Волгоградская областная Дума: Новости
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА о результатах контроля за исполнением Закона Волгоградской области от 06 декабря 2006 г. № 1373-ОД "О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области" Печать

В соответствии с примерным планом работы Волгоградской областной Думы по контролю за исполнением законов Волгоградской области и постановлений Волгоградской областной Думы на 2010 год, утвержденным постановлением   Волгоградской  областной  Думы  от  17  декабря  2009 г.  №  15/505,    изучена   практика   применения   Закона Волгоградской области от 06 декабря 2006 г. № 1373-ОД "О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области".

В Волгоградской области проведение выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц местного самоуправления регламентируется, кроме федеральных законов, Законом Волгоградской области "О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области", принятым в 2006 г.       В 2007-2009 годах в указанный Закон вносились изменения в соответствии с новыми требованиями федерального законодательства: усилена норма ответственности кандидатов и избирательных объединений за нарушение законодательства о противодействии экстремистской деятельности; уточнены основания для отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) по мотивам наличия ряда признаков экстремизма в агитационной деятельности; исключен избирательный залог как форма обеспечения выдвижения кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления, что обеспечило равные возможности кандидатов и избирательных объединений на участие в выборах; предусмотрено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований политическая партия является единственным видом избирательного объединения, которое имеет право самостоятельно выдвигать списки кандидатов (вместе с тем общественным объединениям, не являющимся политическими партиями, предоставляется право принимать участие в предложении кандидатур в состав списков кандидатов политических партий на указанных выборах).

11 октября 2009 г. на территории Волгоградской области проведены выборы более чем в 800 органов местного самоуправления.

В информации прокуратуры Волгоградской области было отмечено, что имели место нарушения избирательного законодательства.

В ходе указанной избирательной кампании нарушения закона допускались на всех стадиях кампании:

ненадлежащее опубликование решения о назначении выборов (Палласовский район);

нарушение сроков финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов, главами четырех сельских поселений Даниловского района (финансирование таких расходов осуществляется в десятидневный срок);

не обеспечены надлежащие условия безопасности, необходимые для эксплуатации ГАС "Выборы" (Старополтавский район), – нарушены ст.ст. 4, 21 Федерального закона "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы";

ненадлежащие места для размещения агитационных материалов (Светлоярский район – местами, установленными для размещения агитационных материалов, определены объекты частной собственности без согласия собственников помещений; в трех сельских поселениях печатные агитационные материалы размещались в помещениях для голосования) – нарушен пункт 8 ст. 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

ненадлежащий учет избирателей (Октябрьский район, из 16 сельских поселений 15 нарушали порядок предоставления сведений, необходимых для регистрации (учета) избирателей);

ненадлежащее опубликование постановления об организации и осуществлении (учета) избирателей, регламентирующего сроки предоставления необходимых для регистрации сведений (Камышинский район);

нарушения при образовании  избирательных округов и избирательных участков (Камышинский район, г. Петров Вал – некоторые домовладения включались в границы двух избирательных участков);

нарушение порядка опубликования муниципальных правовых актов (главами 4 сельских поселений Быковского района, утвердившими решения об образовании избирательных округов, не приняты меры к их опубликованию);

ненадлежащее оснащение помещений избирательных комиссий (Быковский, Жирновский, Новоаннинский, Ольховский, Руднянский и др. районы – нарушение законодательства о пожарной безопасности);

нарушения в деятельности избирательных комиссий:

несвоевременное проведение проверок достоверности представляемых кандидатами сведений автобиографического характера (Кикивидзенский, Красноармейский районы – сведений о наличии (отсутствии) неснятой или непогашенной судимости, Дзержинский район – сведений об имуществе и доходах зарегистрированных кандидатов);

нарушение законности при формировании участковых избирательных комиссий (Красноармейский район – не осуществлялась проверка соответствия членов участковых избирательных комиссий требованиям законодательства в части отсутствия у них неснятой или непогашенной судимости; Камышинский район – включение в состав участковой избирательной комиссии в качестве членов с правом решающего голоса лиц, находящихся в непосредственном подчинении у зарегистрированного кандидата);

воспрепятствование реализации полномочий членами избирательной комиссии с правом совещательного голоса (Ольховский район – отказ председателями двух участковых избирательных комиссий в предоставлении для ознакомления документов по вопросам выборов);

нарушения избирательных прав граждан, изъявивших желание быть избранными в соответствующие органы власти (г. Суровикино – не извещался о времени проведения проверки подписных листов один из кандидатов на должность главы городского поселения – нарушение части 6 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");

ненадлежащее осуществление контроля за порядком проведения предвыборной агитации (Новоаннинский район – бездействие территориальной избирательной комиссии в части неопубликования перечня государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, предоставляющих эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации);

незаконные действия средств массовой информации, предоставляющих эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации (Камышинский район – назначение жеребьевки с целью распределения печатных площадей до окончания последнего заседания территориальной избирательной комиссии по вопросу регистрации кандидатов (должна проводиться после завершения регистрации кандидатов, списков кандидатов по единому избирательному округу – ст. 41 Закона Волгоградской области  № 1373-ОД); г. Камышин – правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.5 КоАП РФ (нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть Интернет);

нарушение закона при проведении досрочного голосования                  (г. Волжский – помещения избирательных комиссий не оборудованы стендами, содержащими информацию о зарегистрированных кандидатах, – нарушение пункта 3 ст. 61  Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");

нарушение закона работодателями (г. Дубовка – непредоставление кандидату отпуска для участия в выборах).

По выявленным фактам нарушений законодательства в период избирательной кампании 11 октября 2009 г. городскими и районными прокурорами внесено 32 представления, по итогам рассмотрения которых в дисциплинарном порядке наказано 18 должностных лиц, принесено 27 протестов, судами удовлетворено 28 исковых заявлений прокуроров, к административной ответственности по постановлениям прокуроров привлечено 10 должностных лиц, объявлено 58 предостережений о недопустимости нарушений закона.

 

По сообщению Избирательной комиссии Волгоградской области, имели место нарушения законодательства о выборах в органы местного самоуправления.

Так, в Избирательную комиссию Волгоградской области и избирательную комиссию г. Волгограда поступило:

243 обращения (жалобы и заявления) о нарушениях избирательного законодательства при подготовке и проведении выборов, из них подтвердилось 13 (о нарушениях порядка формирования избирательных комиссий – 1, о нарушениях прав избирательных объединений, кандидатов – 3, о нарушениях порядка проведения предвыборной агитации – 5,                   о незаконных решениях, действиях (бездействии) избирательных комиссий по иным вопросам – 4);

23 обращения (жалобы и заявления) о нарушениях избирательного законодательства в процессе голосования и подведения итогов голосования, из них ни одно не подтвердилось.

В судебные органы было направлено 77 жалоб (заявлений), из них: удовлетворено – 28, отказано в удовлетворении – 42, прекращено (оставлено без рассмотрения и т.п.) – 7.

 

Заявитель

Суть заявления

Результат рассмотрения

Территориальная избирательная комиссия

1) об отмене регистрации кандидата – 6;

2) о привлечении к ответственности представителей СМИ – 4;

3) о привлечении к административной ответственности – 4

 

 

отказано  – 5

удовлетворено – 1

удовлетворено – 4

 

удовлетворено – 4

Прокуратура

1) о признании недействующим в части нормативного правового акта – 1;

2) о признании незаконным решения ТИК в части регистрации кандидата и опубликования информации – 4;

3) протест на постановление об административном правонарушении – 1;

3) об  административном правонарушении в отношении председателя ТИК – 1

удовлетворено – 1

 

удовлетворено – 3

отказано- 1

 

удовлетворено – 1

 

 

удовлетворено – 1

Кандидат

1) на решение районного суда об отказе в удовлетворении регистрации и об отмене постановления ТИК – 1;

2) о признании незаконным решения ТИК о регистрации кандидата – 2;

3) об обжаловании решения ТИК о регистрации кандидата – 3;

3) об отмене регистрации кандидата – 9;

 

 

4) о незаконном отказе ТИК в проведении повторной проверки подписных листов – 1;

5) об отмене постановления ТИК об отказе в регистрации кандидатом – 24;

 

 

6) об оспаривании действий ТИК, нарушающих избирательные права – 1;

7) о признании незаконными постановлений Избирательной комиссии Волгоградской области – 1;

8) отказ от требований об оспаривании действий (бездействия) ТИК – 1;

9) о признании незаконным постановления ТИК о восстановлении в качестве кандидата – 1

удовлетворено – 1

 

 

отказано – 1

прекращено - 1

удовлетворено – 1

прекращено – 2

отказано – 7

удовлетворено – 1

прекращено – 1

 

отказано – 1

 

 

отказано – 18

удовлетворено – 4

прекращено – 2

 

без рассмотрения – 1

 

отказано – 1

 

 

удовлетворено – 1

 

прекращено- 1

Член ТИК с правом совещательного голоса

об оспаривании действий (бездействия) ТИК – 1

удовлетворено – 1

СМИ,

отделение партии,

общественная организация

1) об оспаривании протокола об административном правонарушении, составленного ТИК – 4;

2) о признании незаконным, отмене постановлений ТИК – 2;

3) об отстранении председателя ТИК – 1;

4) об оспаривании действий ТИК, нарушающих избирательные права – 1;

5) об отмене решения ТИК – 2;

6) о возложении обязанности на ТИК издать распоряжение – 1;

7) о прекращении производства по делу об отмене регистрации кандидата – 1;

 

удовлетворено – 3

отказано – 1

 

отказано – 2

 

отказано – 1

 

отказано – 1

 

отказано – 2

отказано – 1

 

удовлетворено – 1

 

 

В информации Избирательной комиссии Волгоградской области  предложено внести ряд изменений в Закон Волгоградской области               "О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области":

1) об упрощении процедуры предоставления субъектами выдвижения на выборах документов в избирательные комиссии, установленной пунктами 2, 8 статьи 23 указанного Закона: отмечается, что представление документов, указанных в пункте 2 статьи 23 Закона, в территориальную избирательную комиссию происходит дважды, что влечет дополнительные финансовые затраты, а однократное представление документов является достаточным для проведения проверки законности выдвижения кандидатов и гарантирует законные права кандидатов и избирательных объединений (действительно, такое положение имеет место, но только при выборах по одномандатным и многомандатным избирательным округам, если совмещены полномочия окружной избирательной комиссии и комиссии муниципального образования);

2) об упрощении требований к оформлению подписных листов и сокращении перечня оснований для признания подписей недействительными;

3) о предоставлении возможности расходования денежных средств на дополнительную оплату труда (вознаграждение) работников аппаратов избирательных комиссий.

 

В соответствии с юридической справкой правового управления аппарата Волгоградской областной Думы в связи с принятием Федерального закона от 19 июля 2009 г. № 203-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации" требуют приведения в соответствие с федеральным законодательством некоторые нормы Закона Волгоградской области            "О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области" (статьи 41, 42, 43, 46, 51, 53).

 

Предложения по результатам проведенного анализа практики применения Закона  Волгоградской  области "О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области":

1. Рассмотреть настоящую аналитическую записку на заседании рабочей группы по приведению законодательства Волгоградской области о выборах и референдумах в соответствие с федеральным законодательством с последующим рассмотрением на заседании комитета Волгоградской областной Думы по организации государственной власти и местному самоуправлению.

2. Рекомендовать комитету Волгоградской областной Думы по организации государственной власти и местному самоуправлению привести указанный Закон в соответствие с федеральным законодательством, а также внести в Закон необходимые изменения юридико-технического и лингвистического характера.

3. Направить настоящую аналитическую записку в Избирательную комиссию Волгоградской области для рассмотрения и принятия мер с целью устранения указанных нарушений.

 

Обновлено 25.05.2010 08:30
 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru