Волгоградская областная Дума: Новости
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА о результатах контроля за исполнением Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД Печать

В соответствии с примерным планом работы Волгоградской областной Думы по контролю за исполнением законов Волгоградской области и постановлений Волгоградской областной Думы на 2012 год, утвержденным постановлением   Волгоградской областной Думы от 14 февраля 2012 г.  № 58/2316, изучена  практика  применения Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД.

Аналитическая записка выполнена на основе следующих материалов:

Кодекса Волгоградской области об административной ответственности  от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД;

постановления Волгоградской областной Думы от 29 марта 2012 г.  № 61/2470 "О рекомендациях парламентского часа по вопросу состояния законности и правопорядка на территории Волгоградской области в 2011 году";

информации Волгоградской областной административной комиссии   от 05 октября 2012 г. № 34-877/12;

информации Волгоградской областной административной комиссии   от 17 июля 2012 г. № 34-683/12;

информации Волгоградской областной административной комиссии  от 17 февраля 2012 г. № 34-107/12;

информации Волгоградской областной административной комиссии от 18 февраля 2011 г. № 34-79/11;

информации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области от 26 июля 2012 г. № 39-к-111;

информации прокуратуры Волгоградской области от 10 августа 2012 г.  № 7/1-27-2012;

письма прокуратуры Волгоградской области от 31 июля 2012 г.  № 70-7-2012;

письма прокуратуры Волгоградской области от 17 августа 2012 г.  № 70-07-2012;

 

письма управления по работе с правоохранительными органами и воинскими подразделениями аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области от 27 июля 2012 г. № 26-12/16884;

информации министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 16 ноября 2012 г. № 25/6534;

экспертного заключения Управления Минюста России по Волгоградской области от 11 сентября 2012 г. № 02-7866;

юридической справки правового управления аппарата Волгоградской областной Думы от 17 августа 2012 г. № 409;

юридической справки правового управления аппарата Волгоградской областной Думы от 31 августа 2012 г. № 413;

отчетов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах, городских округах Волгоградской области  об административной практике за 2011 год – первое полугодие 2012 г.;

информации комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области от 07 декабря 2012 г. № 32/06-1402;

информации министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области от 07.12.2012 г. № 07-20-10/337;

информации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Быковского муниципального района Волгоградской области от 06 декабря 2012 г. № 512;

аналитической записки о результатах контроля за исполнением Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД, Законов Волгоградской области от 02 декабря 2008 г. № 1789-ОД "Об административных комиссиях", от 31 декабря 2004 г. № 987-ОД  "О Волгоградской областной административной комиссии", от 02 декабря 2008 г. № 1792-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Волгоградской области государственными полномочиями по организационному обеспечению деятельности территориальных административных комиссий" (2010 г.);

письма Волгоградской областной административной комиссии от 24 января 2013 г. № 34-26/13 в адрес глав городских округов и муниципальных районов Волгоградской области и председателей территориальных административных комиссий Волгоградской области.

 

В соответствии с Конституцией РФ административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кодекс Волгоградской области об административной ответственности принят в пределах ведения Волгоградской области как субъекта Российской Федерации и устанавливает административную ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения.

Кодекс Волгоградской области об административной ответственности (далее также – КВОоАО) принят в 2008 году с целью систематизации норм, предусматривающих административную ответственность в Волгоградской области.

 

В последние годы Кодекс претерпел ряд изменений (было принято 27 проектов законов Волгоградской области о внесении изменений в указанный Кодекс), в том числе в части:

расширения круга должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;

усиления мер административной ответственности (за административные правонарушения, предусмотренные 10 статьями КВОоАО, ослабления мер административной ответственности не было):

за нарушение правил содержания домашних животных, скота и птицы статья (8.16); за нарушение правил выпаса сельскохозяйственных животных (8.17); за нарушение установленных требований к организации и деятельности розничных рынков (8.2); за осуществление торговли, организация общественного питания, предоставление бытовых услуг вне специально отведенных для этого мест (8.3); за нахождение детей в местах, в которых не допускается нахождение детей, а также безнадзорное нахождение детей, не достигших возраста 16 лет, в общественных местах в ночное время (статья 4.5); за нарушение установленного порядка постановки (принятия) на учет и снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, порядка предоставления жилых помещений (статья 9.7); за изготовление или хранение с целью сбыта, сбыт крепких спиртных напитков бытовой выработки (статья 14.1); за сбыт спиртосодержащей жидкости непромышленного производства (14.2); за нарушение правил ведения поисковой работы (14.10.1) за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности (6.3);

установления административной ответственности за нахождение детей в местах, в которых не допускается нахождение детей, а также безнадзорное нахождение детей, не достигших возраста 16 лет, в общественных местах в ночное время (статья 4.5); непринятие мер по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию (статья 4.6); нарушение дополнительных требований пожарной безопасности (статья 6.3); нарушение порядка представления копий муниципальных нормативных правовых актов, а также сведений, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Волгоградской области (статья 13.25) и за иные нарушения.

 

Согласно статье 2.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии, иные уполномоченные указанным Кодексом органы.

Согласно отчету о работе Волгоградской областной административной комиссии (далее также – ВОАК) уполномоченными органами рассмотрено дел об административных правонарушениях, в том числе в процентах от количества дел, рассмотренных уполномоченными органами:

 

 

 

1 п/г

2012 г.

2011 г.

2010 г.

2009 г.

2008 г.

мировыми судьями Волгоградской области

(статья 2.2 Кодекса)

-

140

(0,4 %)

167

(0,5 %)

98

(0,3 %)

-

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (статья 2.3 Кодекса) –

47 КДНиЗП, с 2012 г. - 46

216

(1,4 %)

345

(1 %)

681

(2,2 %)

401

(1,1 %)

405

(1,05 %)

территориальные административные комиссии (статья 2.4 Кодекса) –

500 административных комиссий

15553

(96,8 %)

34618

(97,1 %)

30528

(96,5 %)

35514

(98 %)

38220

(98,8 %)

Волгоградская областная административная комиссия

(статья 2.5 Кодекса)

210

(1,3 %)

332

(0,9 %)

27

(0,1 %)

119

(0,3 %)

13

(0,04 %)

министерство финансов Волгоградской области (комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области)

(статья 2.6)

22

(0,1 %)

70

(0,2 %)

116

(0,4 %)

72

(0,2 %)

18

(0,05 %)

комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области (комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области) (статья 2.7)

36

(0,2 %)

156

(0,4 %)

86

(0,3 %)

51

(0,1 %)

21

(0,06 %)

министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (управление транспорта и коммуникаций администрации Волгоградской области) (статья 2.8)

26

(0,2%)

 

 

1

 

ВСЕГО

16063

35661

31605

36256

38677

 

С учетом отчетов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах, городских округах Волгоградской области об административной практике рассмотрено дел об административных правонарушениях:

 

1 п/г 2012 г.

2011 г.

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (статья 2.3 Кодекса)

284

544

 

 

Таким образом, в связи с непоступлением в ВОАК отчетов ряда комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав информация о количестве рассмотренных дел отражается не в полном объеме.

Муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав не рассматривались дела об административных правонарушениях, предусмотренных КВОоАО:

в 2008-2009 гг. – Иловлинского, Котовского, Нехаевского и Урюпинского районов;

в 2011 году – Алексеевского, Киквидзенского и Клетского районов;

 

в первом полугодии 2012 года – Алексеевского, Быковского, Руднянского и Фроловского районов.

4 декабря 2012 г. комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области проводился семинар специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских округов Волгоградской области и районов городского округа город-герой Волгоград по вопросу: "Административная практика в деятельности комиссий        по делам несовершеннолетних и защите их прав".

Согласно информации КДНиЗП Быковского муниципального района рассмотрение протоколов об административных правонарушениях, поступивших во втором квартале т.г., состоялось в третьем квартале; отчет за третий квартал своевременно направлен в ВОАК. Кроме того, одной из причин низких показателей по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Волгоградской области об административной ответственности, является регулярное проведение профилактических мероприятий по выявлению безнадзорного нахождения детей в общественных местах в ночное время.

Согласно информации министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области при реализации административного законодательства Волгоградской области возникали проблемы, поскольку федеральным законодательством не определены права органов исполнительной власти субъекта РФ в сфере организации транспортного обслуживания населения, в том числе по проведению проверок деятельности перевозчиков, без результатов которых невозможно рассмотрение вопросов о привлечении перевозчиков за нарушение правил транспортного обслуживания населения (статья 11.6 КВОоАО).

В соответствии с Законом Волгоградской области от 13.11.2012 г. № 147-ОД
"Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области" к компетенции организатора транспортного обслуживания отнесены заключение договоров транспортного обслуживания и осуществление контроля за исполнением договоров транспортного обслуживания. В настоящее время министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области разрабатываются необходимые правовые акты с целью урегулирования существующих проблем.

 

Статьей 2.9 Кодекса устанавливаются перечни должностных лиц, уполномоченных в пределах их компетенции составлять протоколы  об административных правонарушениях.

Далее в таблице указаны сведения о количестве протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Волгоградской области об административной ответственности (в соответствии с отчетом ВОАК), составленных должностными лицами уполномоченных органов (в том числе в процентах от числа составленных протоколов):

наименование уполномоченного органа/

год (поступило протоколов об административных правонарушениях)

1 п/г 2012 г. (16918)

2011 г. (36620)

2010 г. (33378)

2009 г. (39076)

полиции (до 2012 г. – милиция общественной безопасности)

36,9%

(6233)

43,2% (15822)

63,1% (21065)

64,3% (25118)

должностные лица министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (управления транспорта и коммуникаций администрации Волгоградской области)

0,2%

(26)

 

-

 

-

 

1

 

органа, уполномоченного в сфере управления муниципальным имуществом

0,3%

(54)

0,6% (235)

1,0% (331)

2,3% (881)

органа, уполномоченного в сфере государственного строительного надзора; органов, уполномоченных в сфере архитектуры и градостроительства, землепользования

0,1%

(15)

0,1% (41)

0,1% (40)

0,2% (71)

органов, уполномоченных в сфере благоустройства, управления жилищно-коммунальным хозяйством, а также муниципальных учреждений жилищно-коммунального хозяйства

19,6%   (3306)

20,4 (7455)

14,4% (4823)

18,2% (7124)

членами территориальных административных комиссий, не являющихся должностными лицами органов, указанных в частях 3 и 4 статьи 2.9 КВОоАО

28%

(4738)

20,0% (7328)

13,9% (4646)

9,7% (3800)

иными органами и должностными лицами, указанными в части 3 статьи 2.9 КВОоАО (21)

1,1%

(191)

1,3% (473)

2,0% (667)

0,07% (28)

иными органами и должностными лицами, указанными в части 4 статьи 2.9 КВОоАО (18)

13,1%

(2213)

13,9% (5108)

5,0% (1683)

4,1% (1595)

 

Возвращено протоколов должностным лицам, их составившим, вследствие некачественного оформления:

2005 г.

2006 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1 п/г 2012 г.

8,9 %

(338 из 3805 поступивших)

9 %

(2805 из 30174)

 

5,2 %

(2102 из 40779)

7,7 %

(3000 из 39076)

6%

(2000 из 33378)

 

3 %

(1101 из 36620)

5,1%

(860 из 16892)

Как видим, по-прежнему наибольшая часть протоколов об административных правонарушениях составляется должностными лицами полиции; на втором месте до 2012 г. – органов, уполномоченных в сфере благоустройства, управления жилищно-коммунальным хозяйством, а также муниципальных учреждений жилищно-коммунального хозяйства, в 2012 г. – членами территориальных административных комиссий, не являющихся должностными лицами органов, указанных в частях 3 и 4 статьи 2.9 КВОоАО.

В последние годы заметно возросло количество протоколов об административных правонарушениях, составляемых членами территориальных административных комиссий, и снизилось количество протоколов, составляемых должностными лицами полиции.

В 2012 году были награждены члены территориальных административных комиссий:

8 человек – Почетной грамотой Волгоградской областной Думы (постановление Волгоградской областной Думы от 20 декабря 2012 г. № 78/3397);

3 человека – Почетной грамотой Губернатора Волгоградской области (постановление Губернатора Волгоградской области от 16 января 2013 г. № 26).

Согласно информации ВОАК в целом хороших показателей в 2012 году добились территориальные административные комиссии городских округов город-герой Волгоград и город Волжский, Алексеевского, Камышинского, Кумылженского, Николаевского, Октябрьского, Палласовского, Серафимовичского, Урюпинского муниципальных районов.

Очевидное снижение результатов наблюдается в работе территориальных административных комиссий городского округа город Камышин, Городищенского, Даниловского, Котовского, Новоаннинского муниципальных районов.

Надо отметить, что в ряде районов и городских округов протоколы об административных правонарушениях составляются в основном сотрудниками органов внутренних дел: в городском округе г. Камышин (90%), в Быковском (73%), Городищенском (76%), Даниловском (89%), Дубовском (72%), Камышинском (73%), Котельниковском (81%), Ленинском (85%), Нехаевском (88%), Новоаннинском (99%), Светлоярском (85%) муниципальных районах.

В 2012 году Волгоградской областной административной комиссией направлялись представления главам городского округа город Михайловка, Городищенского, Даниловского, Котельниковского, Новониколаевского, Серафимовичского муниципальных районов, Котельниковского городского поселения, Тормосиновского сельского поселения Чернышковского муниципального района, Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района.

Очевидно, что активизация деятельности должностных лиц органов местного самоуправления, их учреждений по составлению протоколов приведет к повышению эффективности реализации Кодекса Волгоградской области об административной ответственности и, соответственно, к обеспечению порядка и исполнения нормативных правовых актов.

Согласно отчетам ВОАК:

снижение количества протоколов об административных правонарушениях в 2010 г. по сравнению с 2009 г. связано с существенным сокращением численности муниципальных служащих и иных должностных лиц, обеспечивающих составление протоколов (г. Волгоград, г. Волжский) и реформированием органов внутренних дел;

увеличение количества протоколов в 2011 г. – с повышением эффективности деятельности муниципальных служб г. Волгограда, а также началом деятельности ответственных секретарей территориальных административных комиссий на профессиональных началах.

По-прежнему наибольшее количество дел рассматривалось об административных правонарушениях в сфере благоустройства, об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность: наименьшее – об административных правонарушениях, посягающих на отдельные права граждан, об административных правонарушениях в области охраны объектов культурного наследия (приложение 1).

По 24 статьям (из 107 статей) Кодекса Волгоградской области об административной ответственности в 2008 году – 1 полугодии 2012 года протоколы об административных правонарушениях не составлялись и дела                    об административных правонарушениях не рассматривались:

3.2 – неисполнение решения муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

4.1 – нарушение правил бесплатного и льготного лекарственного обеспечения населения;

5.5 – переустройство объекта нежилого фонда, находящегося в собственности Волгоградской области, с нарушением порядка согласования переустройства объекта нежилого фонда;

10.2 – причинение вреда объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры) регионального значения;

10.4 – нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, их территорий и зон их охраны;

10.5 – причинение вреда объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры) местного значения;

10.6 – нарушение порядка производства работ и осуществления хозяйственной деятельности на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) местного значения

10.7 – действия (бездействие), препятствующие проведению проверки сохранности либо изучению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения;

11.2 – нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог местного значения или дорожных сооружений;

11.4 – воспрепятствование выполнению обязанностей работниками транспорта общего пользования;

13.1 – нарушение порядка использования Герба и Флага Волгоградской области, надругательство над Гербом и Флагом Волгоградской области;

13.4 – невыполнение законных требований депутата Волгоградской областной Думы;

13.5 – воспрепятствование деятельности и (или) вмешательство  в деятельность уполномоченного по правам человека в Волгоградской области;

13.9 – неисполнение уполномоченными должностными лицами обязанности по составлению протокола об административном правонарушении;

13.10 – неисполнение письменного предписания государственного органа Волгоградской области об устранении нарушений областных законов по вопросам осуществления государственных полномочий;

13.13 – нарушение порядка реализации правотворческой инициативы граждан;

13.14 – воспрепятствование участию граждан в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления;

13.16 – нарушение порядка назначения и проведения собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов), порядка избрания делегатов;

13.17 – нарушение порядка назначения и проведения опроса граждан;

13.22 – изготовление и (или) распространение фашистской атрибутики или символики;

14.11 – неисполнение указаний руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации или вмешательство в его действия;

14.12 – воспрепятствование доступу должностных лиц органов, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на территорию организации;

14.13 – невыполнение требований нормативных правовых актов Волгоградской области по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

С 2005 года не рассматривались дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 4.1 и 11.2 указанного Кодекса.

Наибольшее количество дел об административных правонарушениях рассмотрено по следующим статьям КВОоАО (сравниваются данные 2010 и 2011 годов):

 

1 п/г 2012 г.

2011 г.

2010 г.

2009 г.

статья 8.7 (нарушение правил благоустройства территорий поселений)

7232

16553

 

9460

 

13689

 

статья 8.3 (осуществление торговли, организация общественного питания, предоставление бытовых услуг вне специально отведенных для этого мест)

3411

9182

 

12482

 

14081

 

 

статья 8.16 (нарушение правил содержания домашних животных, скота и птицы)

1250

2630

2245

 

1976

 

статья 14.9 (нарушение тишины и покоя граждан)

911

 

1172

 

1051

 

752

 

 

Количество дел, рассмотренных по указанным статьям в 2010-2011 годах, составило соответственно 79,9% и 82,9% всех рассмотренных дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Волгоградской области об административной ответственности.

Статьи КВОоАО, по которым значительно возросло количество рассмотренных дел:

 

1 п/г 2012 г.

2011 г.

2010 г.

2009 г.

статья 5.3 (нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в собственности Волгоградской области, и использования указанного объекта)

0

44

1

4

статья 8.1 (установка и (или) эксплуатация нестационарных объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, киосков, павильонов с нарушением установленного порядка)

651

175

55

64

статья 8.4 (нарушение порядка размещения и содержания вывесок, указателей, объявлений, листовок и иной наружной информации, а равно их порча или уничтожение)

43

117

84

85

 

статья 8.5 (нарушение требований по установке, размещению, содержанию и эксплуатации объектов праздничного и тематического оформления, объектов наружной рекламы)

60

199

99

48

статья 8.14 (нарушение порядка обращения с бытовыми отходами на территории поселений)

231

 

540

457

204

 

Статьи КВОоАО, по которым значительно снизилось количество рассмотренных дел:

 

1 п/г 2012 г.

2011 г.

2010 г.

2009 г.

статья 4.5 (нахождение детей в местах,                  в которых не допускается нахождение детей, а также безнадзорное нахождение детей, не достигших возраста 16 лет, в общественных местах в ночное время)

203

314

623

343

статья 8.6 (несанкционированное нанесение надписей и рисунков)

2

     9

 

15

 

8

 

статья 8.10 (загрязнение территорий поселений, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств)

238

 

595

756

499

статья 14.1 (изготовление или хранение с целью сбыта, сбыт крепких спиртных напитков бытовой выработки)

323

 

716

1227

1062

 

статья 14.2 (сбыт спиртосодержащей жидкости непромышленного производства)

127

482

 

832

 

1154

 

 

В информации ВОАК отмечается, что для обеспечения эффективности реализации КВОоАО необходимо:

увеличение количества субъектов, имеющих право составлять протоколы (например, по статье 8.9 (нарушение правил содержания, эксплуатации и устройства наружного освещения)(протоколы составляются территориальными административными комиссиями, должностными лицами органа, уполномоченного в сфере благоустройства, должностными лицами органа, уполномоченного в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством, главами городских и сельских поселений, а также должностными лицами ОМСУ, специально уполномоченными составлять протоколы);

совершенствование федерального законодательства (в части зачисления административных штрафов в бюджеты городских округов и муниципальных районов; реализации возможности замены административного штрафа социально значимыми работами).

 Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях:

 

1 п/г 2012 г.

2011 г.

2010 г.

Прекращены по различным основаниям

1662

2110

2178

Применены административные наказания

В виде предупреждения

7751

16183

12332  

В виде штрафа

6624

17368

17095

Наложено штрафов на сумму/исполнено наказаний в виде штрафов на сумму (тыс.рублей), в том числе в процентах

Волгоградской областной административной комиссией

42,8/42,8

(100%)

86,5/77,5

(89,6%)

27,0/27,0

(100%)

территориальными административными комиссиями

 

7607,8/

4468,8

(58,7%)

21115,27/

10893,5

(51,6%)

 

19735,92/

10711,99

(54,3%)

мировыми судьями

-

510,5

(нет сведений)

116,5

(нет сведений)

муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав

55,2/20,0

(36,2%)

83,6/39,1

(46,8%)

86,6/38,2

(44,1%)

министерство финансов Волгоградской области (комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области)

258,0/352,0

 

1222,0/991,0

(81%)

2243,5/1304,0

(58,1%)

комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области (комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области)

37,5/8,4

(22,4%)

180,8/79,0

(43,7%)

217,5/147,5

(67,8%)

           

 

Во исполнение части 6 статьи 2.9 КВОоАО правовыми актами большинства органов исполнительной власти и государственных органов Волгоградской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 2 и 3 указанной статьи, установлены перечни должностных лиц, уполномоченных в пределах их компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях.

Не изданы правовые акты:

 

комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       приказ комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области от 08.11.2012 г. № 171 "О признании утратившим силу приказа комитета по чрезвычайным ситуациям, обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и взаимодействию с органами военного управления администрации Волгоградской области от 03 марта 2011 г. № 44 "Об утверждении перечня должностных лиц комитета по чрезвычайным ситуациям, обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и взаимодействию с органами военного управления администрации Волгоградской области, уполномоченных на составление протоколов

об административных правонарушениях";

         согласно информации комитета:

       комитет как орган исполнительной власти Волгоградской области не наделен полномочиями по осуществлению надзора и регионального контроля в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, охраны жизни людей на водных объектах;

       за период 2009-2012 гг. протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 12.1, 14.10, 14.12, 14.13 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности не составлялись;

         предложено рассмотреть вопрос о внесении изменения в Кодекс Волгоградской области об административной ответственности:

       пункт 22 части 3 статьи 2.9 Кодекса изложить в следующей редакции:

"22) должностными лицами органов, осуществляющих на территории Волгоградской области государственный надзор и контроль по вопросам гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 14.10 - 14.13 настоящего Кодекса;" (в Кодексе - должностными лицами органа исполнительной власти Волгоградской области, обеспечивающего реализацию полномочий Волгоградской области…)

 

министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области

      в информации министерства:

       отмечается, что статьи 12.1-12.3 Кодекса Волгоградской области воспроизводят нормы статей 15.14-15.16 КоАП РФ, составление протоколов об административных правонарушениях по которым возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;

       ставится вопрос о правомерности наделения главных распорядителей бюджетных средств полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями;

       предлагается учесть информацию министерства в целях исключения неясности и неопределенности содержания правовых норм и совершенствования регионального административного законодательства

      

           

В связи с реорганизацией (Закон Волгоградской области от 15.03.2012 г.  № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области") система органов исполнительной власти расширилась: создано министерство по делам территориальных образований Волгоградской области, которое (постановление Губернатора Волгоградской области от 10.07.2012 г. № 572 "Об утверждении Положения о министерстве по делам территориальных образований Волгоградской области"):

участвует в проведении единой государственной политики по вопросам организации местного самоуправления;

участвует в обеспечении взаимодействия органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления Волгоградской области с органами исполнительной власти Волгоградской;

оказывает содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области по вопросам муниципальной службы, в том числе по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, проводит мониторинг исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о муниципальной службе, анализ кадрового состава органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области.

Глава 13 КВОоАО предусматривает ответственность за административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, местного самоуправления и порядок управления.

С учетом изложенного представляется возможным наделить министерство по делам территориальных образований Волгоградской области полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.10, 13.10.1, 13.12-13.18 КВОоАО.

 

Согласно информации прокуратуры Волгоградской области в 2010-2012 годах органами прокуратуры области возбуждено около 360 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями КВОоАО, внесено более 30 предписаний об устранении нарушений административного законодательства, опротестовано около 400 постановлений по делам об административных правонарушениях, о недопустимости нарушений  в указанной сфере предостережено 4 лица.

Например, 03.05.2011 г. прокуратурой г. Волгограда на основании информации контрольно-счетной палаты Волгоградской области о нецелевом использовании МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" средств бюджета г. Волгограда в 2010 году в сумме 1 013,3 тыс. рублей возбуждено административное производство по ст. 12.1 (нецелевое использование бюджетных средств) КВОоАО в отношении указанного юридического лица и его руководителя. Виновные лица привлечены к административной ответственности, им назначено наказание в виде штрафа.

Нарушения в деятельности территориальных административных комиссий при осуществлении административной юрисдикции в сфере административной ответственности, предусмотренной КВОоАО, являлись основанием для принятия мер прокурорского реагирования прокурорами Ворошиловского и Тракторозаводского районов г. Волгограда, Суровикинского, Котовского, Котельниковского, Городищенского, Ольховского, Дубовского районов, Фроловским межрайонным прокурором.

Вопросы соблюдения административного законодательства находятся на постоянном контроле прокуратуры Волгоградской области.

Согласно информации ВОАК, по вопросам деятельности административных комиссий было внесено актов прокурорского реагирования: в 2011 г. – 129 (обоснованность 96 подтверждена судом), в 2010 г. – 102 (79), в 2009 г. – 184 (139). При этом отмечается, что зачастую решения судов касались не существа рассмотренных дел, а процессуальных вопросов.

В письме прокуратуры Волгоградской области предложено определить позицию Волгоградской областной Думы в части соответствия федеральному законодательству статей 4.5, 4.6 и 6.3 Кодекса Волгоградской области  об административной ответственности.

В соответствии с юридической справкой правового управления аппарата Волгоградской областной Думы несоответствий требованиям федерального законодательства при правовом анализе указанных норм не выявлено.

По указанным статьям рассмотрено дел:

 

1 п/г 2012 г.

2011 г.

2010 г.

2009 г.

2008 г.

Статья 4.5. Нахождение детей в местах, в которых не допускается нахождение детей, а также безнадзорное нахождение детей, не достигших возраста 16 лет, в общественных местах в ночное время (КДНиЗП)

203

314

623

343

324

Статья 4.6. Непринятие мер по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию (КДНиЗП)

5

12

3

5

3

Статья 6.3. Нарушение дополнительных требований пожарной безопасности (территориальные административные комиссии, орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного в сфере охраны окружающей среды)

33

414

 

 

 

 

Кроме того, прокуратурой Волгоградской области проведена сверка регионального законодательства с федеральным, по результатам которой, согласно информации прокуратуры, подлежат признанию утратившими силу статьи 6.1, 8.8, 8.10, 8.13, 8.14, 8.16, 8.17, 11.6 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности (на основании определения Верховного Суда РФ от 30.05.2012 г. № 81-АПГ12-1 о частичной отмене решения Кемеровского областного суда от 24.01.2012 г. и признании частично противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Кемеровской области от 16.06.2006 г. № 89-ОЗ "Об административных правонарушениях в Кемеровской области" (в редакции Закона Кемеровской области от 03.11.2011 г. № 119-ОЗ).

Согласно информации ВОАК, отсутствуют правовые и иные основания для внесения изменений в Кодекс Волгоградской области об административной ответственности в связи с судебными решениями, касающимися законодательства Кемеровской области.

Согласно экспертному заключению Управления Минюста России по Волгоградской области Кодекс Волгоградской области об административной ответственности не соответствует федеральному законодате6льству в части возложения на полицию права составления протоколов об административных правонарушениях в сферах, не относящихся к охране общественного порядка и общественной безопасности (имеются в виду статьи 6.1, 6.3, 8.8, 8.11, 9.5, 9.6, 11.3, 11.4, 14.10.1 указанного Кодекса).

По вопросу совершенствования Кодекса Волгоградской области  об административной ответственности 28 сентября 2012 г. было проведено рабочее совещание в присутствии представителей Управления Минюста России по Волгоградской области, прокуратуры Волгоградской области, Губернатора Волгоградской области, ВОАК, ГУ МВД России по Волгоградской области,                по результатам которого ВОАК подготовлен проект закона Волгоградской области о внесении изменений в указанный Кодекс в целях совершенствования административного законодательства Волгоградской области. Необходимость внесения этих изменений вытекает из анализа практики применения некоторых статей Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.

 

Во исполнение постановления Волгоградской областной Думы от 29 марта 2012 г. № 61/2470 "О рекомендациях парламентского часа по вопросу состояния законности и правопорядка на территории Волгоградской области в 2011 году" Волгоградской областной административной комиссией проделана соответствующая работа (согласно информации ВОАК):

рекомендации

исполнение

усилить контроль

за деятельностью территориальных административных комиссий городских и сельских поселений

по итогам 1 квартала 2012 года главам Городищенского, Даниловского, Котельниковского, Михайловского, Новониколаевского, Серафимовичского муниципальных районов, городского поселения г. Котельниково вынесены предписания об устранении нарушений законодательства по вопросам осуществления переданных полномочий;

в мае-июне 2012 г. – контрольные выезды в территориальные административные комиссии Городищенского муниципального района, Городищенского, Ерзовского городских поселений, Песковатского сельского поселения Городищенского муниципального района, Усть-Грязнухинского и Чухонастовского сельских поселений Камышинского муниципального района

повысить уровень взаимодействия территориальных административных комиссий с органами внутренних дел и службой судебных приставов

в целях увеличения взыскиваемости наложенных административных штрафов

постановлением Волгоградской областной административной комиссии от 05.05.2012 г. № 8-41/12-34 утвержден порядок осуществления Волгоградской областной административной комиссией и территориальными административными комиссиями взаимодействия по списанию в учете задолженности по денежным обязательствам перед областным бюджетом, возникшей при применении мер административной ответственности; в настоящее время ведется работа по списанию дебиторской задолженности за 2009-2011 годы;

взыскиваемость административных штрафов в первом полугодии 2012 г. выросла на 4.9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 58,3% (в 2011 г. – 51,6% (применено на сумму 21115,27 тыс.руб., исполнено на сумму 10893 тыс.руб.), в 2010 г. – 54,3% (применено на сумму 19735,92 тыс.руб., исполнено на сумму 10711,99 тыс.руб.)

по итогам первого полугодия 2012 года провести мониторинг правоприменения норм Кодекса Волгоградской области об административной ответственности в части составов административных правонарушений, которые были исключены

из подведомственности органов внутренних дел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

доля протоколов, составленных должностными лицами ОВД:

в 1 полугодии 2011 г. составляла 54,5% (8521 протокол из 15637 поступивших);

в 1 полугодии 2012 г. – 36,9% (6233 из 16892);

в связи с изменениями, внесенными в Кодекс Волгоградской области об административной ответственности в марте т.г., из компетенции должностных лиц ОВД исключены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по ст.ст. 8.7, 8.9.1, 8.10, 8.16, 8.17, 11.6;

по самым востребованным из указанных статей должностными лицами ОВД было составлено протоколов:

 

1 полугодие 2012 г.

 

1 полугодие 2011 г.

ст. 8.7 (нарушение правил благоустройства территорий поселений)

440

1460

ст. 8.10 (загрязнение территорий поселений, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств)

144

244

ст. 8.16 (нарушение правил содержания домашних животных, скота и птицы)

459

791

ст. 8.17 (нарушение правил выпаса сельскохозяйственных животных)

 

45

107

 

разработать комментарий

к статьям Кодекса Волгоградской области

об административной ответственности, предусматривающим правонарушения,

по которым протоколы составляют сотрудники полиции

 

подготовлены комментарии к статьям Кодекса, предусматривающим правонарушения, по которым протоколы составляют сотрудники полиции;

внесено предложение о включении в долгосрочную областную целевую программу "Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области" мероприятия по ежегодному изданию актуальных редакций текстов Кодекса Волгоградской области об административной ответственности и учебно-методических пособий для должностных лиц, осуществляющих применение норм административного законодательства

 

В информации ВОАК отмечено, что в настоящее время в ВОАК поступают обращения органов местного самоуправления с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в КВОоАО в части наделения должностных лиц ОВД полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях предусмотренных статьями 8.10 (загрязнение территорий поселений, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств), 8.16 (нарушение правил содержания домашних животных, скота и птицы) и 8.17 (нарушение правил выпаса сельскохозяйственных животных) указанного Кодекса. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, составляются в настоящее время должностными лицами трех-четырех органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и составлять протоколы (приложение 2).

Согласно информации ВОАК основными причинами такой просьбы являются: отсутствие у членов административных комиссий, должностных лиц органов местного самоуправления властных полномочий, а также возможности проведения мероприятий по установлению лиц, совершивших правонарушения, установления их местонахождения, задержания и доставления до места составления протокола об административном правонарушении, что фактически могут осуществлять только сотрудники органов внутренних дел.

Также в рамках работы постоянной комиссии по вопросам правопорядка и рассмотрению кандидатур на должность мирового судьи поступило обращение Главного Управления Министерства внутренних дел РФ по Волгоградской области об изучении возможности исключения права составления протоколов об административных правонарушениях в сферах, не относящихся к охране общественного порядка и общественной безопасности из Кодекса Волгоградской области об административной ответственности. На данное обращение получено заключение ВОАК, правового управления аппарата Волгоградской областной Думы и Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области. Однако, на сегодняшний день отсутствует согласованная позиция ВОАК и ГУ МВД по Волгоградской области, в связи с чем представляется целесообразным продолжить работу по изучению предложений ГУ МВД по Волгоградской области.

Согласно постановлению главы администрации Волгоградской области от 29.05.2009 г. № 587 "Об утверждении Порядка представления отчета территориальной административной комиссии по рассмотрению дел об административных правонарушениях" в ВОАК создана база данных, позволяющая отслеживать и проводить изучение реализации большинства статей Кодекса Волгоградской области об административной ответственности. По итогам календарного года (а также поквартально) указанная информация доводится до сведения органов государственной власти Волгоградской области, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Данные об эффективности реализации отдельных статей указанного Кодекса используются при организации профилактической работы, в законотворческой деятельности Волгоградской областной Думы.

Кроме изложенного, имеются предложения по юридико-технической и лингвистической правке (приложение 3).

Предложения по результатам проведенного анализа практики применения Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД:

1. Рассмотреть настоящую аналитическую записку на заседании постоянной комиссии по вопросам правопорядка и рассмотрению кандидатур на должность мирового судьи комитета Волгоградской областной Думы по организации государственной власти и местному самоуправлению и на заседании комитета Волгоградской областной Думы по организации государственной власти и местному самоуправлению.

2. Обратить внимание Губернатора Волгоградской области на отсутствие правовых актов, устанавливающих перечни должностных лиц, уполномоченных в пределах их компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные частью 6 статьи 2.9 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД, в комитете по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области и министерстве экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области.

3. Рекомендовать Губернатору Волгоградской области рассмотреть вопрос о возможности наделения министерства по делам территориальных образований Волгоградской области полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.10, 13.10.1, 13.12-13.18 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД.

4. Рекомендовать Правительству Волгоградской области рассмотреть возможность включения в перечень мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области" на 2010-2014 годы издания Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД и методических материалов для должностных лиц, осуществляющих применение норм административного законодательства, ежегодно.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления принять надлежащие меры по обеспечению исполнения Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД в части составления протоколов об административных правонарушениях должностными лицами органов местного самоуправления, их учреждений.

6. Рекомендовать Волгоградской областной Думе, Губернатору Волгоградской области, Волгоградской областной административной комиссии изучить вопрос о целесообразности внесения изменений в Кодекс Волгоградской области об административной ответственности в части сокращения числа статей, по которым право составления протоколов предоставлено органам внутренних дел (полиции).

7. Рекомендовать органам местного самоуправления:

принять надлежащие меры по обеспечению исполнения Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД в части составления протоколов об административных правонарушениях должностными лицами органов местного самоуправления, их учреждений;

городского округа город Камышин, Городищенского, Даниловского, Котовского, Новоаннинского муниципальных районов Волгоградской области рассмотреть вопрос о результатах деятельности территориальных административных комиссий в 2012 году.

8. Рекомендовать Волгоградской областной административной комиссии изучить практику применения административного законодательства и организацию деятельности административных комиссий в субъектах Российской Федерации.

9. Направить информацию о результатах контроля за исполнением Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области для сведения и учета в работе.

 

 

Обновлено 01.04.2013 08:56
 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru