Волгоградская областная Дума: Новости
Аналитическая записка об изменениях в федеральном законодательстве в сфере местного самоуправления (ноябрь-декабрь 2011 года) Печать
За период с ноября 2011 года по декабрь 2011 года изменилось федеральное законодательство, регулирующее или затрагивающее деятельность органов местного самоуправления. В целях применения изменений федерального законодательства представительными органами муниципальных образований Волгоградской области информационно-аналитическим отделом аппарата Волгоградской областной Думы  подготовлена информация о наиболее значимых нормативных правовых актах.

 

1. Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»[1] (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ),  который вступает в силу с 1 января 2013 года[2], урегулированы отношения в сфере водоснабжения и водоотведения[3].

 

Согласно статье 6 Федерального закона № 416-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ;

10) иные полномочия, установленные Федеральным законом № 416-ФЗ.

Кроме того, Федеральный закон № 416-ФЗ содержит положения, которыми урегулированы:

- порядок осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения;

- обеспечение качества питьевой воды, горячей воды;

- обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения;

- вопросы установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

- организация планирования и развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

 

2. Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[4], вступающим в силу 1 января 2013 года, установлены требования к организации ведения бухгалтерского учета, определен правовой механизм его регулирования, основанный на сочетании деятельности органов государственной власти (к которым отнесены уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации) и негосударственных организаций. Введены более жесткие требования к лицам, занимающимся ведением бухгалтерского учета в организациях.

Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета должны утверждаться руководителями экономических субъектов по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы учета для организаций государственного сектора (в том числе органов местного самоуправления) будут устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством.

 

3. Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[5], вступившим в силу 5 декабря 2011 года[6], внесены изменения в ряд Федеральных законов, в части, касающейся уточнения и дополнения порядка предоставления гражданами и организациями государственным и муниципальным органам различных документов, и порядка запроса и получения этих документов в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Изменения, в том числе, внесены в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым:

универсальные электронные карты будут выдаваться гражданам на основании заявлений с 1 января по 31 декабря 2013 года, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

введена новая глава, регулирующая досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий либо бездействия органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу;

установлен срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о предоставлении документов и информации (он не должен превышать пяти рабочих дней);

Правительству Российской Федерации предоставлено полномочие утверждать перечень сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. В частности, за требование должностным лицом документов или платы, не предусмотренных законодательными и подзаконными актами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, установлен административный штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

 

4. Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[7], вступившим в силу 1 января 2012 года, внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ):

дано определение таких терминов как «лицо, замещающее муниципальную должность» и «благоустройство территории поселения (городского округа)»;

дополнены перечни вопросов местного значения поселения вопросами по утверждению правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; по установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; по организации благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

уточнены положения, касающиеся системы органов местного самоуправления:

  1. выделен в отдельную форму непосредственного осуществления населением местного самоуправления сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек;
  2. установлено, что в случае, если  в поселении численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, в данном поселении избирается представительный орган;
  3. определены положения перехода от формирования представительного органа муниципального района к избранию на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права;
  4. установлено, что в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек глава муниципального образования избирается на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и исполняет полномочия главы местной администрации;
  5. установлено, что в случае внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, предусматривающих избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава, выборы главы муниципального образования не назначаются и не проводятся, если муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования;
  6. установлено, что контракт с главой местной администрации муниципального района, представительный орган которого формируется в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района и не может быть менее чем два года и более чем пять лет;
  7. дополнены случаи досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта. Так, полномочия  прекращаются досрочно в случае вступления в должность главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации;
  8. определено, что в случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования, устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования;
  9. установлено, что глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования и  федеральными законами; глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований;
  10. изложена в новой редакции статья, регулирующая вопросы организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования;

продлен до 1 января 2015 года срок описания и утверждения границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.

Согласно положениям Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ органы местного самоуправления:

в течение пяти месяцев со дня вступления в силу указанного Федерального закона принимают либо приводят в соответствие с указанными положениями нормативные правовые акты, касающиеся благоустройства территорий;

будут далее осуществлять полномочие по отчуждению или перепрофилированию муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 1 января 2006 года[8].

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ до 1 января 2017 года предельный объем муниципального долга может превысить ограничения, установленные пунктами 2 и 3 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в пределах объема муниципального долга по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января текущего года и (или) в случае утверждения нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета бюджетных кредитов, привлекаемых в текущем финансовом году местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в пределах указанных кредитов.

 

5. Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[9], вступившим в силу  1 декабря 2011 года, внесены изменения в некоторые законодательные акты, в том числе в Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ) в целях создания условий для строительства жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов, отнесённых к жилью экономического класса, для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений.

Федеральным законом № 349-ФЗ, путём внесения изменений в  Федеральный закон № 161-ФЗ устанавливается возможность предоставления земельных участков, находящихся в собственности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее – Фонд) в безвозмездное срочное пользование для строительства многоквартирных домов жилищно-строительным кооперативам, создаваемым из числа работников:

ü        государственных общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных общеобразовательных учреждений;

ü        государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

ü        государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных учреждений здравоохранения;

ü        государственных учреждений культуры, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных учреждений культуры[10] (далее – кооператив).

Земельные участки Фонда могут быть переданы в безвозмездное срочное пользование кооперативу при условии, что ранее такому кооперативу:

1) не передавался или не предоставлялся земельный участок Фонда для жилищного строительства в порядке, установленном статьей 16.5 Федерального закона № 161-ФЗ;

2) не передавался или не предоставлялся земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Помимо земельных участков Фонда в безвозмездное срочное пользование указанным кооперативам могут передаваться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно изменениям, органы местного самоуправления направляют в орган государственной власти субъекта Российской Федерации списки имеющих право быть принятыми в члены кооператива работников муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, муниципальных учреждений здравоохранения, муниципальных учреждений культуры.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления на основании письменного запроса кооператива вправе передавать ему безвозмездно архитектурные проекты и проектную документацию объектов жилищного строительства (право их использования).

 

Соответствующие изменения внесены в Земельный кодекс Российской Федерации. Так, органами местного самоуправления в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

 

6. Федеральным законом от 28 ноября 2011 года № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[11], вступившим в силу 29 ноября 2011 года[12], внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области градостроительной деятельности отнесено проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В случае поступления в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения, городского округа.

 

7. Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»[13], вступившим в силу 3 декабря 2011 года[14], в отдельные законодательные акты внесены изменения, направленные на повышение эффективности деятельности по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых отдельными категориями должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

 

1. Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон):

- муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи; уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта;

- гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления предусмотренных  Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;

- гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Также внесены изменения в статью, содержащую положения об урегулировании конфликта интересов на муниципальной службе. Установлено, что:

- предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

- в случае, если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

- непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы;

- непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего, являющегося представителем нанимателя, с муниципальной службы;

- для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов и др.

 

2. В соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения, в границах муниципального района, в границах городского округа отнесено соответственно к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа.

Установлено, что глава муниципального образования,  глава местной администрации, а также депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Кроме того установлено, что несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, является одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку.

 

3. В соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Статья, регулирующая вопросы представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, изложена в новой редакции.

Введена статья, устанавливающая случаи увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия.

Внесены и иные изменения.

 

8. Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»[15], вступившим в силу 15 января 2012 года,  установлены основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

Согласно положениям указанного закона, государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь.

В случае, если федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, они оказывают содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечивают ее поддержку в пределах полномочий, предусмотренных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи, участвовать в создании муниципальных юридических бюро и оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 указанного Федерального закона.

Органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, в формах и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

В целях правового информирования и правового просвещения населения органы местного самоуправления и должностные лица обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети «Интернет» либо доводить до граждан иным способом следующую информацию:

1) порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи;

2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей;

3) компетенция и порядок деятельности органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц;

4) правила оказания государственных и муниципальных услуг;

5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;

6) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.

Органы местного самоуправления могут осуществлять правовое информирование и правовое просвещение населения в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Финансирование расходов органов местного самоуправления, связанных с созданием и деятельностью муниципальных юридических бюро, установлением дополнительных гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи в порядке, установленном статьей 14 указанного Закона, является расходным обязательством местных бюджетов.

 

9. Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[16], вступившим в силу 22 ноября 2011 года[17], определены правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина в сфере здравоохранения и гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность федеральных, региональных и местных органов власти в сфере охраны здоровья граждан; права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

Указанным Законом введен понятийный аппарат наиболее общих и значимых для всей сферы здравоохранения понятий, которые требуют однозначного толкования для формирования единой правоприменительной практики.

Также Законом установлены основные принципы охраны здоровья:

- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

- приоритет охраны здоровья детей;

- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

- доступность и качество медицинской помощи;

- недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

- соблюдение врачебной тайны.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья относятся:

1) создание условий для оказания медицинской помощи населению;

2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий;

3) информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

4) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;

5) участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

6) реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

7) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

 

10. Федеральным законом от 16 ноября 2011 года № 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»[18], вступающим в силу 1 февраля 2012 года, внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», в соответствии с которыми с 1 февраля 2012 года негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения получат доступ к финансовому обеспечению за счет бюджетной системы Российской Федерации - прием в негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения для обучения за счет бюджетных ассигнований будет осуществляться на тех же условиях, что и в государственные и муниципальные образовательные учреждения.

Кроме того, изменения внесены в статью, регулирующую особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования. В частности установлено, что контрольные цифры приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются на конкурсной основе по направлениям подготовки (специальностям), реализуемым в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования. Порядок установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств местных бюджетов определяется органами местного самоуправления.

 

11. Федеральным законом от 8 ноября 2011 года № 310-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений»[19], вступившим в силу 1 января 2012 года, определено, что учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Кроме того, установлено, что правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением, и имеют право на получение общего образования.

 

12. Федеральным законом от 6 ноября 2011 года № 299-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[20], вступившим в силу 20 ноября 2011 года, установлено, что органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Органы местного самоуправления привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов.

 

 

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 958, вступившим в силу 6 декабря 2011 года, утверждено Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», согласно которому система-112 предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.

Органам местного самоуправления рекомендуется завершить до 2017 года работы по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в том числе путем реализации целевых программ; предусматривать при формировании проектов соответствующих бюджетов средства на указанные мероприятия.

 

 

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года № 882 утверждены Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений или городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при утверждении и актуализации схем теплоснабжения.

 

3. Постановлением Правительства Российской Федерации  от 24 октября 2011 года № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)»[21], вступившим в силу 10 ноября 2011 года,  утверждены:

Положение о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»;

Правила ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»;

Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

требования к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций).

Органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться указанным Постановлением при утверждении актов, определяющих порядок формирования и ведения региональных и муниципальных реестров услуг (функций) с использованием государственных и муниципальных информационных систем, в том числе порядок размещения в них сведений.

 

4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 860[22], вступившим в силу 5 ноября 2011 года, утверждены Правила взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, которыми определен порядок взимания платы за предоставление пользователю информации по его запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

 

[1] Опубликован в Российской газете № 278с от 10.12.2011 и на официальном интернет-портале правовой информации /links.php?go=http://www.pravo.gov.ru, 08.12.2011.

[2] За исключением статьи 9, вступающей в силу с 1 января 2012 года и части 2 статьи 40, вступающей в силу с 1 января 2014 года.

[3] В статье 2 Закона закреплены основные понятия, согласно которым водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

[4] Опубликован в Российской газете № 278 от 09.12.2011 и на официальном интернет-портале правовой информации /links.php?go=http://www.pravo.gov.ru, 07.12.2011.

[5] Опубликован в Российской газете № 278 от 09.12.2011 и на официальном интернет-портале правовой информации /links.php?go=http://www.pravo.gov.ru, 05.12.2011.

[6] За исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

[7] Опубликован в Российской газете № 275 от 07.12.2011 и на официальном интернет-портале правовой информации /links.php?go=http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2011.

[8] В ранее действовавшей редакции срок осуществления таких полномочий был ограничен – до 1 января 2012 года.

[9] Опубликован в Российской газете № 275 от 07.12.2011 и на официальном интернет-портале правовой информации /links.php?go=http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2011.

[10] Часть 4 статьи 16.5 Федерального закона № 161-ФЗ (в редакции Федерального закона № 349-ФЗ).

[11] Опубликован в Российской газете № 275 от 07.12.2011 и на официальном интернет-портале правовой информации /links.php?go=http://www.pravo.gov.ru, 29.11.2011.

[12] За исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

[13] Опубликован в Российской газете № 266с от 26.11.2011 и на официальном интернет-портале правовой информации /links.php?go=http://www.pravo.gov.ru, 22.11.2011.

[14] За исключением отдельных положений, вступающих в иные сроки.

[15] Опубликован в Российской газете № 263 от 23.11.2011 и на официальном интернет-портале правовой информации /links.php?go=http://www.pravo.gov.ru, 22.11.2011.

[16] Опубликован в Российской газете № 263 от 23.11.2011 и на официальном интернет-портале правовой информации /links.php?go=http://www.pravo.gov.ru, 22.11.2011.

[17] За исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

[18] Опубликован в Российской газете № 261 от 21.11.2011 и на официальном интернет-портале правовой информации /links.php?go=http://www.pravo.gov.ru, 17.11.2011.

[19] Опубликован в Российской газете № 254 от 11.11.2011 и на официальном интернет-портале правовой информации /links.php?go=http://www.pravo.gov.ru, 10.11.2011.

[20] Опубликован в Российской газете № 251 от 09.11.2011 и на официальном интернет-портале правовой информации /links.php?go=http://www.pravo.gov.ru, 10.11.2011.

[21] Опубликовано в Российской газете № 246 от 02.11.2011.

[22] Опубликовано в Российской газете № 243 от 28.10.2011.

Обновлено 29.03.2012 16:23
 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru