

В 2009 г. продолжена работа по усилению взаимодействия со всеми субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: проведено 2095 межведомственных рейдов                            по выявлению безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в 2008 г. – 1770, в 2007 г. – 1558). В ходе рейдов выявлено 1133 несовершеннолетних (в 2008 г. – 1103), из них 1069 – безнадзорные, 17 – беспризорные, 47 – находящиеся в розыске.

Наблюдается рост количества семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявленных и поставленных на учет органами и учреждениями социальной защиты населения                            в ведомственный банк данных: в 2009 г. – 221 семья и 430 детей, в 2008 г. – 192 семьи и 356 детей. По-прежнему преобладающими основаниями постановки на учет являлись нежелание родителей заниматься воспитанием и содержанием детей, злоупотребление психоактивными веществами и алкогольной продукцией, безнадзорность детей.  В 2009 г., по сравнению                  с 2008 г., отмечено снижение количества семей, снятых с учета (с 404                   до 301), и количества семей, снятых с учета в связи с улучшением положения (со 198 до 155).

Наиболее эффективными формами профилактической и социально-реабилитационной работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в 2009 г. являлись: выездная работа, консультирование, патронаж, содействие в трудоустройстве, предоставление материальной помощи, организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних, организация семейного досуга. С целью оказания методической помощи специалистам, работающим с семьями, находящимися в социально опасном положении, областным центром "Семья" были организованы выезды в 9 районов города и области, проведен проблемно-проектный семинар "Современные технологии и проектирование работы               с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении". В ходе выездной работы была оказана информационно-методическая помощь 377 специалистам всех субъектов системы профилактики и проведено 16 семинаров, что почти в 3,8 раза больше, чем                в 2008 г.

В 2009 г. в специализированных учреждениях (отделениях) прошли реабилитацию 1687 несовершеннолетних (в 2008 г. – 1783 человека), им оказано 325 593 услуги.

В управлении социальной защиты населения администрации Волгоградской области разработан и реализуется план мероприятий                       по совершенствованию системы профилактической работы                                           с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. В ходе его реализации в 2007-2009 гг. проведен ряд мероприятий:

экскурсионные туры для воспитанников семейных воспитательных групп и патронатных семей (в 2007 г. – 2 экскурсии по России для 70 воспитанников, 598 посетили различные культурно-досуговые учреждения;     в 2008 г. 50 детей посетили города Москву и Санкт-Петербург, для 250 организованы обзорные экскурсии по г. Волгограду);

смотр-конкурс на лучшую организацию патриотического воспитания (10 воспитанников социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних награждены дипломами победителей и памятными подарками, двое из них – поездкой в Германию);

новогодние елки для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении (2009 г. – 16,3 тысячи детей, в 2008 г. – 7,6 тысячи).

В рамках оздоровительной кампании в 2009 г. путевками были обеспечены 1591 несовершеннолетний из числа безнадзорных детей                (в 2008 г. – 1874, в 2007 г. – 3330).

Во исполнение статьи 15 указанного Закона управлением социальной защиты населения:

направлялась информация в КДНиЗП Волгоградской области, ГУВД                 по Волгоградской области, УВД г. Волгограда, уполномоченному по правам ребенка в Волгоградской области о причинах и условиях, способствовавших правонарушениям и безнадзорности несовершеннолетних (в 2008 г. – 13,                   в 2009 г. – 21, в 2010 г. – 15); о фактах нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних – в прокуратуру Волгоградской области (в 2008 г. – 2,                  в 2009 г. – 3, в 2010 г. – 11);

в целях информирования населения осуществляются публикация соответствующих материалов в периодических печатных изданиях (созданы постоянно действующие рубрики), подготовка теле- и радиопередач, проведение брифингов, пресс-конференций, прямых эфиров, прямых линий:

 

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

публикации в печатных изданиях

420

225

68

телепередачи, телесюжеты

20

60

27, видеоролики по трем темам

радиопередачи, радиорепортажи

20

28

18

брифинги

5

 

3

прямые эфиры, прямые линии на областном радио и телевидении

23

16

8

пресс-конференции

 

4

 

 

В соответствии с информацией комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области во исполнение указанного Закона проводятся областные семинары по профилактике молодежного экстремизма, правонарушений, безнадзорности и пропаганде здорового образа жизни, акции и месячники по профилактике правонарушений. Комитетом осуществляется анализ работы органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования, и информация о состоянии работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних направляется главам муниципальных образований для рассмотрения и принятия мер. Комитет ежемесячно осуществляет сбор информации о численности детей в возрасте 7-18 лет, систематически пропускающих занятия в образовательных учреждениях области.

Системная работа с органами, осуществляющими управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов, позволила снизить количество детей, систематически пропускающих занятия, в течение 2009-2010 учебного года на 21%.

Решить проблему посещаемости позволяют различные формы получения образования: семейное образование, обучение                                          по индивидуальному учебному плану, заочная и очно-заочная формы обучения, обучение в вечерних школах.

С целью организации занятости несовершеннолетних в свободное время на базе общеобразовательных учреждений области работают более 9,5 тысячи кружков, которые посещают свыше 149 тысяч обучающихся (69%              от общего количества обучающихся).

В 157 учреждениях дополнительного образования детей области занимаются более 125 тысяч несовершеннолетних (58% от общего количества обучающихся).

Из числа подростков, состоящих на внутришкольном учете, 82% занимаются в учреждениях дополнительного образования, в том числе                 из числа состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних – 71%.

В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних в практике работы органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования, осуществляется:

проведение мастер-классов по профилактике правонарушений (Дубовский район);

проведение семинаров классных руководителей по обмену опытом работы с подростками с девиантным поведением (г. Волжский); по теме "Технология работы педагогов по развитию у учащихся навыков культуры поведения и общения" (г. Михайловка);

проведение учебных семинаров школьных уполномоченных по защите прав и законных интересов детей и подростков (г. Волгоград);

работа районных методических объединений заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе (Новониколаевский район);

работа районных методических объединений классных руководителей (Киквидзенский, Котовский районы);

проведение семинаров социальных педагогов и психологов образовательных учреждений (Городищеский район).

В образовательных учреждениях области:

проводятся педагогические советы, дни профилактики, дни дисциплины и правопорядка, операции "Звонок", "Прогульщик", "Нет опозданиям", "Твой дневник";

проводятся единые дни профилактики (Даниловский, Ленинский, Суровикинский районы, г. Камышин);

проводятся тематические классные часы, беседы, ролевые игры, лектории для старшеклассников, викторины, конкурсы плакатов "Твой выбор", театрализованные представления "Мы выбираем жизнь", круглые столы, тематические дискотеки "Жизнь без правонарушений", конкурсы сочинений, стихотворений, библиотечные уроки, тематические линейки "Подросток и закон", "Проступок, правонарушение, преступление", радиозарядки, конкурсы стенных и фотогазет, правовые часы, читательские конференции; недели правового просвещения (Светлоярский район), декады правовых знаний (г. Волжский), видеолектории, акции добрых дел;

оформляются уголки правовых знаний (Быковский, Николаевский, Городищенский районы, г. Волжский); информационные стенды для детей и родителей по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Светлоярский район);

работают кабинеты по правовому воспитанию (г. Камышин);

разработаны положения, регламентирующие работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Еланский, Нехаевский, Николаевский, Новониколаевский районы).

Вопросы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, рассматриваются на заседаниях районных штабов                                по организации оперативных действий в решении проблем детской безнадзорности, беспризорности, преступности.

Образовательные учреждения совместно с администрациями городских и сельских поселений проводят работу с целью своевременного выявления вновь прибывших семей, имеющих несовершеннолетних детей,                              не получивших среднего образования.

Практикуется проведение дней медико-социальной, психологической и правовой профилактики с выездами представителей субъектов профилактики в образовательные учреждения муниципальных районов и городских округов с целью проведения консультаций для семей, находящихся в социально опасном положении (Быковский, Жирновский, Киквидзенский, Палласовский, Серафимовичский, Урюпинский районы); консультаций психологов и социальных педагогов (Дубовский, Клетский, Чернышковский районы); рейдов в центры досуга по выявлению случаев безнадзорного нахождения детей (Быковский, Котовский, Михайловский, Николаевский, Руднянский районы).

 

 

В соответствии с информацией комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области к эффективным мерам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся трудоустройство и временная занятость, организация работы по месту жительства, отдых и оздоровление, поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций:

 

Годы

Трудо-

устроено несовершен-нолетних  на временных рабочих местах

Выделено на организацию временных рабочих мест и проведение стационарных лагерей труда и отдыха для несовершеннолетних

Средняя заработная плата несовер-

шеннолетних

Организация отдыха несовершеннолетних в период каникул

2009

16 495 чел.

Из областного бюджета:

53,53 млн рублей – на выплату заработной платы и

4,41 млн рублей – на питание;

из средств работодателей и бюджетов всех муниципальных районов –

22,4 млн рублей

4892 рубля

17 984 чел.

(выделено из областного бюджета комитету по делам молодежи на организацию отдыха и оздоровления детей – 182,241 млн рублей)

2008

17 674 чел.

Из областного бюджета:

27 млн рублей – на дотацию заработной платы и

3,5 млн рублей – на питание;

из средств работодателей и бюджетов всех муниципальных районов –

20 млн рублей

2890 рублей

16 163 чел.

(выделено из областного бюджета комитету по делам молодежи на организацию отдыха и оздоровления детей – 130,897 млн рублей;

в 2007 г. –

107 млн рублей;

в 2006 г. –

99,8 млн рублей)

 

Особое внимание комитетом в 2008-2009 гг. было уделено подготовке кадров вожатых для работы с несовершеннолетними, состоящими на учете              в подразделениях по делам несовершеннолетних. ГОУ ДПО "Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы" совместно                            с общественными организациями были организованы семинары и инструкторские сборы для 350 вожатых.

Для организации занятости несовершеннолетних была продолжена работа по созданию новых и развитию существующих специализированных учреждений социального обслуживания детей и молодежи, подведомственных органам по делам молодежи муниципальных образований: в 2009 г. в регионе работало 83 таких учреждения (25 –                          в городских округах Волгоградской области, 33 – в муниципальных районах, 21 – в сельских (городских) поселениях, 4 – в молодежных общественных организациях).

В 2009 году в реализации государственной молодежной политики принимали участие на постоянной основе 16 молодежных и детских общественных объединений (в их работе принимали участие более 137 тысяч человек). Волгоградской региональной общественной детской организацией "Созвездие талантов" реализуются программы с ГОУ "Октябрьская специальная школа закрытого типа": проводятся мастер-классы, правовое и информационное консультирование, игротека.

Наиболее значительные результаты профилактической работы отмечаются в тех районах, где созданы комплексные молодежные и социальные учреждения, работают специалисты в сельских поселениях                  (в сельских поселениях 24 муниципальных образований работают 185 специалистов по работе с молодежью по месту жительства). Можно отметить работу социально-молодежных комплексов "Свет" г. Волжского, "Лидер" Калачевского района, "Электроник" Светлоярского района, муниципальных учреждений "Подросток-Центр", "Социум", "Лидер", "Альтернатива"                        г. Волгограда.

 

В соответствии с информацией комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области:

в 2008 г. комитетом направлено информационное письмо "Организация работы сотрудников медицинских учреждений по выявлению и наблюдению новорожденных детей в детей первого года жизни в семьях, находящихся                 в социально опасном положении, или семьях, не имеющих статуса, вызывающих настороженность в части социального благополучия" руководителям органов управления и учреждений здравоохранения;

издан приказ от 30 марта 2010 г. № 655 "О критериях эффективности наблюдения за детьми из семей в социально опасном положении";

ежемесячно направляются сведения в Минзравсоцразвития России                    во исполнение приказа Минзравсоцразвития России "О повышении качества оказания лечебно-профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним" (в 2008 г. лечебно-профилактическая помощь была оказана 408, а в 2009 г. – 446 беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним).

Во всех лечебно-профилактических учреждениях организован учет несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении (далее представлены сведения за 6 месяцев 2010 г.):

 

пп

Показатель

Количество

1.

Число семей, находящихся в социально опасном положении

1780

2.

Число детей в этих семьях

3447

3.

Поставлено на учет семей, находящихся в социально опасном положении, за 6 месяцев т.г.

333

4.

Осуществлено патронажей медицинскими работниками семей, находящихся в социально опасном положении

7728

5.

Осуществлено патронажей медицинскими работниками в составе межведомственной комиссии семей, находящихся в социально опасном положении

712

6.

Изъято детей из семей, находящихся в социально опасном положении

307

 

Информация о семьях, находящихся в социально опасном положении, своевременно направляется в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел.

 

В соответствии с частью второй статьи 9 размер и порядок установления квоты определяется законодательством Российской Федерации и Волгоградской области, но Закон Волгоградской области от 26 июня                         2000 г. № 418-ОД "О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Волгоградской области" признан утратившим силу в 2008 г. и только в 2010 г. принят Закон Волгоградской области от 06 июля 2010 г.                № 2070-ОД "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Волгоградской области".

В соответствии с информацией комитета по труду и занятости населения администрации Волгоградской области (КТЗН АВО) для организации эффективной работы по трудоустройству несовершеннолетних служба занятости поддерживает тесную связь с субъектами системы профилактики. Ежеквартально КТЗН АВО анализируется представленная МОБ ГУВД по Волгоградской области и КДНиЗП ВО информация о состоянии преступности несовершеннолетних, не занятых общественно полезным трудом или учебой. Данная информация направляется в центры занятости населения для активизации работы по обеспечению занятости беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и приоритетного предоставления несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет из числа состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, детей-сирот, детей из семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально опасном положении, государственных услуг по организации их трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения.

 

В 2008 г. в органы службы занятости населения обратилось более 18,2 тысячи несовершеннолетних по вопросу трудоустройства, было трудоустроено более 16,5 тысячи человек, в том числе в рамках реализации мероприятий:

организация временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (в свободное от учебы время)

организация временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, испытывающих трудности в поиске работы

организация общественных работ (несовершенно-

летние в возрасте от 16 до 18 лет)

трудоустройство на квотируемые рабочие места

15 523 человека,

из них из числа лиц слабо защищенных категорий – 7 613

357 человек

110 человек

13 человек

В 2009 г. в органы службы занятости населения обратилось более 16,2 тысячи несовершеннолетних по вопросу трудоустройства, было трудоустроено около 15,4 тысячи человек, в том числе в рамках реализации мероприятий:

организация временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (в свободное от учебы время)

организация временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, испытывающих трудности в поиске работы

организация общественных работ (несовершенно-

летние в возрасте от 16 до 18 лет)

трудоустройство на квотируемые рабочие места

14 637 человек,

из них из числа лиц слабо защищенных категорий – 7 454

355 человек

211 человек

-

 

В соответствии с информацией комитета по культуре администрации Волгоградской области в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних работа ведется по нескольким направлениям, в том числе:

организация мероприятий для детей и подростков, с привлечением              к участию в них подростков из группы риска:

наиболее активно занимаются проблемами организации досуга несовершеннолетних государственные библиотеки: Волгоградская детская библиотека (обслуживаются 10 879 детей до 14 лет), Волгоградская областная юношеская библиотека (4655 несовершеннолетних),  Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. И.Горького (8104 человека в возрасте от 15 до 24 лет); Волгоградская областная детская филармония (400 несовершеннолетних участников); Волгоградская областная детская художественная галерея; Волгоградский областной центр народного творчества; Волгоградский областной киновидеоцентр; музеи                   (в первом полугодии 2010 г. музеи области посетило 36,2 тысячи несовершеннолетних);

создание в учреждениях культуры активов по привлечению несовершеннолетних к занятиям в клубных формированиях самодеятельного художественного творчества, в подростковых и семейных клубах (такие активы созданы в 269 учреждениях культуры Волгоградской области, в их состав входят специалисты культурно-досуговых учреждений, педагоги, представители администраций, участковые в сельских поселениях, работники ТОСов, участники художественной самодеятельности);

обучение и информирование специалистов досуговой сферы                          по вопросам профилактики асоциального поведения несовершеннолетних (ГУК "Волгоградский областной центр народного творчества" изданы информационно-методические сборники "Из опыта работы по организации досуга семей, находящихся в социально опасном положении", "Молодежный досуг 21 века", "Летний отдых" и другие).

Кроме того, в информации указано, что в настоящее время статья 8 указанного Закона не работает:

муниципальным учреждениям культуры не выделяются дотации и субсидии для организации досуга несовершеннолетних;

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав                             не запрашивают билеты для распространения их среди несовершеннолетних;

предоставление субсидий государственным бюджетным учреждениям запрещено, так как их деятельность осуществляется либо за счет средств текущего бюджетного финансирования, либо за счет получаемых ими внебюджетных средств (пункт 4 статьи 161 БК РФ);

основные учреждения культуры, чьи мероприятия пользуются повышенным спросом и которые готовы при получении соответствующих трансфертов из областного бюджета выделять билеты для детей и подростков, являются государственными учреждениями культуры, тогда как в статье 8 речь идет только о муниципальных учреждениях культуры.

 

В соответствии с информацией комитета по физической культуре и спорту администрации Волгоградской области отмечается пять направлений деятельности, позволяющих решать задачи профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

развитие сети детско-юношеских спортивных школ:

 

Годы

 

Количество школ

Количество занимающихся (человек)

Количество штатных работников школ (человек)

2006

73

46 613

 

2007

75

42 980

944

2008

76

44 158

981

2009

76

43 142

987

 

развитие сети спортивных секций;

расширение соревновательной практики (проведение спартакиад, всероссийского легкоатлетического пробега, посвященного годовщине Сталинградской битвы, областных массовых детских турниров, чемпионатов и первенств Волгоградской области по различным видам спорта, массовых детских соревнований, смотров-конкурсов; участие во всероссийских смотрах-конкурсах; в июле 2010 г. проведен 1-ый областной турнир по мини-футболу среди несовершеннолетних Волгоградской области, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, едином банке данных Волгоградской области о семьях, находящихся в социально опасном положении, посвященный 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне);

укрепление и развитие материальной базы сферы физической культуры и спорта (в Волгоградской области в 2009 г. насчитывалось 3810 спортивных сооружений, пропускная способность которых составляет 100 505 человек,              в 2008 г. – 3709 сооружений, в 2007 г. – 3663, в 2006 г. – 3591; в 2009 г. израсходовано 8,6 млн рублей на развитие массовой физической культуры              в Волгоградской области);

пропаганда здорового образа жизни.

В информации также указано, что из подведомственных комитету учреждений только ГОУ ДОД "СДЮСШОР по зимним видам спорта" оказывает платные услуги населению и выделяет бесплатно время                         для катания детей из семей, находящихся в социально опасном положении, по заявкам муниципальных образований Волгоградской области.

 

В соответствии с информацией ГУВД по Волгоградской области работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится совместно с другими субъектами профилактики, в первую очередь с КДНиЗП ВО. Ежеквартально в КДНиЗП ВО направляется информация о состоянии преступности несовершеннолетних, указываются причины и условия, способствующие совершению правонарушений и преступлений.

На протяжении последних пяти лет в Волгоградской области отмечается снижение преступности несовершеннолетних, по итогам 7 месяцев 2010 г. также отмечается снижение подростковой преступности                на 20,4% (2009 г. 883, 2010 г. – 703). На 4,7% снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения (2009 г. – 85, 2010 г. – 81).

В совершении преступлений приняли участие в 2010 г.                                909 несовершеннолетних, в 2009 г. – 958, то есть на 5,1% меньше. Отмечается снижение по всем категориям участников: учащиеся – на 46% (2009 г. – 437, 2010 г. – 236), студенты – на 53,4% (2009 г. – 73, 2010 г. – 34), работающие – на 35,7% (2009 г. – 14, 2010 г. – 9), неработающие и                       неучащиеся – на 11,1% (2009 г. – 314, 2010 г. – 279).

В 2010 году за 7 месяцев в органы внутренних дел Волгоградской области доставлено 2205 подростков (аналогичный период прошлого года – 2996), в том числе требующих помощи государства – 476 (544). Из числа доставленных определено: в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУВД по Волгоградской области – 160 (аналогичный период прошлого года – 166), социально-реабилитационные центры 83 (136), органы здравоохранения – 244 (274), органы образования – 9 (6).

Сотрудниками органов внутренних дел за 7 месяцев 2010 г. подготовлено и направлено 353 представления и сообщения о причинах и условиях, способствующих безнадзорности несовершеннолетних.

В информации ГУВД отмечается наличие проблем, решение которых могло бы способствовать улучшению работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

отсутствие системы трудоустройства и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и не имеющих жилья, постоянной работы и источников дохода;

отсутствие поддержки инициативы ГУВД по Волгоградской области об увеличении штатной численности подразделений по делам несовершеннолетних с целью ввода должностей инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, закрепленных за образовательными учреждениями (школьных инспекторов), за исключением г. Волжского.

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 Закона порядок осуществления и финансирования деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Волгоградской области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, устанавливается администрацией Волгоградской области, в настоящее время имеется постановление главы администрации Волгоградской области от 21 декабря 2004 г. № 1185 "Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой в пределах Волгоградской области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей" (в связи с изменениями, внесенными в Закон в 2010 г., такое Положение должно утверждаться постановлением администрации Волгоградской области), таким образом, порядок осуществления и финансирования деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Волгоградской области несовершеннолетних, самовольно ушедших из детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, не установлен.

В целях пресечения и предупреждения безнадзорности несовершеннолетних в 2009 г. внесены изменения в Кодекс Волгоградской области об административной ответственности: установлена административная ответственность за нахождение детей в местах, в которых не допускается нахождение детей, а также безнадзорное нахождение детей, не достигших возраста 16 лет, в общественных местах в ночное время (статья 4.5) и за непринятие мер по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию (статья 4.6).

 

Закон Волгоградской области от 25 июля 2003 г. № 858-ОД

"О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав"

 

В соответствии с указанным Законом в Волгоградской области имеется система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которую составляют: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области, муниципальные комиссии и общественные комиссии. В соответствии с законами других субъектов ЮФО в системы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав не входят общественные комиссии.

В соответствии со статьей 5 Закона принято постановление главы администрации Волгоградской области от 14 ноября 2003 г. № 874                         "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", которым утверждены состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области, которая состоит из 21 члена комиссии                     (в соответствии с указанным постановлением в состав комиссии должно входить не менее 9 членов комиссии), и Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области.

Всего на территории Волгоградской области действуют                                47 муниципальных и 435 общественных комиссий.

По сведениям, представленным комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области, численность несовершеннолетнего населения в Волгоградской области на конец 2009 г. составляла 480 303 человека (2008 г. – 486 366, 2006 г. – 533 291). Согласно Закону  Волгоградской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" количество штатных работников муниципальных комиссий определяется из расчета один специалист на 8 тысяч несовершеннолетнего населения муниципального образования (до 2009  г. – один специалист на 10 тысяч). Органы местного самоуправления за счет собственных средств могут вводить в муниципальную комиссию иные должности. Таким образом, принимая во внимание численность несовершеннолетних Волгоградской области, численность штатных работников может составлять 60 человек. По сведениям комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства, из средств областного бюджета финансируется 63 единицы штатных работников комиссий (в большинстве муниципальных образований – по 1 специалисту, в г. Волгограде – 16,                      в г. Волжском – 6, в г. Камышине, в Городищенском, Палласовском, Среднеахтубинском районах – по 2). По данным  КДНиЗП Волгоградской области, в муниципальных комиссиях работает 71 штатный работник (2008 г. – 70, 2006 г. – 62). Таким образом,  органы местного самоуправления за счет собственных средств дополнительно содержат еще 8 штатных единиц  работников комиссий.

Согласно статье 17 Закона  Волгоградской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" заседания муниципальных комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц (т.е. в течение года 47 комиссиями должно быть проведено 1128 заседания). В течение 2009 года всеми комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области проведено 1006 заседаний (в 2008 г. – 1022).

 

Во исполнение указанного Закона КДНиЗП осуществляется защита прав и законных интересов несовершеннолетних:

 

2009

2008

Рассмотрено представлений руководителей образовательных учреждений об оставлении несовершеннолетним образовательного учреждения:

664

568

из них удовлетворено:

600

454

из числа оставивших образовательные учреждения трудоустроены:

12

61

продолжили обучение в иной форме или в другом образовательном учреждении:

532

401

Рассмотрено представлений об исключении несовершеннолетнего из образовательного учреждения:

30

35

из них удовлетворено:

22

23

из числа исключенных образовательные учреждения трудоустроены:

7

5

продолжили обучение в иной форме или в другом образовательном учреждении:

7

12

Трудоустроено несовершеннолетних, состоящих на учете в КДНиЗП или ПДН:

1150

1529

из них постоянно:

36

43

Направлено представлений об устранении причин и условий, способствовавших безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних

428

(на 372 получены ответы)

590

(на 434 получены ответы)

Направлено информаций в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации

9439

7245

Участие членов комиссий в судебных заседаниях                          по рассмотрению дел, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних,

1738

1210

Рассмотрено жалоб и заявлений несовершеннолетних и родителей (законных представителей) соответственно

94 и 362

88 и 408

 

 

Всего на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на конец 2009 г. состояло  4763 несовершеннолетних (в 2008 г. – 5578, в 2006 г. – 4517, в 2005г. – 4093), из которых 345 совершили преступления (в 2008 г. – 392).

В КДНиЗП Волгоградской области состояло на учете в 2009 г. 3030 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывалось 5772 несовершеннолетних (в 2008 г. – соответственно 3164 и 5873, в 2006 г. – 3493 и 6142), из которых 440 совершили преступления и правонарушения (в 2008 г. – 424, в 2006 г. – 1105).

Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав рассмотрено дел:

 

 

2009

2008

В отношении несовершеннолетних, всего

7070

7984

в том числе:

 

 

в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность

877

960

в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения

4271

4929

В отношении родителей (иных законных представителей), всего

9084

8515

применены меры административного воздействия в отношении родителей (законных представителей), иных лиц

3458

3281

подано исков в суд об ограничении или лишении родительских прав

483

474

направлено обращений в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью

89

62

направлено обращений в орган опеки и попечительства об отстранении опекуна, попечителя или приемного родителя от исполнения ими обязанностей

39

46

направлено материалов в правоохранительные органы в случае обнаружения в действиях родителей (законных представителей) признаков состава преступления, связанного с жестоким обращением с ребенком

63

56

Количество выявленных фактов жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей)

145

115

возбуждено уголовных дел по статье 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего)

113

89

 

Реализуя свои контрольные полномочия, установленные Законом Волгоградской области, КДНиЗП осуществили:

Годы

Проверки условий воспитания, обучения, содержания, несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Проверки предприятий и организаций по соблюдению трудового законодательства в отношении несовершеннолетних

2009

915

113

2008

1018

137

В 2009 г. был проведен  первый конкурс на лучшую муниципальную комиссию, в котором приняли участие 28 комиссий. Победителями конкурса стали комиссии Красноармейского, Быковского района и г. Камышина.

 

В соответствии с информацией прокуратуры Волгоградской области  работа всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находится на постоянном контроле горрайпрокуроров (в соответствии с указанием прокурора Волгоградской области от 26 февраля 2009 г. № 21-12-2009). Результаты проводимых проверок свидетельствуют о том, что работа КДНиЗП как координатора и организатора профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних зачастую не отвечает предъявляемым требованиям. Например, полномочия КДНиЗП по предупреждению распространения наркомании среди несовершеннолетних выполняются ненадлежащим образом. Так, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ КДНиЗП допускают нарушения норм административного законодательства: муниципальными комиссиями рассмотрены дела об административных правонарушениях (в 2009 г. – 32,             в 2008 г. – 45) по статьям КоАП РФ 6.8. (незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов) и 6.9. (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача), протоколы по которым были составлены неуполномоченными лицами (должностными лицами подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел). Такие нарушения были выявлены в деятельности муниципальных комиссий Городищенского, Даниловского, Жирновского, Иловлинского, Новоаннинского и других районов. Однако областной комиссией мер, направленных на устранение указанных нарушений, принято не было.

Отмечается, что в 2009 г. по сравнению с 2008 г. имел место рост числа преступлений несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на 67,8%  (с 56 до 94). В первом квартале 2010 г. наблюдался рост преступлений несовершеннолетних, предусмотренных ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), с 2 до 10 (500%); в 2009 г. возросло количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии наркотического, токсического опьянения, с 4 до 10 (250%). Значительная часть указанных преступлений, по сведениям ГУВД по Волгоградской области, совершена несовершеннолетними, которые не работают и не учатся (2008 г. – 49 лиц указанной категории, 2009 г. – 77, первый квартал 2010 г. – 7).

В связи с изложенным в информации прокуратуры Волгоградской области отмечаются обострение криминогенной обстановки, неэффективность работы в указанном направлении субъектов системы профилактики и отсутствие должной координации их деятельности со стороны областной комиссии: в план работы областной комиссии вопросы  профилактики наркомании несовершеннолетних, оказания помощи несовершеннолетним, употребляющим наркотические и токсические средства, для рассмотрения на заседаниях областной комиссии не включались и соответственно не рассматривались; мероприятия по предупреждению наркомании среди несовершеннолетних, устранению причин и условий, способствующих распространению наркомании, не разработаны. Данными о количестве несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете либо находящихся в группе риска               в связи с употреблением их законными представителями наркотических веществ, областная комиссия не располагает.

Аналогичная ситуация прослеживается и в деятельности муниципальных комиссий и, как следствие, влечет нарушения прав и законных интересов малолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуация (бездействие муниципальных комиссий, повлекшее такое нарушение прав, выявлено в Городищенском и Дубовском муниципальных районах).

Прокуратурой Волгоградской области также отмечено, что                             в соответствии с планом работы областной комиссии в 2009 г. проведен анализ работы муниципальных комиссий, в том числе по вопросам профилактики наркомании, по результатам которого главам муниципальных образований направлены информационные письма, указывающие на необходимость активизации общей профилактической работы. Однако                     в нарушение статьи 7 Закона Волгоградской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" муниципальные комиссии не ориентированы на необходимость установления причин и условий распространения наркомании, в том числе на принятие организационных мер, направленных на выявление мест приобретения несовершеннолетними наркотических веществ, а также лиц, вовлекающих последних                                   в противоправные деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Областная комиссия не ориентирует муниципальные комиссии                                на незамедлительное принятие кардинальных мер по повышению эффективности деятельности, направленной на профилактику наркотизации несовершеннолетних. Отсутствие четко выработанной системы контроля и координации со стороны областной комиссии послужило причиной неэффективного исполнения своих обязанностей муниципальными комиссиями, что повлекло снижение результативности мер профилактики наркомании.

В Городищенском, Даниловском, Руднянском, Фроловском, Чернышковском районах выявлено бездействие муниципальных комиссий                  в части непринятия мер в отношении несовершеннолетних, состоящих                   на учете в связи с употреблением наркотических веществ. В едином банке данных о семьях, находящихся в социально опасном положении,                           по г. Волгограду состояло 417 семей (более половины состоящих на учете             по г. Волгограду) по причине употребления законными представителями наркотических средств и психотропных веществ, в которых воспитывалось 611 детей. Муниципальными комиссиями индивидуальная профилактическая и реабилитационная работа с семьями и несовершеннолетними                                 не проводилась, совместные заседания с антинаркотической комиссией                  не инициировались. Муниципальными комиссиями г. Волгограда работа                 по установлению причин и условий, способствующих приобретению несовершеннолетними спиртных напитков и наркотических веществ,                       не ведется и обобщенная информация не доводится до сведения уполномоченных органов для принятия соответствующих мер.

Профилактические мероприятия, проводимые органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,                не всегда охватывают несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в группе риска в связи с употреблением наркотических и психотропных веществ; не осуществляются меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

муниципальной комиссией Дубовского района не проводится индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, состоящих на учете в наркологическом кабинете МУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района", комплексная программа реабилитации не разработана;

муниципальной комиссией Новоаннинского района в последние годы             не проведено ни одного межведомственного совещания по вопросам противодействия распространению наркомании среди несовершеннолетних (в МУЗ "Новоаннинская ЦРБ" в связи с употреблением наркотических средств и психотропных веществ состояло в 2008 г. 2 несовершеннолетних,             в 2009 г. – 1, в первом квартале 2010 г. – 1);

имеют место случаи несвоевременной постановки на учет несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, муниципальной комиссией Быковского района;

муниципальная комиссия Чернышковского района не располагала сведениями о несовершеннолетних, наблюдавшихся в МУЗ "Чернышковская ЦРБ" в связи с употреблением наркотических и токсических веществ, и соответственно профилактическую работу не проводила (по состоянию                     на 30 апреля 2010 г. в МУЗ "Чернышковская ЦРБ" наблюдалось 2 подростка указанной категории);

муниципальная комиссия Палласовского района в течение 11 месяцев 2009 г. дни профилактики в образовательных учреждениях не проводила, несмотря на то, что они предусмотрены п. 2 плана комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних             в 2009 г. муниципальной комиссии;

аналогичные недостатки выявлены в деятельности муниципальной комиссии Котовского района.

В информации прокуратуры Волгоградской области также отмечено, что субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выполнены не все мероприятия, предусмотренные планами работы указанных субъектов:

областной комиссией не проведен анализ работы субъектов системы профилактики с единым банком данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, во втором и третьем кварталах и не выполнен п. 6 раздела IV плана, предусматривающий организацию в течение 2009 г. кинопоказов для воспитанников Камышинской воспитательной колонии и Октябрьской общеобразовательной школы-интерната закрытого типа.;

комитетом по образованию администрации Волгоградской области                не представлялась в областную комиссию ежеквартальная информация                 о несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения                без уважительных причин; об организации учета детей этой категории;               о мерах, принимаемых для решения проблем, связанных                                          с несовершеннолетними, не посещающими образовательные учреждения              (не выполнен п. 8 раздела III плана работы);

комитетом по физической культуре и спорту администрации Волгоградской области не представлены в областную комиссию до 1 ноября 2009 г. анализ занятости детей и подростков в спортивных секциях, кружках по месту жительства, дворовых спортивных командах; материалы обобщенного положительного опыта, методические рекомендации                       (не выполнен п. 11 раздела III плана работы).

Областной комиссией каких-либо мер воздействия к указанным субъектам системы профилактики не принято, что не способствует планомерной и целенаправленной работе системы в целом.

В деятельности муниципальных комиссий имеют место факты нарушений законодательства при рассмотрении административных материалов, в том числе незаконное либо несвоевременное привлечение                     в административной ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних (муниципальная комиссия Нехаевского района). Кроме того, при рассмотрении административных материалов муниципальными комиссиями не устанавливаются обстоятельства, имеющие значение                     для объективного и всестороннего рассмотрения дел, что влечет отмену постановлений комиссий и порождает чувство безнаказанности                               у правонарушителей.

 

Прокуратурой Волгоградской области предлагается для развития и совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на уровне субъекта РФ:

усовершенствовать правовое обеспечение  организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, устанавливающее систему и полномочия комиссий, а также механизм передачи и распределения между ними соответствующих полномочий;

конкретизировать правовой статус комиссий, исключив его размытость, в том числе в вопросах взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями;

в целях исключения дублирования в работе субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних более четко определить функции, задачи и цели комиссий.

 

В информации уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области Н.Н.Болдыревой отмечается, что в последние годы отмечается активизация работы как областной, так и муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по созданию комплексной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с указанной информацией в общей организации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав всех уровней по-прежнему заметна неопределенность федеральной позиции в регламентации их деятельности. Законодательная неопределенность правовой природы комиссий не позволяет, например, добиться единообразия в их формировании. В соответствии с наименованием комиссий, состоящем                из двух составляющих ("по делам несовершеннолетних" и "защита их прав"), обе составляющие в их деятельности должны быть представлены одинаково. Однако на практике в работе большинства муниципальных комиссий  вторая составляющая представлена слабо. Это обусловлено прежде всего традициями формирования состава комиссии, а также стереотипным отношением к комиссии как к органу, совершающему правосудие                            в отношении несовершеннолетних правонарушителей и их родителей.                      В качестве аргумента указывается, что практически отсутствует практика обращения детей и их родителей в комиссии по вопросу защиты прав несовершеннолетних. В информации предлагается инициировать разработку и принятие федерального закона об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, поскольку                        в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с информацией комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области используются различные формы координации деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Принимаемые меры                 по координации деятельности субъектов системы профилактики, регулярные проверки деятельности муниципальных комиссий позволяют стабилизировать подростковую преступность, увеличить процент занятости несовершеннолетних, организовать работу по созданию единой межведомственной базы несовершеннолетних и семей, находящихся                      в социально опасном положении, активизировать работу по организации индивидуальной профилактической работы. О проблемах в деятельности комиссий, необходимости принятия федерального закона о комиссиях                  по делам несовершеннолетних и защите их прав областная комиссия направила информацию в Правительственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В информации отмечено, что координация  деятельности могла бы быть более эффективной при условии определения Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" понятия "координация" применительно к указанной деятельности, форм и методов координации деятельности и реальных рычагов влияния при осуществлении данных полномочий.

 

 

Закон Волгоградской области от 27 июня 2006 г. № 1249-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по созданию, исполнению функций, обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав"

Во исполнение указанного Закона в 2009 году на осуществление государственных полномочий Волгоградской области по созданию, исполнению функций, обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав из областного бюджета                 в бюджеты муниципальных образований поступили 21 745,9 тысячи рублей (приложение 1)  в соответствии с Законом Волгоградской области                              от 10 декабря 2008 г. № 1810-ОД "Об областном бюджете на 2009 год и                 на плановый период 2010 и 2011 годов" (в 2010 и 2011 годах эти субвенции должны были составлять 26 940 тысяч рублей и 29 116 тысяч рублей соответственно). В соответствии с Законом Волгоградской области                       "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" финансовые средства, необходимые для осуществления указанных полномочий в 2010-2012 годах, предусмотрены в сумме 19 006 тысяч рублей ежегодно.

Во исполнение пункта 3.1 статьи 6 указанного Закона порядок расходования и учета субвенций из областного фонда компенсаций                        на осуществление  органами местного самоуправления полномочий                           по созданию, исполнению функций и обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав утвержден постановлением администрации Волгоградской области                     от 17 ноября 2008 г. № 148-п.

 

По сообщению комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, в 2009 г. управлением финансового контроля комитета в семи муниципальных образованиях Волгоградской области проведены плановые проверки соблюдения основных условий предоставления, целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов, в том числе субвенции на реализацию Закона Волгоградской области от 27 июня 2006 г. № 1249-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по созданию, исполнению функций, обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав": в городских округах город-герой Волгоград (за 2008 г.), город Фролово (за 2007-2008 гг.), город Волжский (за 2007-2008 гг.), город Урюпинск (за 2008 г.), город Михайловка (за 2008 г.), в муниципальных районах – Октябрьском (за 2008 г.) и Николаевском (за 2008 г.).

В ходе проверок установлены следующие нарушения при расходовании средств указанной субвенции:

в ведении бюджетного учета (городской округ город-герой Волгоград,            на сумму 18 тысяч рублей);

отсутствие муниципального правового акта по расходованию и учету субвенции (городской округ город Михайловка: в нарушение пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ такой акт в 2008 г. не утверждался, в 2009 г. указанное нарушение устранено);

в ведении бюджетного учета основных средств, материальных ценностей (городской округ город Михайловка).

По результатам проверок:

в адрес главы Волгограда направлено письмо с предложением                         об усилении контроля за использованием бюджетных средств;

в адрес главы администрации городского округа город Михайловка направлено предписание  по недопущению выявленных нарушений.

Фактов нецелевого использования средств субвенции на реализацию Закона Волгоградской области от 27 июня 2006 г. № 1249-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по созданию, исполнению функций, обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" не установлено.

 

В соответствии с информацией контрольно-счетной палаты Волгоградской области в 2009 г. проверка использования средств субвенций на осуществление государственных полномочий Волгоградской области                 по созданию, исполнению функций, обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществлялась в ходе внешних проверок отчетов об исполнении бюджетов     в 2008 г. восьми муниципальных районов: Алексеевского, Еланского, Иловлинского, Котельниковского, Ленинского, Палласовского, Старополтавского, Фроловского.

Во 2-м квартале 2010 г. осуществлены проверки отчетов об исполнении бюджетов в 2009 г. пяти муниципальных районов: Камышинского, Клетского, Кумылженского, Ольховского, Серафимовичского.

В ходе проверок фактов нецелевого использования средств указанной субвенции не установлено. Но выявлены следующие нарушения и недостатки:

недостатки в нормативно-правовом регулировании при исполнении полномочий органами местного самоуправления (Еланский муниципальный район: в 2008 г. не принимался муниципальный правовой акт                                     по расходованию и учету субвенции; Ольховский и Камышинский муниципальные районы: в реестры расходных обязательств этих районов                не включены нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства при осуществлении органами местного самоуправления полномочий);

нарушения в ведении бюджетного учета (Клетский и Камышинский муниципальные районы);

несоблюдение при расходовании средств субвенции принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ (Котельниковский муниципальный район);

осуществление расходов на ремонт помещений, которые                                  не предусмотрены рекомендациями администрации Волгоградской области, регламентирующими целевое использование субвенций из областного фонда компенсаций, направленных органам местного самоуправления                             на осуществление государственных полномочий по созданию, исполнению функций, обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (Клетский муниципальный район:                 в постановлении администрации Клетского муниципального района                  от 18 декабря 2008 г. № 471 "Об утверждении Порядка расходования и учета субвенций из областного фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления полномочий по созданию, исполнению функций и обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" предусмотрено считать целевым расходование субвенций на ремонт помещения, в котором находится рабочее место ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, и это не противоречит указанным рекомендациям, поскольку в них имеется открытый перечень расходов на материально-техническое обеспечение деятельности комиссий).

Постановлением коллегии контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 23 июня 2010 г. № 32 "О результатах внешней проверки отчета                 об исполнении бюджета Клетского муниципального района Волгоградской области за 2009 год" рекомендовано главе администрации Волгоградской области  рассмотреть вопрос о целесообразности осуществления за счет средств субвенций расходов на ремонт помещений, в которых находятся рабочие места штатных сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (в случае нецелесообразности таких расходов в указанных рекомендациях установить ограничения                                  в использовании средств субвенции на данные цели).

 

Кроме того, имеются предложения по юридико-технической и лингвистической правке указанных законов (приложение 2).

 

Предложения по результатам проведенного анализа практики применения Законов Волгоградской области от 31 октября 2002 г. № 748-ОД "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних                   в Волгоградской области", от 25 июля 2003 г. № 858-ОД "О комиссиях                 по делам несовершеннолетних и защите их прав", от 27 июня 2006 г.                       № 1249-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по созданию, исполнению функций, обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав":

1. Рассмотреть настоящую аналитическую записку на заседании постоянной комиссии по вопросам правопорядка и рассмотрению кандидатур на должность мирового судьи с последующим рассмотрением на заседании комитета Волгоградской областной Думы по организации государственной власти и местному самоуправлению.

2. Рекомендовать комитету Волгоградской областной Думы                 по организации государственной власти и местному самоуправлению при подготовке проектов законов о внесении изменений в указанные законы  внести необходимые изменения юридико-технического и лингвистического характера.

3. Направить в администрацию Волгоградской области настоящую аналитическую записку для подготовки предложений по совершенствованию деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области.

4. Рекомендовать главам местных администраций муниципальных районов и городских округов и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области:

принять необходимые меры по обеспечению неукоснительного исполнения указанных законов всеми субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

обратить особое внимание на координацию деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по социальному сопровождению несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, вернувшихся из воспитательных колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

 

Обновлено 01.12.2010 14:19
 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru